Цели:
- Сформировать представления учащихся о родном крае.
- Развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомиться с административной картой России.
- Воспитывать любовь к родному краю.
- Развивать зрительное, двигательное, слуховое, тактильное восприятие, память, мышление, воображение, пространственные представления и ориентацию.
Оборудование:
Административная карта России, карта родного края, контурная карта России, раздаточный материал, фотографии и рисунки с изображением родного края, выставка книг о родном крае, учебник “Мир вокруг нас”, рабочая тетрадь, видео- и аудиоматериалы о родном городе.
Ход урока
Урок окружающего мира у нас,
К нему готовился каждый из вас,
На уроке надо много узнать,
А для этого думать и рассуждать.
Вам, я думаю, всё по плечу,
Ведь я вас четвёртый год учу
И верю, что каждого ждёт успех.
Душою болею за вас за всех.
(Звучит песня о Томске Н.Игнатенко и И.Шлыкова в исполнении автора – Игоря Шлыкова.)
- Почему сегодня урок начался так необычно? Как вы думаете, почему сегодня прозвучала песня о реке Томи? (Потому что говорить сегодня будем о Томске.)
- Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела, прочитайте его название в учебнике на стр. 47 (“Родной край – часть большой страны”.)
Над областью обильной, над простором,
Над тишиной еланей и полей
Ты крепко встал, мой Томск, сибирский город,
Таёжный город юности моей.
- Какой он, наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что нас окружает? Вот об этом мы и будем говорить сегодня.
Работа над новой темой.
Но сначала давайте познакомимся с административной картой России. (Настенная карта и карта в атласе у каждого ученика.) Внимательно посмотрите на карту и назовите условные обозначения. О чём они нам расскажут? Что нам говорят условные обозначения? (Дети отвечают.)
Посмотрите, сколько республик, краёв, автономных округов и областей в составе нашей страны? Что вы можете сказать о территориях, которые они занимают? (Есть области и территории большие, есть маленькие.)
Найдите на карте территорию, где мы живём. Покажите на стенной карте. (У доски.) Как называется область, в которой мы живём?
Это наш край, наша малая Родина. Где расположена наша маленькая Родина? (На Западно-Сибирской равнине.)
Кто наши соседи? (Зарядка для глаз.) Следя за указкой, обведите глазами карту нашей области и назовите наших ближайших соседей. Каков наш край по сравнению с соседями? С другими округами, республиками, краями? (Ответы детей.)
В какой природной зоне мы живём? (Зона лесов.)
А сейчас познакомимся подробнее с картой нашей области. (Ученики подходят к карте нашей области.) Что можно сказать о нашей территории, глядя на карту?
Перечислите города, реки, населённые пункты нашей области.
Найдите город, в котором мы живём. (Откройте рабочую тетрадь на стр.47, запишите название города и области, в которой живёте.)
Физминутка.
Пройдём по карте области.
Здесь нам легко найти
(Марш на месте.)Названия городов и рек
(Хлопки в ладоши.)И зверя прихотливый бег.
(Бег на месте.)Справа от нас зелёный луг.
(Поворот.)В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок.
(Прыжки.)Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух!
(Махи руками.)Солнце над берёзами светит нам.
(Медленный поворот головы.)
Мы рады ягодам, грибам.
(Наклоны.)Но вот мы устали,
(Присесть.)В школу побежали,
(Встать, бег на месте.)За парту встали.
Чем же богат наш край?
Чтобы это узнать,
Надо кроссворд разгадать.
- Он на дне реки лежит,
Берег галькой сторожит,
На просёлочной дороге
Под колёсами шуршит.
(Гравий.) - По трубе течёт,
Пироги печёт.
(Газ.) - Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи.
(Руда.) - Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
(Глина) - Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение.
(Известняк.) - Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это?
(Нефть.) - Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
(Торф.) - Очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройках и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже.
(Песок.)
Подсказка:
Этот мастер белый-белый:
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
Посмотрите на карту и добавьте, какие ещё полезные ископаемые добываются в нашей области? Какие отрасли производства развиты в нашей области?
В класс входит иностранец.
- Ребята! Меня зовут Ганс Крюгер. Я недавно приехал в ваш горд, мне он очень понравился, но я ничего ещё о нём не знаю. Помогите мне, расскажите о вашем городе и области.
(Работа в парах.) Учащиеся составляют в рабочей тетради на стр.49 рассказ о нашей области “Что расскажу Гансу Крюгеру о родном крае”.
План рассказа (на доске и у каждого ученика):
- Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона, тепловой пояс).
- Экономика (добыча полезных ископаемых, отрасли производства, сельское хозяйство).
- Природа края (растения, животные).
Чей рассказ был более подробным? Ваши дополнения.
(Выслушиваются рассказы учащихся о культуре, архитектуре и науке, подготовленные заранее. Выступления сопровождаются кадрами из фильма о Томске Юлии Ратомской.)
Обращение к иностранцу.
- Ганс, вам понравились рассказы ребят о нашей земле? Дома мы напишем письма о нашем крае и передадим их вам для ваших друзей. Приглашайте их в наш любимый и неповторимый край.
Обобщающий рассказ учителя.
Расположение. Территория. Экономика. Наука и культура.
Гимнастика для пальцев и кистей рук.
Белки трудятся,
Кедровки
Над полянами кружат.
Все спешат на заготовки.
Это праздник – шишкопад.
Шишкопад,
Под хвойным кровом
Закрома полным полны.
Оттого в краю кедровом
Лишь о кедрах снятся сны.
Закрепление изученного.
Работа в тетради.
Детям раздаются трафареты с изображением области.
- Откройте контурную карту России в середине рабочей тетради на стр.49
- Найдите на карте место расположения нашего края, приложите трафарет и обведите его.
- Укажите, с какими областями и краями граничит наша область. Обозначьте город, в котором мы живём.
Работа с таблицей.
Я знаю, вы любите загадки. Вспомните, какие животные и растения водятся в зоне лесов, а значит, есть и в нашем крае. Для этого заполните таблицу.
Но выберите из отгадок и запишите в таблицу только те растения и животных, которые есть в нашей области.
Растения |
Животные |
Русская красавица Стоит на поляне, В зелёной кофточке, В белом сарафане. (Берёза.) В нём почти сто метров
роста: Вроде сосен, вроде ёлок, У меня длинней иголки, Стройный, зелёный, Никто её не пугает, Будто снежный шар бела, Что же это за девица: |
Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины. И добротные плотины. (Бобр.) И по соснам, и по елям Кто зимой холодной Зверь я горбатый, Зимой спит, Что за коняшки Травы копытами касаясь, Ёжик вырос в десять раз, Меньше тигра, больше кошки, Комочек пуха, длинное ухо, |
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание. Напишите письмо другу-иностранцу о нашем крае, и назовите его “Мой край”.