В последние годы в России всё чаще обсуждается вопрос о существенно более полной реализации идеи о государственно- общественном характере управления образованием.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года, отмечается, что в процессе модернизации образования предстоит обеспечить его открытость как государственно-общественной системы, создавая необходимые условия для перехода от патерналистской модели к модели взаимной ответственности, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия в сфере образования. Когда школой управляют только представители официальной “властной вертикали” - учредители школы, члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как “государственный”.
“В школе, где общественность (родительская, местная, деловая, культурная и проч.) не обладает управленческими полномочиями, происходит известное в мире постепенное отчуждение общества от школы. Общественность как бы чувствует – “мы ни в чём не полномочны”, “здесь всё решают без нас””, - и тогда она постепенно отворачивается от школы. Результаты известны – нет весомого экономического участия общественности в школьной жизни, падает общественная заинтересованность в школе, растёт экстернат и репетиторство (вымывание образования из стен школы, по сути). Школа постепенно становится закрытой для общества системой, она замыкается от общества, а общество отворачивается от неё – и это весьма негативный процесс. Единственный путь решения этой проблемы – это введение “института общественного управления школой”. (А.А. Пинский).
Таким образом, если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления.
Управляющие советы – одна из моделей государственно-общественного характера управления школой. Управляющий совет необходим для того, чтобы определять стратегические направления в деятельности школы, помогать находить ресурс для этого и наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь директором и школьным персоналом. Основной целью совета является совершенствование механизмов управления качеством образования на основе системы показателей и индикаторов в условиях расширения общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений.
Управляющий совет в школе необходим для решения следующих задач:
- привлечение дополнительных организационных и административных ресурсов из внешнего окружения;
- легализация разных способов пополнения школьного бюджета: получение внебюджетных денежных средств, привлечения средств спонсоров и родителей;
- более активное привлечение общественности и родителей к выполнению текущей работы (благоустройство, мелкий ремонт, организация мероприятий);
- защита всякого рода педагогических инноваций (получение обратной связи от родителей и старшеклассников по вопросам организации учебного процесса а школе).
В МОУ СОШ № 107 Школьный совет, включающий представителей родительской общественности и ученического коллектива, действует уже несколько лет.
Совет школы даёт учащимся возможность:
- участвовать в управлении школой, в выработке и принятии школьных “законов” и других локальных актов, регламентирующих жизнь школы;
- высказывать и отстаивать своё мнение по любому вопросу жизни школы;
- создавать благоприятные условия для учёбы, труда и отдыха в школе;
- требовать уважительного отношения к их достоинству;
- защищать свои права, определенные Уставом школы;
- наладить деловое общение со взрослыми на равноправной основе;
- создать атмосферу доверия и взаимопонимания в школе;
- удовлетворять потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации;
- реализовывать свои потребности во внеурочной работе, досуге в школе и вне школы;
- формировать навыки гражданского поведения и социальной деятельности;
- получать материальную поддержку в случае необходимости;
- влиять на содержание образования и условия его получения.
Совет школы даёт родителям возможность:
- участвовать в управлении школой, в выработке и принятии Устава и других нормативных документов школы;
- получить реальное влияние на положение своих детей в школе;
- удовлетворять потребность в качественном обучении и воспитании ребёнка;
- стать полноправным участником образовательного процесса;
- улучшить взаимопонимание с педагогами и детьми;
- защищать права и свободы детей в школе, независимость их личной жизни в ней;
- участвовать вместе с ребёнком во внеклассных мероприятиях, проводимых школой;
- расширить каналы получения информации о состоянии знаний, воспитанности и жизни ребёнка в школе;
- получать материальную помощь семье при финансовых затруднениях.
Внедрение в общеобразовательных учреждениях новой системы оплаты труда, установление зависимости оплаты труда от результатов педагогической деятельности поставило перед Советом школы новые задачи:
1. Разработать систему критериев оценки деятельности общеобразовательного учреждения.
2. Разработать механизмы общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательного учреждения.
Работа в этом направлении уже ведётся. Так, родителями и учащимися предложены примерные критерии стимулирования труда педагогических работников. Ими предложено производить доплату за:
- Классное руководство;
- Подготовку к олимпиадам;
- Дополнительные внеклассные мероприятия;
- Факультативы;
- Подготовку к экзаменам;
- Участие в конкурсах;
- Оформление кабинета;
- Показатели успеваемости;
- Работу с неблагополучными семьями;
- Привлечение родителей к деятельности класса и школы.
По мнению родительской общественности, это должно способствовать:
1.Развитию педагогических инициатив.
2.Повышению социального статуса и государственной поддержки работников образования.
3.Оптимизации взаимодействия образовательного учреждения с семьёй, социумом.
4.Поддержке учителей, осуществляющих классное руководство.
5.Стимулированию молодых педагогов.
Прогнозируемые результаты:
- Повышение фактической заработной платы педагогических работников.
- Повышение качества педагогического труда.
Управляющие советы – одна из моделей государственно-общественного характера управления школой. Управляющий совет необходим для того, чтобы определять стратегические направления в деятельности школы, помогать находить ресурс для этого и наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь директором и школьным персоналом. Основной целью совета является совершенствование механизмов управления качеством образования на основе системы показателей и индикаторов в условиях расширения общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений.