Роль государственно-общественного управления в создании и реализации механизма стимулирования труда педагогических работников

Разделы: Администрирование школы


В последние годы в России всё чаще обсуждается вопрос о существенно более полной реализации идеи о государственно- общественном характере управления образованием.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года, отмечается, что в процессе модернизации образования предстоит обеспечить его открытость как государственно-общественной системы, создавая необходимые условия для перехода от патерналистской модели к модели взаимной ответственности, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия в сфере образования. Когда школой управляют только представители официальной “властной вертикали” - учредители школы, члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как “государственный”.

“В школе, где общественность (родительская, местная, деловая, культурная и проч.) не обладает управленческими полномочиями, происходит известное в мире постепенное отчуждение общества от школы. Общественность как бы чувствует – “мы ни в чём не полномочны”, “здесь всё решают без нас””, - и тогда она постепенно отворачивается от школы. Результаты известны – нет весомого экономического участия общественности в школьной жизни, падает общественная заинтересованность в школе, растёт экстернат и репетиторство (вымывание образования из стен школы, по сути). Школа постепенно становится закрытой для общества системой, она замыкается от общества, а общество отворачивается от неё – и это весьма негативный процесс. Единственный путь решения этой проблемы – это введение “института общественного управления школой”. (А.А. Пинский).

Таким образом, если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления.

Управляющие советы – одна из моделей государственно-общественного характера управления школой. Управляющий совет необходим для того, чтобы определять стратегические направления в деятельности школы, помогать находить ресурс для этого и наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь директором и школьным персоналом. Основной целью совета является совершенствование механизмов управления качеством образования на основе системы показателей и индикаторов в условиях расширения общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений.

Управляющий совет в школе необходим для решения следующих задач:

  • привлечение дополнительных организационных и административных ресурсов из внешнего окружения;
  • легализация разных способов пополнения школьного бюджета: получение внебюджетных денежных средств, привлечения средств спонсоров и родителей;
  • более активное привлечение общественности и родителей к выполнению текущей работы (благоустройство, мелкий ремонт, организация мероприятий);
  • защита всякого рода педагогических инноваций (получение обратной связи от родителей и старшеклассников по вопросам организации учебного процесса а школе).

В МОУ СОШ № 107 Школьный совет, включающий представителей родительской общественности и ученического коллектива, действует уже несколько лет.

Совет школы даёт учащимся возможность:

  • участвовать в управлении школой, в выработке и принятии школьных “законов” и других локальных актов, регламентирующих жизнь школы;
  • высказывать и отстаивать своё мнение по любому вопросу жизни школы;
  • создавать благоприятные условия для учёбы, труда и отдыха в школе;
  • требовать уважительного отношения к их достоинству;
  • защищать свои права, определенные Уставом школы;
  • наладить деловое общение со взрослыми на равноправной основе;
  • создать атмосферу доверия и взаимопонимания в школе;
  • удовлетворять потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации;
  • реализовывать свои потребности во внеурочной работе, досуге в школе и вне школы;
  • формировать навыки гражданского поведения и социальной деятельности;
  • получать материальную поддержку в случае необходимости;
  • влиять на содержание образования и условия его получения.

Совет школы даёт родителям возможность:

  • участвовать в управлении школой, в выработке и принятии Устава и других нормативных документов школы;
  • получить реальное влияние на положение своих детей в школе;
  • удовлетворять потребность в качественном обучении и воспитании ребёнка;
  • стать полноправным участником образовательного процесса;
  • улучшить взаимопонимание с педагогами и детьми;
  • защищать права и свободы детей в школе, независимость их личной жизни в ней;
  • участвовать вместе с ребёнком во внеклассных мероприятиях, проводимых школой;
  • расширить каналы получения информации о состоянии знаний, воспитанности и жизни ребёнка в школе;
  • получать материальную помощь семье при финансовых затруднениях.

Внедрение в общеобразовательных учреждениях новой системы оплаты труда, установление зависимости оплаты труда от результатов педагогической деятельности поставило перед Советом школы новые задачи:

1. Разработать систему критериев оценки деятельности общеобразовательного учреждения.

2. Разработать механизмы общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательного учреждения.

Работа в этом направлении уже ведётся. Так, родителями и учащимися предложены примерные критерии стимулирования труда педагогических работников. Ими предложено производить доплату за:

  • Классное руководство;
  • Подготовку к олимпиадам;
  • Дополнительные внеклассные мероприятия;
  • Факультативы;
  • Подготовку к экзаменам;
  • Участие в конкурсах;
  • Оформление кабинета;
  • Показатели успеваемости;
  • Работу с неблагополучными семьями;
  • Привлечение родителей к деятельности класса и школы.

По мнению родительской общественности, это должно способствовать:

1.Развитию педагогических инициатив.

2.Повышению социального статуса и государственной поддержки работников образования.

3.Оптимизации взаимодействия образовательного учреждения с семьёй, социумом.

4.Поддержке учителей, осуществляющих классное руководство.

5.Стимулированию молодых педагогов.

Прогнозируемые результаты:

- Повышение фактической заработной платы педагогических работников.

- Повышение качества педагогического труда.

Управляющие советы – одна из моделей государственно-общественного характера управления школой. Управляющий совет необходим для того, чтобы определять стратегические направления в деятельности школы, помогать находить ресурс для этого и наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь директором и школьным персоналом. Основной целью совета является совершенствование механизмов управления качеством образования на основе системы показателей и индикаторов в условиях расширения общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений.