Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: Усвоение знаний в их системе.
ТДЦ урока
- Усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по родам и числам, зависимости имени прилагательного в предложении от имени существительного.
- Развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
- Формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Усовершенствование навыка правописание родовых окончаний.
Структура урока
I II III VII VIII IX
Этапы уроков
I. Организация начала урока.
II. Проверка домашнего задания.
III. Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
V. Рефлексия.
VI. Информация о домашнем задании.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
Дети зачитывают составленные словосочетания (существительное + прилагательное), определяя род и число прилагательных.
Контроль: самопроверка.
Подготовка к активной УПД.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Тютчева о зиме.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Учитель. Какое время года описывает автор в своем стихотворении?
Дети. Тютчев описывает зиму.
У. Докажите это словами из стихотворения.
Д. "Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховою", "зимнее солнце", "ослепительной красой".
У. С помощью каких слов передает автор красоту зимней природы?
Д. Снежная, ослепительная, пуховая.
У. Какие это части речи?
Д. Это имена прилагательные.
Сегодня на уроке мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные. Одновременно с этим мы будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания об этой части речи.
Чистописание
У. Поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов. Выглядеть они будут вот так.
Открывается образец записи на доске.
На доске:
ы и ы и еое оео еое оео
ая яя ий ый ай ое ее ые ие
– Обратите внимание на написание в первой строке элемента прямой черты с закруглением внизу вправо, во второй строке элемента овала и полуовала, в третьей строке соединения букв.
По образцу на доске учащиеся пишут в тетрадях элементы букв и слияния букв.
Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.
Д. -ая, -яя, -ий, -ый, -ой, -ое, -ее, -ые, -ие.
У. Что она напоминает?
Д. Окончания имен прилагательных.
У. Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы.
Дети делят так:
Объясните свои действия.
Д. Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.
На доске 4 карточки с записью слов "облако", "иней", "природа", "св...ркающий".
У. К какой группе слов можно отнести эти слова?
Д. Это словарные слова.
У. Давайте хором проговорим написание этих слов.
Дети выполняют задание.
Составьте словосочетания, используя словарные слова, чтобы прилагательное сверкающий сочеталось с каждым существительным.
Определите и графически покажите связь главного и зависимого слова, определите род и число имен прилагательных.
Эта работа выполняется самостоятельно каждым учащимся в тетради, первые пять человек дают учителю тетради на проверку. Три человека у доски объясняют выполнение задания.
Д.
Сверкающие облака.
Сверкающий иней.
Сверкающая природа.
У. Когда зимой мы видим сверкающие облака?
Д. Это бывает, когда зимой светит солнце, освещая редкие облака, которые плывут по голубому небу.
У. А как вы представляете себе сверкающий иней!
Д. Зимнее морозное утро, яркое солнце, иней, лежащий на ветках елей и берез, переливается всеми цветами радуги.
У. А теперь нарисуйте словесную картинку сверкающей природы.
Д. Широкое поле или небольшой пролесок, зимнее солнце своими косыми лучами с помощью волшебной, сверкающей кисти разукрасило все вокруг красками, которые переливаются разными цветами, одевая природу в сверкающие одежды.
У. Сейчас вам предстоит работа, которую я назвала "цифровой диктант". На доске под определенными номерами записаны окончания прилагательных.
На доске:
– Я буду диктовать словосочетания прилагательных с существительными. Вам надо определить, какое окончание должно быть у прилагательного и записать цифру, под которой находится необходимое окончание. Итак, приготовились: запорошенная земля, первый снежок, зимняя сказка, белоснежное поле, пушистые ели, холодный ветер, ранняя зима.
Два человека работают на индивидуальных досках для дальнейшей проверки работы учащихся.
– Давайте проверим, что у вас получилось.
Дети, выполнявшие задание у доски, открывают свои работы для проверки.
