Цели урока:
- Учить детей распознавать слова с парными согласным, подбирать проверочное слово.
- Закреплять умение определять главные члены предложения;
- Развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, способствовать обогащению словаря учащихся, формировать оценочную самостоятельность, учить
- навыкам самоконтроля;
- Воспитывать организованность, внимание, аккуратность, любовь и уважение к труду.
Оборудование: лента букв, веера согласных букв, карточки для индивидуальной дифференцированной работы.
Ход урока
I. Организационная часть.
Сегодня на уроке русского языка мы будем упражняться в написании слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова, поработаем с предложением, словарными словами.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
II. Целеполагание и мотивация.
1. Минутка чистописания
- запишите буквы
б п г д ж з
- Какие звуки обозначают записанные на доске буквы? (парные звонкие согласные)
- Под ними запишите парные глухие согласные (проверка по цепочке).
- Дайте характеристику звукам [ж],[ш]. в чем их особенность? (эти звуки всегда твердые). Какое правило правописания связано с особенностью этих звуков? (жи-ши пиши с и).
2. Словарная работа
На доске записаны слова.
Горо.., заво.., огоро.., моро.., арбу.., медве.. .
- Посмотрите внимательно на слова. Обратите внимание на пропущенные буквы. На какую орфограмму пропущены буквы в этих словах? (правописание парных звонких и глухих согласных).
- Давайте вспомним правило правописания парных звонких и глухих согласных.
Фронтальная работа: дети показывают веерами, какую букву надо вставить, подбирая проверочное слово.
- Какая еще орфограмма встречается в этих словах? (непроверяемая безударная гласная).
Задание: записать слова, обозначить ударение, подчеркнуть орфограммы.
- Придумайте предложения с одним из этих слов.
В это время 6 учащихся работаю с индивидуальными карточками (три уровня сложности).
Итог: Проверка индивидуальной дифференцированной работы. Выставление отметок. Заслушиваются составленные предложения.
Гимнастика для глаз
III. Актуализация знаний и умений.
Далее мы продолжим работу над парной звонкой и глухой согласной, поработаем с предложением.
Работа с деформированным предложением.
Ветерок дунул и слова в предложении перемешались. Составьте предложение.
платит, огород, труд, за, д..бром
Добром огород платит за труд.
- Как вы понимаете эту пословицу? Что значит “добром плати”? (дает богатый урожай).
- Назовите еще пословицы о труде. (Где труд, там и радость. Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда).
- Любой труд надо уважать. Вот и сегодня на уроке будем много трудиться.
- Найдите в предложении слова на изучаемую орфограмму.
1. огород труд. Объясните правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.
- Какая буква пропущена? Какая это орфограмма? (Правописание безударной гласной).
2. Какие правила надо вспомнить, чтобы записать предложение? (первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставиться точка, все слова пишутся раздельно).
- Запишите это предложение, обозначьте орфограммы.
3. Самопроверка с доски.
- Кто не допустил ни одной ошибки? Кто ошибся? Запишите количество ошибок на полях тетради.
- Подчеркните главные члены предложения. (Один ученик работает у доски)
Физминутка
1. “Поиграем – отдохнем”
Я называю слова. Если они заканчиваются на парный согласный – вы хлопаете, а если на непарный – вы топаете.
Смех, лось, учитель, грохот, гром, медведь, берег, дым, слон, холод.
- Молодцы! Сами себе аплодировали.
2. Работа с учебником Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой “Русский язык 2 класс”
1 часть.
Упражнение 147 на стр. 116
- Читаем задание.
- Запись образца на доске арбузы – арбуз
Работа по рядам: 1 ряд выполняет 1 столбик, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий столбик.
В это время 6 учащихся выполняют работу по индивидуальным карточкам более сложного уровня.
Итог: Взаимопроверка в парах. Учащиеся работавшие с карточками сдают тетради после урока для проверки.
- Запишите количество ошибок допущенных вашим соседом.
3. Самостоятельная работа.
Упражнение 60 с. 46 Дидактический материал 2 класс Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой
Списать предложения, в скобках записать проверочное слово.
Доп. задание: в 1-2 предложении подчеркнуть главные члены предложения.
IV. Итог урока (рефлексия).
- Над какой орфограммой мы сегодня работали на уроке?
- Оцените свою работу на уроке, обозначьте цветом (красный, зеленый, синий). Заслушиваются несколько учеников.
Домашнее задание: выполнить упражнение 60 до конца.