Урок русского языка во 2-м классе по программе "Школа России" по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Учить детей распознавать слова с парными согласным, подбирать проверочное слово.
  • Закреплять умение определять главные члены предложения;
  • Развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, способствовать обогащению словаря учащихся, формировать оценочную самостоятельность, учить
  • навыкам самоконтроля;
  • Воспитывать организованность, внимание, аккуратность, любовь и уважение к труду.

Оборудование: лента букв, веера согласных букв, карточки для индивидуальной дифференцированной работы.

Ход урока

I. Организационная часть.

Сегодня на уроке русского языка мы будем упражняться в написании слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова, поработаем с предложением, словарными словами.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

II. Целеполагание и мотивация.

1. Минутка чистописания

- запишите буквы

б п г д ж з

- Какие звуки обозначают записанные на доске буквы? (парные звонкие согласные)

- Под ними запишите парные глухие согласные (проверка по цепочке).

- Дайте характеристику звукам [ж],[ш]. в чем их особенность? (эти звуки всегда твердые). Какое правило правописания связано с особенностью этих звуков? (жи-ши пиши с и).

2. Словарная работа

На доске записаны слова.

Горо.., заво.., огоро.., моро.., арбу.., медве.. .

- Посмотрите внимательно на слова. Обратите внимание на пропущенные буквы. На какую орфограмму пропущены буквы в этих словах? (правописание парных звонких и глухих согласных).

- Давайте вспомним правило правописания парных звонких и глухих согласных.

Фронтальная работа: дети показывают веерами, какую букву надо вставить, подбирая проверочное слово.

- Какая еще орфограмма встречается в этих словах? (непроверяемая безударная гласная).

Задание: записать слова, обозначить ударение, подчеркнуть орфограммы.

- Придумайте предложения с одним из этих слов.

В это время 6 учащихся работаю с индивидуальными карточками (три уровня сложности).

Итог: Проверка индивидуальной дифференцированной работы. Выставление отметок. Заслушиваются составленные предложения.

Гимнастика для глаз

III. Актуализация знаний и умений.

Далее мы продолжим работу над парной звонкой и глухой согласной, поработаем с предложением.

Работа с деформированным предложением.

Ветерок дунул и слова в предложении перемешались. Составьте предложение.

платит, огород, труд, за, д..бром

Добром огород платит за труд.

- Как вы понимаете эту пословицу? Что значит “добром плати”? (дает богатый урожай).

- Назовите еще пословицы о труде. (Где труд, там и радость. Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда).

- Любой труд надо уважать. Вот и сегодня на уроке будем много трудиться.

- Найдите в предложении слова на изучаемую орфограмму.

1. огород труд. Объясните правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

- Какая буква пропущена? Какая это орфограмма? (Правописание безударной гласной).

2. Какие правила надо вспомнить, чтобы записать предложение? (первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставиться точка, все слова пишутся раздельно).

- Запишите это предложение, обозначьте орфограммы.

3. Самопроверка с доски.

- Кто не допустил ни одной ошибки? Кто ошибся? Запишите количество ошибок на полях тетради.

- Подчеркните главные члены предложения. (Один ученик работает у доски)

Физминутка

1. “Поиграем – отдохнем”

Я называю слова. Если они заканчиваются на парный согласный – вы хлопаете, а если на непарный – вы топаете.

Смех, лось, учитель, грохот, гром, медведь, берег, дым, слон, холод.

- Молодцы! Сами себе аплодировали.

2. Работа с учебником Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой “Русский язык 2 класс”

1 часть.

Упражнение 147 на стр. 116

- Читаем задание.

- Запись образца на доске арбузы – арбуз

Работа по рядам: 1 ряд выполняет 1 столбик, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий столбик.

В это время 6 учащихся выполняют работу по индивидуальным карточкам более сложного уровня.

Итог: Взаимопроверка в парах. Учащиеся работавшие с карточками сдают тетради после урока для проверки.

- Запишите количество ошибок допущенных вашим соседом.

3. Самостоятельная работа.

Упражнение 60 с. 46 Дидактический материал 2 класс Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой

Списать предложения, в скобках записать проверочное слово.

Доп. задание: в 1-2 предложении подчеркнуть главные члены предложения.

IV. Итог урока (рефлексия).

- Над какой орфограммой мы сегодня работали на уроке?

- Оцените свою работу на уроке, обозначьте цветом (красный, зеленый, синий). Заслушиваются несколько учеников.

Домашнее задание: выполнить упражнение 60 до конца.