Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления, организовать групповую работу, ориентрованную на достижение личной цели каждым гимназистом.
Образовательный аспект: создание условий для усвоения исторических фактов, связанных с попыткой реализации реформ, для выявления специфики процесса реформ в России, для определения факторов, способствующих или препятствующих успеху реформаторской деятельности.
Развивающий аспект: развитие коммуникативных компетенций, навыка исторического анализа, гибкости и многовариантности мышления, способности структурировать, выстраивать свои мысли, умения давать оценочные суждения.
Воспитательный аспект: создание условий для формирования ценностных ориентаций: осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, для соотнесения цели и средств в общественной деятельности, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.
1. Организационный момент.
Формирование рабочих групп.
2. Актуализация знаний.
Учитель обращается к цитате на доске: “Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков на новые”.
Н. Макиавелли.
В отечественной истории таких попыток было не мало. Учащимся предлагается назвать наиболее крупных реформаторов в российской истории. (Чаще всего список выглядит так: Петр 1, Александр 2, П. А. Столыпин, Н.С. Хрущев, М.С. Горбачев.)
3. Постановка проблемы.
Судьба персоналий, о которых пойдет речь, чаще всего, трагична, а судьбы и оценки проводимых ими реформ до сих пор вызывают споры.
Учащиеся знакомятся с подборкой цитат, посвященных реформам и реформаторам.
“К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация”. Станислав Ежи Лец.
“Закон жизни отсталых государств среди опередивших: нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”. Ключевский.
“Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу”. Ключевский.
“Стало легче погонять, чем заворачивать”. Гжегорчик.
“Краткая характеристика наших реформ: образно сказано, да безобразно сделоно”. Стас Янковский.
“Нет ничего опаснее, чем пытаться преодолеть пропасть в два прыжка”. Дэвид Ллойд Джордж.
“У нас перемены к лучшему следуют с такой быстротой, что ничто хорошее не успевает прижиться”. Хенрик Ягодзиньский.
Организуется обсуждение цитат, приводятся примеры, подтверждающие или опровергающие высказынные мысли.
Учитель, обобщая сказанное, обращает внимание на то, что процесс реформирования и сами инициаторы перемен оценивалась неоднозначно и современниками, и в настоящее время в любой стране.
В чем же особенность российских реформ, чему учит нас опыт и что требуется реформаторам для успеха в специфических российских условиях?
4. Осмысление.
Группам предлагается задание: ознакомиться с подборками цитат и оценок (ПРИЛОЖЕНИЕ), посвященных определенному реформатору и рассмотреть проводимые ими реформы с позиций потерь и обретений для государства и общества, выделить общее и различное в реформах. Все результаты обсуждения в группах фиксируются на доске в виде кратких тезисов.
(Предполагается, что будут названы следующие характерные черты: непоследовательность, сопротивление части общества, форсированность, перенимание чужого опыта).
Целесообразно, на мой взгляд, обратить внимание учащихся на цитату Ключевского: “Закон жизни отсталых государств среди опередивших: нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”. Необходимо пояснить, что “закон”, который сформулировал историк, действительно характерен для России. “Ускоренное движение в догонку” для нашей страны было необходимо, так как обогнавшие государства являлись не только примером, но и представляли угрозу.
Поэтому обсуждение особенностей российских реформ начинается с такой характеристики как догоняющее развитие, кроме этого внимание акцентируется на коротких сроках, отведенных для их проведения, а следовательно- дисбалансах и диспропорциях в развитии сфер жизни российского общества, падении уровня жизни населения. После структурирования особенностей реформ, выделения различных черт, по каждому аспекту организуется обсуждение условий, необходимых для успеха реформы (планирование, продуманность, подготовка общественного мнения, последовательность и постепенность, учет специфики менталитета, природных факторов и т.д.).
На следующем этапе урока организуется обсуждение личности реформаторов, так как еще одной особенностью российских реформ является проведение их “сверху”.
Учитель может сказать о том, что реформаторы именно тогда заслуживают уважения современников и благодарной памяти потомков, когда они просчитывают все составляющие реформаторских и контрреформаторских процессов, умеют действовать с учетом степени поддержки и сопротивления их нововведениям.
Предлагается выработать в группах 3 качества личности, которые обеспечивали бы результативность реформ. Предлагая решение группы, необходимость каждого качества должна быть убедительно доказана. После этого возможно, если позволяет время, провести ранжирование выделенных качеств.
Учитель обращает внимание на позицию общества как залог успеха реформ, проговариваются такие понятия как “гражданское примирение”, “социальный компромисс”.
5. Рефлексия.
Учащимся предлагается написать формулу “Успех реформ = ……+…..” Предполагаемый вариант: “Успех реформ = профессионализм лидера (адекватное осознание целей, возможностей осуществления, способности оценить ближайшие и отдаленные последствия для общества) + подготовка общественного мнения (просвещение, развитие политической культуры, толерантность, возможность компромисса).
6. Домашнее задание.
Написать эссе, взяв за основу любую из цитат, предложенных в начале занятия.