ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ, К РОДНОЙ КУЛЬТУРЕ, К РОДНОМУ СЕЛУ ИЛИ ГОРОДУ. К РОДНОЙ РЕЧИ - ЗАДАЧА ПЕРВОСТЕПЕННОЙ ВАЖНОСТИ, И НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ЭТО ДОКАЗЫВАТЬ. НО КАК ВОСПИТАТЬ ЭТУ ЛЮБОВЬ?
ОНА НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО – С ЛЮБВИ К СВОЕЙ СЕМЬЕ, К СВОЕМУ ЖИЛИЩУ, К СВОЕЙ ШКОЛЕ. ПОСТЕПЕННО РАСШИРЯЯСЬ, ЭТА ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ ПЕРЕХОДИТ В ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ СТРАНЕ – К ЕЕ ИСТОРИИ, ЕЕ ПРОШЛОМУ И НАСТОЯЩЕМУ, А ЗАТЕМ КО ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.
Д.С.ЛИХАЧЕВ
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
1.НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: “НАШ ДОМ”.
2.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Есть ли что-нибудь более важное, чем дети? Думаю, что все, кто имеет дело с маленькими, скажут: “Нет!”.
Нет другой такой проблемы. Материальный базис необходим, но во всяком случае богатство не облегчает задачу воспитателей. Многие граждане ставят здоровье на первое место в общественных приоритетах. Дескать, болезни всех касаются: маленьких, больших и старых, всем причиняют неприятности и иногда даже угрожают жизни. И все же значимость медицины для общества неизмеримо меньше, чем система образования – воспитания. Болезни – даже смертельные – это заботы сегодняшнего дня. Их влияние на будущее общество невелико. Даже в частном плане возвращение к здоровью для человека почти всегда возможно, так уж благоприятно он устроен.
Совсем другое дело – воспитание. Оно все нацелено в будущее для одного человека и для целого общества. В детские годы закладывается счастье всей жизни…
Именно об этом должны думать мамы и папы и воспитатели всех рангов.
(Н.М.Амосов. из книги “Здоровье и счастье ребенка”)
После тяжелого учебного года дети нуждаются в полноценном отдыхе. Не все родители могут отправить детей на юг для восстановления сил и здоровья. Проблема состоит в том, что дети из неблагополучных, малообеспеченных семей, дети - инвалиды не имеют финансовой возможности отдохнуть за пределами города. Организация эколого-краеведческой экспедиции позволит им отдохнуть и набраться сил, узнать много нового об истории родного края, пообщаться со сверстниками.
3.ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ (УСПЕХОВ ) ОРГАНИЗАЦИИ.
В 2004 году Кабаковой Татьяной Юрьевной была написана авторская программа “МОДЕЛЬ ШКОЛЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ”. В рамках этой программы создан проект “НАШ ДОМ-РУССКИЙ СЕВЕР”. Первым модулем явилась экологическая экспедиция “Пинежский заповедник”. Собран биологический материал, сняты фильмы, оформлены фотоальбомы, которые используются на уроках для изучения природы родного края.
В результате экспедиции школьники получили массу впечатлений, заряд бодрости и энергии. Благодарность родителей учащихся натолкнула на мысль о продолжении работы в этом направлении.
Видеоролик о Пинежском заповеднике был представлен на конкурс “Мой заповедный уголок”. Автор, Кабаков Александр , учащийся 11класса школы № 36, награжден путевкой в ФГУ “Национальный Парк” “Кенозерский”.Президиум Архангельского регионального отделения общественной организации “ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ” отметил сертификатами участников экспедиции ,которые представляли свои работы на конкурсе “ОХРАНА ПРИРОДЫ- ДЕЛО КАЖДОГО”.
4.ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Создание благоприятных условий для активного отдыха и развития детей через организацию эколого-краеведческой экспедиции.
5.УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
5А. Научные сотрудники, преподаватели школ, принимающие участие в реализации и управлении проектом.
Кабакова Татьяна Юрьевна – учитель биологии (руководитель группы, автор проекта).
Кабаков Сергей Васильевич – учитель технологии МОУ ОГ №21
Директор Соловецкого филиала Беломорской биологической станции МГУ – Черенкова Надежда Николаевна.
Старший научный сотрудник МГУ – Черенков Евгений Александрович.
