С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Некоторые учителя, неудовлетворенные качеством общеобразовательной подготовки учащихся, их слабыми знаниями, видели причины этого в том, что уроки обучения будто бы устарели, не всегда стимулируют познавательную деятельность учащихся. Вряд ли можно согласиться с этим, потому что при качественном проведении уроков и преодолении тех недочетов, о которых речь шла выше, опытные учителя добиваются довольно высокой успеваемости и обеспечивают интенсивное умственное развитие и воспитание школьников. Тем не менее, поиски новых форм обучения и методическое обновление урочных занятий, стремление к новизне и нестандартности в их проведении, безусловно, дали свои результаты.
В наше время педагоги всё больше используют и широко применяют нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков, классифицированные И.П. Подласым.
- Уроки-“погружения”
- Уроки – деловые игры
- Уроки-пресс-конференции
- Уроки-соревнования
- Уроки типа КВН
- Театрализованные уроки
- Уроки-консультации
- Компьютерные уроки
- Уроки с групповыми формами работы
- Уроки взаимообучения учащихся
- Уроки творчества
- Уроки аукционные
- Уроки, которые ведут учащиеся
- Уроки-зачеты
- Уроки-сомнения
- Уроки – творческие отчеты
- Уроки-формулы
- Уроки-конкурсы
- Бинарные уроки
- Уроки – обобщения
- Уроки – фантазии
- Уроки-игры
- Уроки-“суды”
- Уроки поиска истины
- Уроки – лекции “Парадоксы”
- Уроки-концерты
- Уроки-диалоги
- Уроки – “Следствие ведут знатоки”
- Уроки – ролевые игры
- Уроки-конференции
- Уроки-семинары
- Интегральные уроки
- Уроки – “Круговая тренировка”
- Межпредметные уроки – интегрированные уроки
- Уроки-экскурсии
- Уроки игры “Поле чудес”
Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые можно классифицировать как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал учителя, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности.
Такие формы уроков используются на различных уроках по структуре, не притесняя традиционную форму обучения, а только дополняя и обогащая.
Урок-соревнование “Математический ринг”
Урок проводится в форме соревнования учащихся с командой экспертов на основе телевизионной интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?”
Учащиеся класса являются командой “Знатоки”, члены жюри являются командой “Эксперты”.
Цель: повторение, систематизация и обобщение изученного материала.
Задачи:
- повторить компоненты сложения, вычитания, умножения, деления;
- продолжить работу по решению задач;
- систематизировать знания по геометрическому материалу;
- закрепить умения и навыки по решению уравнений;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать любовь и интерес к предмету.
Оборудование:
- Аудиозапись музыкальной заставки игры “Что? Где? Когда?”
- Табло для ведения счета с названием команд “Знатоки” (учащиеся), “Эксперты” (члены жюри)
- Конверты с заданиями.
- Черный ящик.
- Наглядность геометрического задания.
- Скрипичный ключ для обозначения музыкальной паузы.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас с вами, ребята, занятие будет проходить в форме математического ринга. В ходе занятия мы с вами повторим раннее пройденные темы и недавно изученные…
Звучит музыкальная заставка.
- Итак, вы будете считаться командой “Знатоки”. Вы должны ответить на вопросы и выполнить задания, предложенные вам командой “Эксперты”. Эти вопросы лежат перед вами в конвертах. Последовательность заданий вы будете определять сами, решив выражения.
Сумму чисел 25 и 10 разделить на 7 (конверт №5).
Логические задачи.
Врач прописал Кате 3 таблетки, указав, что каждую таблетку надо принимать через 20 минут. На какое время хватит этих таблеток?
В семье 3 детей: два мальчика и девочка. Их имена начинаются с букв А, В, Г. Среди А и В – есть начальная буква имени одного мальчика. Среди В и Г – есть начальная буква имени другого мальчика. С какой буквы начинается имя девочки?
3 курицы за 3 дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней, если они будут нести такое же и одинаковое количество яиц за один и тот же промежуток времени?
К частному чисел 36 и 9 прибавить 3 (конверт №7).
Найдите значение выражений с объяснением.
Из 29 вычесть произведение чисел 5 и 5 (конверт №4).
Найдите закономерность, и продолжи ряд чисел:
3 10 6 …
Сумму чисел 36 и 6 разделить на 6 и вычесть 7 (значение 0 – музыкальная пауза)
Физминутка:
Шаг на месте – раз, два, три,
Плечи шире разверни.
Проведем с вами игру:
Все присядем, скажем: “У-у!”
Быстро встанем, скажем: “А-а!”
Нам пора уж за дела.
Из частного чисел 49 и 7 вычесть 5 (конверт №2).
Решите задачу с пояснением, предварительно записав условие на доске, назовите полный ответ задачи.
В буфете 6 кг яблок, груш в 4 раза больше, чем яблок, а бананов – в 3 раза меньше, чем груш. Сколько всего фруктов привезли в буфет?
Произведение чисел 6 и 4 раздели на 8 (конверт №3).
Найди и назови все треугольники.
Из разности чисел 29 и 13 вычесть 10 (конверт №6).
Решите уравнения и назовите их значения.
Разность чисел 27 и 19 разделить на 8 (конверт №1).
У этой фигуры 4 одинаковые стороны, 4 прямых угла. Площадь этой фигуры вычисляется по формуле S= , а периметр – Р=.
Внимание, вопрос: что за геометрическая фигура находится в чёрном ящике?
Итак, наша игра подошла к концу. Какое задание вам понравилось больше? Какое задание вызвало затруднение? Слово предоставляется жюри.
Жюри:
Наша игра закончилась со счетом __________
В пользу команды “____ ”.
Используемая литература.
- И.Ф. Харламов Педагогика, М., Гардарики, 1999 г.
- И.П.Подласый Педагогика. Общие основы. Процесс обучения. М., 2005 г.
- Обобщение личного опыта по организации нестандартных уроков-закрепления.