Совместная продуктивная деятельность учащихся и родителей в решении учебных задач

Разделы: Русский язык, Работа с родителями


Современная культура требует особых компетенций, в числе которых ведущее место занимает умение получать, интерпретировать, осваивать, репродуктировать полученные информационные данные и создавать на их основе новое знание. Поток информации огромен, зачастую дети не сразу могут сориентироваться в нем, следовательно, развитие навыка ее получения – одна из задач, стоящих сегодня перед учителями русского языка и других учебных дисциплин. Это в то же время и формирование учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций.

Оснащение современных школ необходимым технологическим оборудованием отстает от той базы, которую имеют дети дома. Иногда они лучше, чем учителя, ориентируются в предлагаемых Интернетом справочниках, других источников информационных ресурсов. С другой стороны, многие родители обоснованно сетуют на то, что время, проводимое за компьютером, расходуется нерационально: игры занимают больше времени, чем продуктивная деятельность. Как помочь детям использовать современную технику не только в качестве средства организации досуга, но и как источник учебной информации? Как научить их не только “скачивать” из Интернета написанные кем-то другим рефераты и другие псевдотворческие работы? Как сделать компьютер “существом”, объединяющим детей и родителей? Эти вопросы рождены повседневной учительской практикой, возможно, мы сумеем предложить один из ответов на них.

Мы предлагаем ученикам выполнение лабораторных работ по русскому языку, в которых скомбинированы задания из разных разделов лингвистики. В зависимости от возможностей учебного кабинета и школьной библиотеки составляем список рекомендованной для поиска ответов литературы. В последнее время он существенно расширился за счет использования Интернет ресурсов. Это задание, безусловно, домашнее. Его выполнение пролонгировано: целесообразно до 2-3 недель. К решению учебных задач можно привлекать взрослых, братьев, сестер, знакомых.

Перечислим некоторые факторы, определяющие целесообразность данной работы: недостаток урочного времени для расширения рамок предмета: многие явления языка остаются неосвоенными, если решать только узко предметные задачи; необходимость организации самостоятельной работы учащихся, способствующей воспитанию многих необходимых в жизни качеств.

Предлагаемая форма работы апробирована нами в нескольких классах в разное время, заметим при этом, что ее задания могут быть универсальными для учащихся разных возрастов: все зависит от эрудиции, познавательной потребности класса, дидактических и воспитательных задач. Выполнение заданий лабораторной работы способствует формированию положительной учебной мотивации.

Лабораторная работа №1 по русскому языку.

Фонетика и орфоэпия.

1. Сколько буков и звуков в словах: РУЧЬИ, СКУЧНЫЙ, ПЕСЧАНЫЙ, ЕЛОВАЯ.

2. Расставьте ударение в словах: АЛФАВИТ, ШОФЕР, КРАСИВЕЕ, ТОРТЫ, ОДНОВРЕМЕННО, УДОБНЕЕ, ГАЗОПРОВОД, ЗВОНИТ.

Словообразование.

3. Составьте слова по заданным схемам.

4. Определите состав данных слов и способ их образования: ВОСХОД, ОДНОКЛАССНИК, ПРИБРЕЖНЫЙ, ЕЛОЧКА, КРЮЧКОВАТЫЙ, ЗАЧАРОВАТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДЖЕНТЕЛЬМЕНСКИЙ.

Лексика и фразеология.

5. Подберите к следующим словам прилагательные так, чтобы ясен стал род имен существительных: ТЮЛЬ, РОЯЛЬ, МАДАМ, ПЕНАЛЬТИ, КАКАО, КОФЕ, ПИАНИНО.

6. Определите,из какого языка пришли в русский следующие имена и каково их значение:   АННА,ЕЛЕНА,ИРИНА,ЛЮДМИЛА,МАРИНА,ОЛЬГА,АЛЕКСАНДР,АЛЕКСЕЙ,ВИТА-ЛИЙ,ВЛАДИМИР,МАКСИМ,МИХАИЛ,СЕРГЕЙ.

7. Что обозначают следующие выражения, и каково их происхождение: НЕ ВИДНО НИ ЗГИ; УШКИ НА МАКУШКЕ, ПЕРЕКОВАТЬ МЕЧИ НА ОРАЛА; ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ, УТРО ГОДА.

8. Составьте словосочетания или предложения со следующими парами слов так, чтобы видна была разница в их значениях: ПОЗИТИВНЫЙ-НЕГАТИВНЫЙ, ОДЕТЬ-НАДЕТЬ, ЗАКОНЧИТЬ-ОКОНЧИТЬ, КОМФОРТНЫЙ-КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ .

9. Раскройте значение слов, имеющих иноязычное происхождение: ИНТЕРВЬЮ, ПРЕСТИЖ, КРИТИКА, ПОТЕНЦИАЛ, РЕКЛАМА.

10. Приведите как можно больше диалектных слов.

11. Запишите известные вам пословицы о языке.

12. Замените данные фразеологизмы одним словом: МОЗОЛИТЬ ГЛАЗА, ТОЧИТЬ ЛЯСЫ, КЛЕВАТЬ НОСОМ, БИТЬ БАКЛУШИ.