Старший научный сотрудник, кандидат биологических наук – Чугайнова Валентина Анатольевна.
Старший научный сотрудник государственного музейного объединения “Художественная культура Русского Севера” - Мелютина Марина Николаевна.
5В. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НА КОТОРЫЕ РАСЧИТАН ПРОЕКТ.
Подростки из неблагополучных и малообеспеченных семей или оказавшиеся в трудной ситуации. Дети с ослабленным здоровьем.
Возрастной диапазон участников экспедиции 10 -17 лет.
Пояснение.
В школе № 5 обучаются дети с ослабленным зрением и слухом. Специалисты отмечают у них недостатки физического развития (в осанке, моторике, координации движений, ориентировке в пространстве) недостатки психического развития, связанные со зрительными дефектами (недостатки ощущения, восприятия, представлений, мышления, памяти, речи, воображения и пр.). Эти дети нуждаются в отдыхе и оздоровлении. В школе проводится коррекционная работа, направленная на преодоление и ослабление функциональных отклонений в развитии ребенка. Но более эффективным может быть оздоровление и развитие на природе.
6.ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА
В ходе проекта планируется проведение эколого-краеведческой экспедиции на Соловецкие острова. Она организована с целью оздоровления детей, развития у них интереса к истории родного края, к его уникальной природе, к особенностям экологии и экологическим проблемам русского Севера.
За время экспедиции участники посетят экскурсии, поработают в Ботаническом саду, понаблюдают за научными экспериментами, примут участие в туристических походах, поплавают на лодках, вдоволь наиграются в футбол и волейбол, искупаются в Белом море.
Соберут фото и киноматериалы, видеоматериалы, природные объекты, сувениры.
План экспедиции:
I.День.
- Проезд по железной дороге из г.Архангельска в г.Кемь
II.День.
- Пребывание на катере из г.Кемь на Соловецкие о-ва.
- Организация лагеря.
III.День.
- Обзорная экскурсия по Соловецкому Кремлю.
- Беседа “Птицы островов Белого моря.
Старший научный сотрудник МГУ Черенков Е.А.
IV.день.
- Экскурсия по Ботаническому саду
Работа участников экспедиции в цветниках.
- Экскурсия по литорали. Фокин М.В.
V.День.
- Посещение лодочной станции.
Экскурсия на лодках по озерно-канальной системе.
VI.День.
- Велосипедная экскурсия на Секирную гору.
VII – VIII День.
- Туристический поход. Создание палаточного городка. Пешие прогулки к Переговорному камню, на мыс Печак, на базу Сев.ПИНРО.
IX.День.
- Экскурсия по Долгой губе.
Наблюдение за тюленями, морскими звездами и др.
- Проезд Соловки – г.Кемь
X.День.
- Проезд г.Кемь – г.Архангельск
7.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Оздоровление, хорошее самочувствие и настроение, развитие учащихся. Создание видеоролика “Мои родные Соловки”, экспресс-выставки “Мое открытие Соловков”, которая будет открыта в Государственном музейном объединении “ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО СЕВЕРА”. Дети будут представлены на выставке как фотографы, художники, журналисты. Выставку смогут посмотреть горожане и гости города, в дальнейшем выставка будет экспонироваться в Выставочном зале школы, где войдет в постоянную экспозицию “ Мое открытие Русского Севера”. В конце проекта провести анкетирование, для выяснения эффективности мероприятий, проведенных в ходе эколого-краеведческой экспедиции. Распространение полученного опыта, участие подростков в мероприятиях и конкурсах с экологической тематикой. Создание страницы летописи школы, наглядных пособий для использования на уроках биологии, экологии, географии.
8.ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА.
Дальнейшее развитие проекта, безусловно, необходимо т.к. подростки из социально незащищенных групп или оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дети с ослабленным здоровьем нуждаются в отдыхе и развитии. Следующим шагом в реализации проекта “НАШ ДОМ”, будет организация эколого-краеведческой экспедиции в Кенозерский Национальный Парк. Для решения конкретных задач, учитывая скромные возможности бюджета родителей учащихся, планируется привлекать средства спонсоров, департамента образования Мэрии г.Архангельска, участие в конкурсах. Туристическое снаряжение, приобретенное учащимися для экспедиции, будет использовано в дальнейшем. Мы абсолютно убеждены, что дело это благое и общественно необходимое.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
НА СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА
учащихся МОУ СОШ №5 с16.07.06 по 24.07.06
под руководством Кабаковой Т.Ю., Кабакова С.В.
