Северная лоскутная техника. Программа элективного курса для учащихся 9-х классов

Разделы: Технология


Лоскутное шитье - широко распространенный на территории России вид декоративно-прикладного искусства. Содержание программы "Северная лоскутная техника " в 9 классах направлено на воспитание у учащихся художественной культуры, развитие интереса к северному народному творчеству и его традициям.

В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с истоками возникновения и развития лоскутного шитья, традициями, историей. Наряду с традиционными беседами можно использовать видеозапись, посещение музеев, выставок народного творчества и другие методы, что позволит значительно расширить кругозор и повысить интерес учащихся к изучаемой теме. Во время занятий целесообразно использовать записи народной музыки, стихов северных поэтов, а также разнообразный иллюстрированный материал и образцы произведений народных мастеров.

Особенностью этих уроков является обязательная историческая справка, т.к. дети не имеют достаточных знаний и жизненного опыта по данной теме.

Цели программы:

  • формирование учащихся художественной и духовной культуры,
  • создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся, основанных на традициях северного народного творчества.

Задачи:

  1. Приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства и культуре Севера.
  2. Создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся.
  3. Формирование навыков и приемов работы в лоскутной технике.

Продолжительность программы: Данная программа рассчитана для обучения в 9 классе. Объем программы - 18 часов.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно-ориентированного подхода к учащимся;
  • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
  • сотрудничества и ответственности;
  • сознательного усвоения учебного материала;
  • систематичности, последовательности и наглядности обучения.

Кроме того, обучение по программе построено по принципу " от простого – к сложному", от вырезания простых элементов – к составлению сложных композиций.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, деятельный, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм обучения. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учащихся. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание помощи каждому из них со стороны педагога, которая содействует выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся представляется возможность самостоятельно построить

свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению изделий. Групповая форма работа позволяет выполнить наиболее сложные и объемные работы с наименьшими материальными и временными затратами, т.к. каждый учащийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия.

Основная форма обучения – урок.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков;
  • текущий, проводимый в ходе урока и закрепляющий знания на данном занятии, по конкретной теме;
  • итоговый, проводимый после завершения изучения темы (вида лоскутного шитья).

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ работ учащихся, где каждый получает право оценить работу свою и одноклассницы. При этом отмечаются наиболее удачные решения выполнения работ, разбираются характерные ошибки. Такой прием приучает к самоконтролю, самоанализу, формирует умение и навыки самостоятельной работы.

Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита работы, участие в выставках, ярмарках.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема Кол-во часов Занятие
Теорет. Практич.
1. Вводное занятие 2 2  
2. Виды лоскутного шитья - шитье из квадратов 2   2
3. Шитье из прямоугольных треугольников 4   4
4. Шитье из полос 4   4
5. Шитье из фестонов 4   4
6. Шитье на основу (аппликация) 2   2
Итого: 18 2 16

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводное занятие (2 часа).

Цели, задачи и содержание программы. Краткие исторические сведения. Инструменты, материалы, оборудование. Рабочее место. Подготовка материалов к работе. Цвет и композиция. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе в кабинете.

Тема 2. Шитье из квадратов (2 часа).

Краткая историческая справка – шитье из квадратов – один из самых распространенных видов северного лоскутного шитья.

Практическое занятие. Изготовление салфетки по схеме 1:

Схема 1:

1. Раскрой квадратов по шаблонам.

2. Составление рисунка.

3.Стачивание деталей.

4. Соединение лоскутного верха с подкладкой.

5. Окончательная обработка салфетки.

(Приложение 1)

Тема 3. Шитье из прямоугольных треугольников (4 часа).

Краткая историческая справка – прямоугольный треугольник – символ северной природы.

Практическое занятие. Изготовление прихватки по схеме 2:

  1. Выбор композиции.
  2. Подбор материалов.
  3. Изготовление шаблонов.
  4. Раскрой деталей.
  5. Стачивание элементов в блок.
  6. Соединение деталей прихватки.
  7. Обработка срезов прихватки.