На доске:
– Я буду диктовать словосочетания прилагательных с существительными. Вам надо определить, какое окончание должно быть у прилагательного и записать цифру, под которой находится необходимое окончание. Итак, приготовились: запорошенная земля, первый снежок, зимняя сказка, белоснежное поле, пушистые ели, холодный ветер, ранняя зима.
Два человека работают на индивидуальных досках для дальнейшей проверки работы учащихся.
– Давайте проверим, что у вас получилось.
Дети, выполнявшие задание у доски, открывают свои работы для проверки.
На доске:
1, 3, 5, 2, 4, 3, 5.
Контроль: проверка по эталону на доске
Физкультминутка (игра “командиры”)
VII. Этап обобщения и систематизации знаний
У. А теперь отправимся в зимний лес.
На доске картина с изображением зимнего леса, а у каждого учащегося карточка с текстом.
Над ----------- п...лянкой круж...лся ----------сн...жок. Со...нце св...тило ----------- светом. А вокруг др...мали ------------- елочки. Снег осыпался с ---------------- лап, а бездельник ветер см...тал его с ------------верхушки. Слова для справок: с острой, зеленые, лесной, белый, ярким, с мохнатых.
Прочитайте текст. Проставьте буквы на месте пропусков. Объясните орфограммы.
Какой это текст: описание или повествование?
Д. Это текст-описание.
У. Чего не хватает в тексте-описании?
Д. Чтобы сделать текст более выразительным, надо вставить имена прилагательные.
У. Давайте отредактируем текст.
Выслушиваются тексты, составленные детьми.
– А теперь придумайте название тексту.
Д.
Зимний лес.
Утро в лесу.
Лесная поляна.
У. Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания трех уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами.
На доске:
1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи. Определи род и число имен прилагательных. 2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.
3-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные.
Дети выполняют задание.
Контроль: по эталону на доске.
Откройте учебник на странице 121 и выполните упражнение 273.
Контроль: проверка в парах.
VIII. Рефлексия
Игра: “Веришь – не веришь”
- А верите ли вы, что род прилагательных зависит от существительного.
- А верите ли вы, что вы знаете родовые окончания прилагательных.
- А верите ли вы, что у прилагательных женского рода: ый; ий; ой?
- А верите ли вы, что у прилагательных среднего рода окончания: ое; ее?
- А верите ли вы, что у прилагательных во множественном числе можно определить род?
Подведение итогов
У. Что обозначают имена прилагательные?
Д. Признак предмета.
У. Какими членами предложения являются имена прилагательные?
Д. Второстепенными членами, определениями.
У. Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные?
Д. Прилагательные зависят от существительных, стоят в том же роде и числе, что и существительное.
У. Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте?
Д. Описывают предметы, делают текст более ярким.
У. Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот?
Д. Прилагательное зависит от существительного, вопросы задаем от существительного, род и число у прилагательного такие же, как и у существительного, поэтому сначала изучаем существительное.
У. Вы правильно отвечали на мои вопросы, а теперь я проверю ваши практические умения.
Учитель раздает перфокарты (по уровням)
1 уровень
Придумай 5 – 6 словосочетаний (существительное + прилагательное. Определи род и число у прилагательных).
2 уровень
Вставь окончания у прилагательных, определи род и число.
Прилагательное Окончание Род Число Существительное беленьк зайчик светл небо сильн метель холодн утро высок сосна хитр лиса ранн заморозки
3 уровень
1. Вставь окончания у прилагательных, определи род и число.
2. Пользуйся памяткой
Вопросы Прил. Окончание Род Число Существительное Какой? беленьк зайчик Какое? светл небо Какая? сильн метель Какое? холодн утро Какая? высок сосна Какая? хитр лиса Какие? ранн заморозки
Памятка
- Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:
- Найти существительное, к которому относится прилагательное.
- Определить род и число существительного.
- По числу и роду существительного определить род и число прилагательного.
Контроль: контроль учителем.