13.Какого рода слово КУКЛА, Подтвердите правильность своего ответа.

14.Поставьте данные существительные в форму родительного падежа множественного числа: ЯБЛОКО, ПОМИДОР, НОСКИ, ТЕЛЁНОК, КИЛОГРАММ, ЧУЛКИ, БОТИНКИ.

Синтаксис и пунктуация.

15.Составьте предложение по заданной схеме.

16.В стихотворном тексте расставьте точки, показывающие границы предложений:

…Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.

17. Подчеркните в следующих предложениях грамматические основы ( не перепутайте подлежащее с дополнением):

а) Расстояние преодолевает конь, препятствие преодолевает воля.
б) Малая лень большое горе приносит.
в) Дерево червь изнутри точит.
г) Корабельное дело корабельщик знает.
д) Двери порождают сквозняки, болтуны порождают беды.
е) Хорошее не забывается, хорошее и вода не унесет.

Терминология и общее языкознание.

18. Закончите предложения, объясните лингвистические термины:

а) БУКВА - это …
б) АНТОНИМЫ - это …
в) ОКОНЧАНИЕ – это …
г) СКЛОНЕНИЕ – это …

19.Запишите фамилии известных вам русских ученых - лингвистов.

Топонимика (из греческого: topos - место, onima – имя)

20.Приведите примеры тюркских названий на территории Челябинской области.

21.Что обозначают названия: ЧЕЛЯБИНСК, ЧЕБАРКУЛЬ, САТКА, КАТАВ, МИАСС, КИСЕГАЧ, и каково их происхождение.

22.Как появились на карте Челябинской области “имена” городов Европы? Приведите их примеры.

Лабораторная работа №2.

Лексика.

1. Найдите лишнее слово:

а) красный, фиолетовый, багровый, кумачовый, пурпурный;
б) всадник, конюх, конник, наездник.

2. Чем здравица отличается от здравницы и что у них общего?

3. “Монолог”, “монография”, “монолит”, “монотонно” - что значит каждое из этих слов и что означает общая часть –моно-?

4. Сколько частей в романе-дилогии? Какое хорошо известное вам слово поможет ответить на этот вопрос (в каких словах есть приставка ди-)?

5. Какое русское слово соответствует старославянской форме “клаколъ”?

6. Почему не следует говорить “выучил стих Пушкина”, “прочитал хороший стих”? Каково значение слова “стих”?

7. Слова “достоин” и “удостоен” имеют один корень. Почему второе слово пишется через Е?

8. Сколько стоит книга, если за нее нужно заплатить 2 пятиалтынных?

9. Случайно ли совпадение первых букв в словах “компот” и “композитор”? объясните.

10. Раскройте скобки и прочтите русскую скороговорку:
пе (карь тр к) п (ироги).

11. Образуйте 6 новых существительных, содержащих слово “гол”.

г

о

л

     

г

о

л

     
 

г

о

л

   
 

г

о

л

   
   

г

о

л

 
   

г

о

л

 

12. Исправьте ошибки: “таблетки от головы”, “художник нарисовал свой автопортрет”, “одеть куртку”, “приехал с Москвы”, “промежду прочим”, “возвращаться со школы”, “играет значение”, “одержать успехи”, “расскажи кратко свою автобиографию”. Дайте объяснение.

13. Почему нельзя сказать “биография жизни”?

14. Какие слова можно получить, если в слове “торт” заменить первую букву?

15. Какие слова состоят из 3 слогов, а указывает на 33 буквы?

16. Определить, в каких словах есть буква Й, в каких нет: суховей, веялка, семя, уют, мягкий, мяч, скамья, сесть, съест, вьюн, вязать, белье, белеть, люблю.

17. Какие буквы не обозначают звуков? Для чего нужны эти буквы?

18. Сколько звуков в словах: сшить, летчик?

    Фонетика.

19. Расставьте ударения в словах: положила, красивее, танцовщица, петля, звонит, торты, банты, шарфы, (много) угля, умерший, факсимиле, цемент, по средам (день недели), аналог, арахис, августовский, баловать, банты, без умолку, бензопровод, газопровод, гербовый, включат, джинсовый, диспансер, добыча, договор, дремота, жалюзи, завидно, зубчатый, искра, инсульт, иначе, каталог, квартал, костюмированный, начать, одновременно, оптовый, отрочество, партер, положить, разобрались, свекла, украинский, ходатайствовать, ходатайство, шприцем, щавель.

    Состав слова и словообразование.

20. В каждой строке распределите слова на две группы:

бас, басня, басить, басенный, баснословный, басовый, беснописец;
барс, барский, барсовый, барство, по-барсьи, барствовать.

21. Выделите корни в словах:

жечь, зажечь, зажигать, жгучий, жжение, поджог;
бить, бой, бивень, боец, битва, выбить;
согнуть, сгибать, изгиб, гибкий;
двигать, движение, двинуть, движок;
высокий, высоченный, высота, вышина, высь.

