Нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий

Разделы: Начальная школа


С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Некоторые учителя, неудовлетворенные качеством общеобразовательной подготовки учащихся, их слабыми знаниями, видели причины этого в том, что уроки обучения будто бы устарели, не всегда стимулируют познавательную деятельность учащихся. Вряд ли можно согласиться с этим, потому что при качественном проведении уроков и преодолении тех недочетов, о которых речь шла выше, опытные учителя добиваются довольно высокой успеваемости и обеспечивают интенсивное умственное развитие и воспитание школьников. Тем не менее, поиски новых форм обучения и методическое обновление урочных занятий, стремление к новизне и нестандартности в их проведении, безусловно, дали свои результаты.

В наше время педагоги всё больше используют и широко применяют нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков, классифицированные И.П. Подласым.

  1. Уроки-“погружения”
  2. Уроки – деловые игры
  3. Уроки-пресс-конференции
  4. Уроки-соревнования
  5. Уроки типа КВН
  6. Театрализованные уроки
  7. Уроки-консультации
  8. Компьютерные уроки
  9. Уроки с групповыми формами работы
  10. Уроки взаимообучения учащихся
  11. Уроки творчества
  12. Уроки аукционные
  13. Уроки, которые ведут учащиеся
  14. Уроки-зачеты
  15. Уроки-сомнения
  16. Уроки – творческие отчеты
  17. Уроки-формулы
  18. Уроки-конкурсы
  19. Бинарные уроки
  20. Уроки – обобщения
  21. Уроки – фантазии
  22. Уроки-игры
  23. Уроки-“суды”
  24. Уроки поиска истины
  25. Уроки – лекции “Парадоксы”
  26. Уроки-концерты
  27. Уроки-диалоги
  28. Уроки – “Следствие ведут знатоки”
  29. Уроки – ролевые игры
  30. Уроки-конференции
  31. Уроки-семинары
  32. Интегральные уроки
  33. Уроки – “Круговая тренировка”
  34. Межпредметные уроки – интегрированные уроки
  35. Уроки-экскурсии
  36. Уроки игры “Поле чудес”

Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые можно классифицировать как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал учителя, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности.

Такие формы уроков используются на различных уроках по структуре, не притесняя традиционную форму обучения, а только дополняя и обогащая.

Урок-соревнование “Математический ринг”

Урок проводится в форме соревнования учащихся с командой экспертов на основе телевизионной интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?”

Учащиеся класса являются командой “Знатоки”, члены жюри являются командой “Эксперты”.

Цель: повторение, систематизация и обобщение изученного материала.

Задачи:

  • повторить компоненты сложения, вычитания, умножения, деления;
  • продолжить работу по решению задач;
  • систематизировать знания по геометрическому материалу;
  • закрепить умения и навыки по решению уравнений;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать любовь и интерес к предмету.

Оборудование:

  1. Аудиозапись музыкальной заставки игры “Что? Где? Когда?”
  2. Табло для ведения счета с названием команд “Знатоки” (учащиеся), “Эксперты” (члены жюри)
  3. Конверты с заданиями.
  4. Черный ящик.
  5. Наглядность геометрического задания.
  6. Скрипичный ключ для обозначения музыкальной паузы.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас с вами, ребята, занятие будет проходить в форме математического ринга. В ходе занятия мы с вами повторим раннее пройденные темы и недавно изученные…

Звучит музыкальная заставка.

- Итак, вы будете считаться командой “Знатоки”. Вы должны ответить на вопросы и выполнить задания, предложенные вам командой “Эксперты”. Эти вопросы лежат перед вами в конвертах. Последовательность заданий вы будете определять сами, решив выражения.

Сумму чисел 25 и 10 разделить на 7 (конверт №5).

Логические задачи.

Врач прописал Кате 3 таблетки, указав, что каждую таблетку надо принимать через 20 минут. На какое время хватит этих таблеток?

В семье 3 детей: два мальчика и девочка. Их имена начинаются с букв А, В, Г. Среди А и В – есть начальная буква имени одного мальчика. Среди В и Г – есть начальная буква имени другого мальчика. С какой буквы начинается имя девочки?

3 курицы за 3 дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней, если они будут нести такое же и одинаковое количество яиц за один и тот же промежуток времени?

К частному чисел 36 и 9 прибавить 3 (конверт №7).

Найдите значение выражений с объяснением.

Из 29 вычесть произведение чисел 5 и 5 (конверт №4).

Найдите закономерность, и продолжи ряд чисел:

3 10 6 …

Сумму чисел 36 и 6 разделить на 6 и вычесть 7 (значение 0 – музыкальная пауза)

Физминутка:

Шаг на месте – раз, два, три,
Плечи шире разверни.
Проведем с вами игру:
Все присядем, скажем: “У-у!”
Быстро встанем, скажем: “А-а!”
Нам пора уж за дела.

Из частного чисел 49 и 7 вычесть 5 (конверт №2).

Решите задачу с пояснением, предварительно записав условие на доске, назовите полный ответ задачи.

В буфете 6 кг яблок, груш в 4 раза больше, чем яблок, а бананов – в 3 раза меньше, чем груш. Сколько всего фруктов привезли в буфет?

Произведение чисел 6 и 4 раздели на 8 (конверт №3).

Найди и назови все треугольники.

Из разности чисел 29 и 13 вычесть 10 (конверт №6).

Решите уравнения и назовите их значения.

Разность чисел 27 и 19 разделить на 8 (конверт №1).

У этой фигуры 4 одинаковые стороны, 4 прямых угла. Площадь этой фигуры вычисляется по формуле S= , а периметр – Р=.

Внимание, вопрос: что за геометрическая фигура находится в чёрном ящике?

Итак, наша игра подошла к концу. Какое задание вам понравилось больше? Какое задание вызвало затруднение? Слово предоставляется жюри.

Жюри:

Наша игра закончилась со счетом __________
В пользу команды “____  ”.

Используемая литература.

  1. И.Ф. Харламов Педагогика, М., Гардарики, 1999 г.
  2. И.П.Подласый Педагогика. Общие основы. Процесс обучения. М., 2005 г.
  3. Обобщение личного опыта по организации нестандартных уроков-закрепления.