Цели:
- закрепить и обобщить знания по теме “Устное народное творчество”,
- отрабатывать навык выразительного чтения, воспитывать любовь к творчеству своего народа,
- развивать речь, внимание, память.
Ход урока
1. Настрой на урок.
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать.
Все правильно и внятно,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2. Орг. момент.
- Сегодня у нас будет необычный урок. Урок- путешествие. Будем мы путешествовать по удивительной стране. Называется она “ Устное народное творчество”
- Скажите, кто придумал Доктора Айболита? (К. Чуковский.)
- А кто автор сказки “ О мертвой царевне и семи богатырях”? (А.Пушкин)
- Молодцы, правильно!
- А кто сочинил сказку “Гуси-лебеди”?
- Кто автор песни “Ты рябинушка, раскудрявая”.
Сколько бы вы не старались вспомнить сочинителей сказки, считалки, скороговорок – вы их не найдёте. Потому, что созданы они не одним человеком, и не сразу, а на протяжении жизней многих людей. Поэтому такие произведения называются народными, их создал народ.
Вот и отправимся мы с вами по этой удивительной стране. Любой путешественник, чтобы не сбиться в пути, берёт с собой карту – маршрут. Вот и мы с вами будем путешествовать с помощью вот этой карты. Итак, в путь!
Мы приближаемся к первой станции. Называется она “Загадайка”.
- Кто из вас, ребята, не отгадывал загадок? Или не загадывал их сам? Яркие, живые образы, они легко запоминаются и навсегда остаются с вами. Сколько живёт человек – столько живут и загадки.
На протяжении веков создавал их народ. И не только взрослые. Как сказал собиратель загадок Дмитрий Николаевич Садовников: “Творчество детей внесло также свою дань”…
Из глубины времён загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил себя, свой мир, своё отношение к окружающему миру, к явлениям природы, к животным и птицам.
Загадки развивают смекалку, сообразительность, ум. Учат видеть прекрасное.
И вот мы уже у станции “Загадайка”. А кто там сидит у берёзки? Интересно! Нужно узнать!
- Как зовут тебя? /Иванушка/.
Иванушка: Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть вас здесь, на станции “Загадайка”. Вы очень любите загадки? Сейчас проверю. У меня в корзине много загадок, попробуйте их отгадать. /Загадывает. Кто угадал, дарит отгадку/. Молодцы! А сами-то вы знаете загадки? /Ребята загадывают – дарят Иванушке книжечки с загадками/. Мне очень приятно, что вы знаете столько много загадок. До свидания, ребята!
Мы продолжаем своё путешествие к следующей станции. Называется она “Полянка”.
- Что вы увидели за окном нашего автобуса? /Берёзы/.
- Как называется это дерево в народе?
Русская берёза – символ народа. В праздники устраивали гуляния на поляне, около берёз, танцевали, пели песни, играли в различные игры, водили хороводы. /Во время рассказа слушается стих из учебника: “Берёза, моя берёзонька” и “Во поле берёзка стояла”/.
- Посмотрите, как красиво среди берез! Много цветов. Это не просто цветы - в них что-то спрятано. Давайте посмотрим. /Отрываем цветок, читаем. Повторяем все вместе быстро./
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. Стоит гора посреди двора, на дворе - трава, на траве - дрова.
3. Проворонила ворона воронёнка.
4. Карл у Клары украл кораллы. А Клара у Карла украла кларнет.
5. Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
- Ну молодцы! Не каждому из вас, ребята, удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибок. Но весёлая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается надолго. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова. Они живут много лет и дошли до наших дней из глубины веков.
- Понравилось вам здесь? Но что случилось, почему стало темно? /Солнце закрыла туча./ Знаете, как солнышко в непогоду звать? Повторяйте за мной.
Солнышко, выгляни!
Красное, высвети!
К нам на ниву иди,
Ладить косы и серпы!
- А что такое Нива? /Это хлеб./ Хлеб - наше богатство. Как прекрасно пахло в доме свежим караваем хлеба! Хлеб – сила наша, гордость наша. Даже играли в игру, которая так и называется: “Каравай”. /Выбирается именинник./
Каравай – каравай
Кого хочешь – выбирай.
Я люблю, конечно, всех,
Но ... лучше всех.
- А ещё какие-нибудь русские народные игры вы знаете? Какие? Вы их не забывайте. Мы их разучим, когда будем весной играть на улице.
Ребята, чтобы на столе был всегда такой каравай хлеба, надо очень много трудиться, не лениться. Недаром говорят: “Без труда не вынешь и рыбку из пруда”.
А какие пословицы вы знаете? Пословицы и поговорки очень похожи на мудрые высказывания знаменитых людей. Мнение народа многое значит, с ним мы сверяем наше поведение и мысли.
Ну что же, продолжаем путь дальше. А чтобы полянка эта зеленела и цвела. Чтобы был богатый урожай – нужен тёплый летний дождь. А знаете, как дождь вызывали в народе? Нет? Послушайте.
Дождик лей, лей, лей,
На поля и на людей,
Поливай ведром
На Егорьев дом.
Дождик лей, лей, лей,
Загони моих гусей.
Мои гуси дома,
Не боятся грома.
- Пусть дождь поливает всё, а мы приближаемся к новой станции. Называется она: “Сказочная”.
Слушая ту или иную сказку, вы постигаете её неповторимый мир волшебства. Нехоженые тропинки ведут вас на край земли. Там высятся, поднимаются к самому синему небу прекрасные дворцы из снега. Дикие лебеди летают над бескрайним морем, а в море отражаются розовые облака. Сказку нередко наполняют разные чудеса. То злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку, то гуси-лебеди крадут братца у сестры, то непослушный Иванушка пьёт из заколдованного колодца водицы. То яблонька награждает добрую девочку серебряными и золотыми яблоками.
Всё интересно и заманчиво. Немало на свете прекрасных сказок, оставленных народом. И кто из вас их не слышал с раннего детства. А сейчас и читаете сами?!
Итак, давайте остановимся на станции “Сказочная” и проверим, как хорошо мы знаем сказки русского народа.
- Посмотрите внимательно на картины. Из какой они сказки? /Краткий пересказ./ Чередуется показ картины – чтение детьми – пластинка. /Книги учеников на парте./
- Молодцы! Очень хорошо вы знаете сказки. И ещё продолжаете читать.
- А почему перед названием сказок нет фамилии её автора?
- Ну что же, как ни интересно на этой сказочной станции, нам с вами пора домой. Делу время – потехе – час. Пора и нам про другие дела вспомнить.
3. Итог урока.
- Что же привезли мы с собой? Что запомнили?
Да, у вас появилось ещё много новых знакомых – загадки, сказки, заклички, скороговорки, поговорки, приговорки, песни.
Пусть они помогут вам в учёбе и труде. /Всё это учитель говорит под мелодию русской народной песни./