22. От каких частей речи преимущественно образуются существительные с суффиксом –ость (есть), а от каких с –ени(е)?

23. Приведите слова с первой частью само-.

24. Какое значение придает словам приставка пере-: переписать, переезжать, переодеваться?

Морфология.

25. У Пушкина в стихотворении “Воспоминания в Царском Селе” есть строки:

И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.

Слово “лебедь” употреблено в мужском роде. А в “Сказке о царе Салтане”

Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.

Во времена Пушкина существительное “лебедь” не имело устойчивого рода. Согласно “Словарю языка Пушкина”, в его произведениях оно употреблено 20 раз женском роде и 18 в мужском. В каком роде употребляется это слово в современном русском языке? Каково его происхождение? Какое однокоренное слово обозначает особей женского пола?

26. Почему слово “кофе” мужского рода? Приведите примеры словосочетаний или предложений, в которых был бы виден его род.

27. Какое небесное тело имеет два названия: одно – мужского рода, другое – женского? Оба они в стихах Пушкина:

Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркальце наводит,
Но в темном зеркальце одна
Дрожит печальная луна.

28. Приведите среди существительных среднего рода одушевленные имена.

29. Какого рода слова “картофель, тюль, рояль”? что вы знаете об истории этих слов и их роде?

30. Академик С.Г. Струмилин говорил: “Желаю молодежи никогда не стариться, сохраняя всю свою юную прямоту, смелость и жизнерадостность. Работать – без брака, дружить – без расчета, любить – без измены, преодолевать ошибки – без сожаления и бороться за свои идеалы – без поражений”. Какие два падежа помогли точно выразить мысль? С помощью этих падежей сформулируйте свои жизненные идеалы.

31. Образуйте форму множественного числа существительных: крейсер, договор, полюс, слесарь, кондуктор, инженер, бухгалтер, вызов, тренер, взвод, аэропорт, фронт.

32. В чем разница между словами “листы” и “листья”?

33. Существительные “весна”, “зима”, “осень” относятся к женскому роду, а в родительном падеже множественного числа имеют разные окончания: “весна” и “зима” - нулевое, а осень – “-ей”. Почему?

34. В каком падеже в слове “сердце” произносится Д?

35. Как правильно сказать:

У рыбов нет зубов?
У рыбей нет зубей?
Или у рыб нет зуб?

Литературоведение.

36. Определите, о каких литературных героях идет речь.

А) …, он же Мистер Сандерс, сочинитель литературных произведений разных жанров (это его хобби), имел даже в этом ученика, у него много друзей, которым он любил наносить визиты и которых никогда не забывал поздравить с днем рождения. Один из его друзей считает, что без него невозможно ни одно дело. Принимал участие в “искпедиции” к Северному полюсу, в которой совершил важное географическое открытие.

Б) Принадлежал к знатному дворянскому роду. Ссылаясь на мнение своих всеми уважаемых знакомых, считал себя “самым правдивым человеком на Земле”. Был в России, жил в Петербурге, посетил Литву, остров Цейлон, Италию, Египет, гулял по Лондону, добрался до Северного Полюса. Покидал пределы Земли. Сражался с турками. Замечательный охотник.

37. В названиях каких литературных произведений встречаются имена собак?

38. Подберите рифмы к словам: “стрекоза”, “том”, “низко”, “битва”, “храбрец”. Их может быть несколько. Можно сочинить стихотворения.

39. Назовите литературного героя, который воевал с ветряными мельницами. Кто автор произведения?

40. Укажите авторов и названия стихотворений. Запишите, вставив пропущенные буквы:

Вст..т з..р.. в.. мгл.. х..л..дн..й,
Н.. н..в..х ш..м р..б..т ..м..лк,
С св..й в..лч..х... г..л..д..н..й
В..х..д..т н.. д..р..г.. в..лк.
Вл..с Пр..г..лк..н, м..л..й м..льч..к,
Сп..ть л..ж..лся, вз..в ж..рн..льч..к.
Вс.. в ж..рн..л.. ..нт..р..сн..,
Д..ч..т… в..сь, х..ть тр..сн..!

41. Какими звуками передает Пушкин грохот и топот копыт в поэме “Медный всадник”?

Как будто грома грохотанье –
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.

42. Подберите как можно больше эпитетов к словам “море”, “музыка”, “глаза”, “жизнь”.

43. Выпишите из стихотворений эпитеты вместе с существительными, к которым они относятся.

В час ранней, утренней прохлады
Вперял он любопытный взор
На отдаленные громады седых, румяных, синих гор.
Великолепные картины!
Престолы вечные снегов, очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков.
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый
Белел на небе голубом.
А.С. Пушкин “Кавказский пленник”

Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял;
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел – и хищный зверь и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали;
И золотые облака
Из южных стран, издалека
Его на север провожали;
И скалы тесною толпой,
Таинственной дремоты полны,
Над ним склонялись головой,
Следя мелькающие волны;
И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы –
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны.
М.Ю. Лермонтов “Кавказ”.

44. Из стихотворений (задание 44) выпишите олицетворения.