(Приложение 2)

Тема 4. Шитье из полос (4 часа).

Краткая историческая справка – символика в северном орнаменте.

Практическое занятие. Изготовление панно по схеме 3:

  1. Выбор композиции.
  2. Подбор материалов.
  3. Раскрой полос.
  4. Стачивание лоскутного блока с применением линейки (шаблона).
  5. Соединение блоков в композицию.
  6. Сборка слоев изделия.
  7. Обработка края кантом.

(Приложение 3)

Тема 5. Шитье из фестонов (4 часа).

Краткая историческая справка- северный коврик “кругляш”.

Практическое занятие. “Изготовление кругляша” по схеме 4:

Выбор композиции.

  1. Подбор материалов.
  2. Изготовление шаблона (прямоугольник).
  3. Раскрой деталей.
  4. Изготовление фестонов.
  5. Настрачивание фестонов на основу.
  6. Обработка среза кругляша тесьмой или кантом.

(Приложение 4)

Тема 6. Шитье на основу (2 часа).

Краткая историческая справка

Практическое занятие. “Выполнение новогоднего сувенира” по схеме 5:

  1. Выбор композиции.
  2. Подбор материалов.
  3. Раскрой деталей.
  4. Выполнение аппликации
  5. Стачивание деталей.
  6. Соединение слоев.
  7. Окончательная обработка края сувенира.

(Приложение 5)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

После окончания обучения по данной программе учащиеся должны

Знать:

  • виды лоскутного шитья;
  • основные приемы и материала;
  • понятие композиции и закономерности цветовых сочетаний;
  • технологию лоскутного шитья.

Уметь:

  • осуществлять поиск необходимой информации и применять ее;
  • выполнять все стадии изготовления изделия;
  • изготовлять предметы интерьера в лоскутной технике.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Инструменты: карандаши, ручки, линейки, треугольники, ножницы, булавки портновские (тонкие), иголки швейные.

Материалы: картон, х\б лоскуты ткани, подкладочная и прокладочная (ватин, синтепон) ткани, тесьма, нитки швейные (различные расцветки), мел портновский или обмылок, отделочные материалы (бисер, блески, пуговицы).

Наглядные пособия:

  • Образцы изделий.
  • Работы учащихся.
  • Методические пособия (Инструкционные и технологические карты, шаблоны деталей).
  • Иллюстрированный материал.

Техническое обеспечение:

  • Швейная машина.
  • Утюг с паронагревателем.
  • Гладильная доска.
  • Видеотехника.
  • Магнитофон, записи северных народных песен.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы \ под ред. В.Д.Симоненко – М: Вентано-Графф, 2001 г.
  2. М. Максимова, Л. Кузьмина “Лоскутики” - М: Эксмо–Пресс, 1998 г.
  3. М.Энн Грин “Шитье из лоскутков” -М: Просвещение, 1981 г.
  4. Л.А.Андронова “Лоскутная мозаика” - М: Школа- Пресс, 1993 г.
  5. Журналы “Пэчворк - Лена”.

Приложение

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве: Альбом – К: Рад. школа, 1988
  2. Бабушкины уроки. Народное искусство Русского Севера \ под ред. Т.Я.Шпикаловой М: Гуманитарный издательский центр, 2001 г.
  3. И.Ю. Костикова “Школа лоскутной техники” - М: Культура и традиции, 1997 г.
  4. Уроки детского творчества – М: Внешсигма, 1996 г.
  5. И.Ю.Муханова “Лоскуты-быстро и красиво”- М: Олма-Пресс образование, 2003 г.
  6. И.С.Якиманская “Личностно-ориентированное обучение в современной школе” - М: 1996 г.
  7. Журнал “Рукоделие” № 2, 1994 г.
  8. Журналы “Чудесные мгновения, лоскутное шитье”.
  9. Журналы “Пэчворк Burda”.