Эколого-краеведческая экспедиция на Соловецкие острова была организована с целью оздоровления детей, развития у них интереса к истории родного края , к его уникальной природе , к особенностям экологии и экологическим проблемам русского Севера.
За время экспедиции участники посещали экскурсии , ходили в походы , наблюдали научные эксперименты , плавали на лодках , работали в ботаническом саду , играли в футбол и волейбол, купались в море и озере.
На обзорной экскурсии по Соловецкому Кремлю участники узнали об истории Соловков, жизни и хозяйственной деятельности Соловецкого монастыря, о роли Соловков в истории России. Услышали об ужасах СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) и СТОНа (Соловецкой тюрьмы особого назначения).
Совершая походы на “Мыс лабиринтов”, к “Переговорному камню”, на лодках по
озерно-канальной системе , знакомились с великолепной природой северных островов.
Работая в цветниках и слушая увлекательный рассказ экскурсовода Т.А.Новинской,
получили много интереснейших сведений об экзотических растениях самого северного
Ботанического сада , о смекалке, находчивости , уме и трудолюбии простых русских
Крестьян, способных выращивать арбузы , дыни , вишни , абрикосы близ Полярного круга.
Гуляя по берегу Белого моря с сотрудником Соловецкого филиала Биологической
Станции МГУ Фокиным М.В.,с увлечением искали проявления жизни в литоральной
(приливно-отливной) зоне.
Посещая базу Сев.ПИНРО вместе с О.Н.Моховой , изучали беломорские водоросли и крабов. А на пирсе базы наблюдали как студенты СПбГУ под руководством
И.Ю.Македонской брали пробы планктона и определяли соленость вод Белого моря.
Путешествуя на карбасах по Долгой губе, наблюдали за тюленями , ловили руками морских звезд , пробовали на вкус водоросли – ламинарию и фукусы.
Из рассказов В.А.Губича на морской дамбе, соединяющей острова Большой Соловецкий и Большая Муксалма , узнали много интересного об истории и быте Соловецких поморов.
Заглянув на VI Соловецкую ярмарку , удивлялись разнообразию народных художественных промыслов Русского Севера .Прокатились на подвесной переправе и прошли по висячему бревну , отрабатывая туристские навыки , под руководством сотрудников МЧС РФ.В походе на мыс Печак устраивали бивак : ставили палатки , разводили костер и готовили пищу. А часть ребят совершила велосипедную прогулку на Секирную гору. С большим интересом разглядывали архипелаг Кузова , проплывая на катере по Белому морю.
Под впечатлением от экспедиции ребята написали сочинения и изготовили
Поделки и панно из природных материалов.
За время экспедиции ребята укрепили свое здоровье, научились самостоятельности .Знакомство с интереснейшим природным и историческим уголком русского Севера – Соловецкими островами – помогает им лучше узнать свой край , способствует воспитанию чувства патриотизма , любви к Отчизне и ее природе.
Маршрутный лист
Группа туристов МОУ СОШ №5
Руководитель группы: Кабакова Татьяна Юрьевна
Число участников 15
Дата выезда 16.07.06 возвращения 25.07.06
Маршрут группы
День пути |
Дата |
Участок пути за день |
Способ передвижения |
км |
1 |
16.07.06 |
Архангельск – Кемь |
Поезд |
|
2 |
17.07.06 |
Кемь – Соловки |
Теплоход |
|
3 |
18.07.06 |
“Соловецкий кремль” |
Пешком |
|
4 |
19.07.06 |
Озера – гора Секирная |
Пешком, лодки |
|
5 |
20.07.06 |
Экскурсия на плантации водорослей |
Пешком |
|
6 |
21.07.06 |
Экскурсия – “Экология Белого моря и его островов |
Пешком |
|
7 |
22.07.06 |
Птицы Белого моря |
Пешком |
|
8 |
23.07.06 |
Соловки – Кремль |
Теплоход |
|
9 |
24.07.06 |
Кемь - Архангельск |
Поезд |