На протяжении ряда лет, занимаясь физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, я обратила внимание на прогрессирующее ухудшение здоровья дошкольников.
Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и не сбалансированное питание, и снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки. Поэтому одной из актуальных задач в процессе воспитание и обучение дошкольников для меня, как педагога, является - развитие, сохранение, укрепление и улучшение здоровья детей в детском саду в процессе их обучения и воспитания.
Из-за диспропорциональности развития, незрелости движений часто для детей в детском саду оказываются не выполнимыми требования, предусмотренные “Программой воспитания и обучения в детском саду” М.Васильевой (новая редакция). Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Что особенно важно для детского сада с логопедическими группами, которые есть и в нашем дошкольном учреждении. Для таких ребятишек необходимо применять такие приёмы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обаяние) и переработки информации.
Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мечами, или фитболами, высокая эффективность которой была оценена педагогами на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских сада Санкт-Петербурга.
В своей работе авторы: Т.С.Овчинникова, кандидат педагогических наук и А.А.Потапчук, кандидат медицинских наук, доцент предложили собственные разработки коррекции движений у дошкольников с проблемами развития. Ознакомившись с данной методикой, я начала применять её в действии в комплексах утренней гимнастики, на физкультурных занятиях, как физкультминутки. Авторы предлагают методику занятий с фитболами в разнообразных формах. Это: фитбол-гимнастика, фитбол-ритмика, фитбол-сказки и т.д.
Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пения в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. В основе данной методике лежат определённые свойства мяча, используемые педагогами для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.
Мяч имеет форму шара. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнении на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажёрах.
Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета поразному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.
Тёплый цвет (красный, оранжевый) оказывает эрготронное влияние, повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Холодный цвет (синий, фиолетовый) оказывает трофотронный эффект, то есть успокаивает. Жёлтый и зелёный цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма.
Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают ещё и вибрационным воздействием. Вибрация активизирует регенеративные процессы, что позволяет использовать мячи в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать имеющиеся нарушения осанки без использования специальных валиков и приспособлений под области кифоза или лордоза.
Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях: сидя на мяче; лёжа на полу, на мяче; стоя с мячом; на коленях; в приседе.
Занимаясь с дошкольниками на фитболах, я заметила, что у них улучшилась осанка, настроение, внимание. Дети стали более сильными, ловкими, выносливыми, - всё это потому, что большие гимнастические мячи дарят здоровье и радость. Если даже в каком-то дошкольном учреждении нет фитболов, то описанная методика позволяет заниматься с детьми и при отсутствии их.
Используемая литература:
1.А.А Потапчук, Т.С. Овчинникова. Двигательный игротреннинг для школьников. Санкт-Петербург, издательство “Речь”, 2003 год.
Конспект физкультурного занятия в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
- Упражнять детей в ходьбе разного вида, в прыжках, в ползании на четвереньках в прямом направлении, лёжа на животе в перёд и назад с одновременным движением рук.
- Учить детей короткому вдоху и длительному речевому выдоху при выполнении обще-развивающих упражнений.
- Научить детей действовать в соответствии с инструкцией, что приучает их ориентироваться в пространстве, развивает ловкость.
- Развивать у детей умение расслабляться, воспитывать внимание, сосредоточенность.
Оборудование:
- Фитбол - мячи на каждого ребёнка.
- Гимнастическая скамейка.
I Вводная часть.
Перед тем как заниматься,
Надо нам, друзья, размяться.
- обычная ходьба;
- ходьба на носках, руки вверх, смотреть на ладони;
- обычная ходьба;
- ходьба с высоким подниманием колен, руки впереди;
- обычная ходьба;
- подскоки со свободным движением рук;
- обычная ходьба;
- ползание на четвереньках задом наперёд;
- обычная ходьба;
- ходьба врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
- обычная ходьба;
- бег широким шагом (25сек.)
Упражнение на дыхание: “Мыльные пузыри”
И.п.: ноги вместе, руки у лица, как будто держат во рту соломинку и надувают мыльные пузыри.
1 - вдох, потянуться плечами вверх,
2 - выдох, опустить плечи (4р.)
Ходьба детей по залу с раздачей мячей - фитболов
II Основная часть.
1 Общеразвивающие упражнения с мячами - с фитболами.
- Наклоняем мы головку, (для шеи)
Делаем всё это ловко.
И.п.: сидя на мяче, руки на поясе.
1.- наклон головы вперёд.
2.- исходное положение.
3.- наклон головы назад.
4.- исходное положении.
Вдох- наклон головы, выдох - исходное положение. (по 4 раза)
- Подъём руками начинай, (для рук)
Но смотри, не отставай.
И.п.: стоя, мяч в опушенных руках.
1.- поднять руки вверх, потянуться- вдох.
2.- опустить руки – выдох.
Выполнять в медленном темпе (6 раз)
- Будем все стараться, (наклоны)
Дружно наклонятся.
И.п.: сидя на мяче, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
1.-развести руки в стороны - вдох.
2.-наклонить туловище вниз - выдох.
3.-исходное положение.
Вдох обычный, на выдохе имитировать “стон” на гласном звуке “о-о-о”. (6 раз)
А теперь пора присесть, (приседание)
Наши ножки разогреть.
И.п.: стоя, мяч на полу.
1.- потянуться вверх, поднять мяч над головой - длинный вдох.
2.- резкий присест с опорой руками на мяч, колени в стороны - короткий выдох.
3.- исходное положение.
Выполнять в разном темпе: при вдохе движения пластичные, мягкие, при выдохе - динамичные, резкие. (6 раз)
Дружно крутим мы педали, (для ног и туловища)
Вы такого не видали.
И.п.: сидя на мяче.
1.- имитация ходьбы с высоким подниманием колена, сидя на мяче.
Дыхание свободное, темп средний. (1-2 мин.)
Посмотрите-ка на нас, (прыжки)
Прыгать будем мы сейчас.
И.п.: сидя на мяче.
Ритмичные прыжки сидя на мяче.
Дыхание свободное, темп средний. (20 раз по 2)
А теперь опять пойдём,
И немножко отдохнём.
И.п. стоя, мяч перед грудью в согнутых руках.
Ходьба на носках, в полуприседе, обычная с постепенным замедлением.
Спину держать прямо, дыхание свободное (3мин.)
1. Основные движения:
1. прыжок в длину с места. (8раз)
2. ходьба по шатающейся гимнастической скамейке. (8раз)
3. Упражнение “Улитка”. Ползание на животе и предплечьях с мячом - фитболом, прижатым пятками к ягодицам.
И.п.: лёжа на животе.
Мяч прижат пятками к ягодицам. Ползание лёжа на животе вперёд и назад с одновременным движением рук.
2. Подвижная игра с мячом- фитболом “играй, играй, мяч не теряй!”
Дети располагаются по залу.
Каждый выполняет любые действия с мячом по своему выбору: бросает, катает, отбивает, прыгает.
После сигнала воспитателя все должны быстро поднять мяч вверх и замереть.
Тот, кто не успел поднять мяч, выбывает из игры, идёт отдыхать на “скамью штрафников”.
III Заключительная часть.
Упражнение на расслабление “Руки отдыхают”.
И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища.
- повороты корпуса влево и вправо, руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.
Обычная ходьба:
По ровненькой дорожке
Ходили наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом - здесь мы живём.