Осуществляемая ныне реформа образования требует новых подходов к обучению студентов в условиях работы колледжа. Оптимальная организация учебной работы студентов, пробуждение интереса к учебной деятельности, побуждение к активности, успешность профессиональной деятельности после окончания колледжа во многом зависит от уровня их адаптации к новой образовательной среде. Под адаптацией мы понимаем процесс привыкания приспособления личности к новым условиям среды. Очевидно, что рассмотрение процесса адаптации студентов к обучению в колледже должно включать ряд аспектов:
- психолого-педагогический (связанный с приспособлением студентов к новой дидактической системы, принципиально отличающейся от форм и методов школы);
- социально-психологический (имеющий связь с усвоением учащимися социальных норм, установлением и поддержанием социального статуса в новом коллективе);
- мотивационно-личностный (определяющий формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств);
- психофизический (предполагающий, приспособление функций и реакций организма к требованиям новой среды).
Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками.
По результатам диагностического исследования проведенного в ОГКУиПТ студенты на базе основной школы выбирают обучение в колледже, т.к. хотят самостоятельности - 23%, были неуспешны в школе - 30%, боятся ЕГЭ и того, что их аттестаты после одиннадцатого класса, будут значительно хуже - 20%, не хотят терять время в школе - 17%.
Студенты на базе 11 классов поступают в колледж в основном потому, что не поступили в ВУЗ, или имеют слабые знания, и в ВУЗ поступать было бесполезно -75%, и только 25% хотели поступить именно в данный колледж.
Анализ этих данных привел нас к необходимости создания программы психолого-педагогического сопровождения студентов первого года обучения, которая носит название “Адаптация студентов к обучению в колледже”.
Программа с одной стороны направлена на создание для первокурсников такой образовательной среды, которая поможет в решении значимых для их возраста и положения проблем. С другой стороны программа обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в рамках инновационного проекта Адаптация первокурсников к образовательной среде колледжа через комплексную бонус-игру “Банк Колледжа” Бонус-игра позволяет избежать основных трудностей адаптации и совместить усилия преподавателей и студентов при организации образовательного процесса.
Система управления Банком Колледжа подсказана самим названием игры. Банк Колледжа имеет генерального директора Банка, роль которого выполняет директор колледжа. Его основная функция — отслеживание денежных потоков и предупреждение инфляции. Заместитель директора по УМР определяет стратегию игры и играет роль заместителя генерального директора Банка. Заместители директора по УР, ВР, АХЧ становятся директорами отделений Банка, отвечающими за организацию игр по каждому направлению, поддерживают общую динамику игры. Заведующие отделениями, библиотекой, преподаватели, кураторы групп становятся руководителями отдельных подразделений и служащими Банка. В их функции входит организация отдельных мероприятий. Студенты становятся вкладчиками Банка.
Для оценки эффективности игры нами был выбран обобщенный показатель адаптации, состоящий из суммарных показателей его компонентов:
- самостоятельность студентов в принятии решений, выборе способов, достижений результатов;
- мотивация к образовательному процессу; 3.активность освоения среды;
- коммуникативные умения;
- удовлетворенность средой.
Каждый из компонентов оценивается по уровню проявления (высокий, средний, низкий). Для возможности проведения мониторинга каждому из уровней присвоено значение: высокий- 2, средний- 1, низкий- 0. При получении значения обобщенного показателя адаптации данные по каждому компоненту суммируются. Таким образом, максимальное значение обобщенного показателя может быть равно - 10, а минимальное - 0, Мы считаем, что студент полностью адаптирован к профессионально-образовательной среде колледжа, если его обобщенный показатель адаптивности будет не менее 5.
Целью программы “Адаптация студентов к обучению в колледже” является осуществление психолого-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов к учебной деятельности.
Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа служит:
- Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.
- Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.
- Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.
- Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.
Работа рассчитана на первый год обучения и предлагает проведение мероприятий, которые условно можно разделить на 3 этапа.
- Первый этап (сентябрь, октябрь) - предполагает оценку соматического и психологического статуса первокурсников, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в колледже; социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательную среду.
- Второй этап (ноябрь, декабрь) - заключается в комплексном индивидуально-психологическом обследовании студентов, выработке рекомендаций и разработке индивидуальных программ для адекватного усвоения учебного материала и адаптации первокурсников в новой образовательной среде.
- Третий этап (второй семестр) - предусматривает использование полученной информации для проведения семинаров, индивидуальных и групповых консультаций педагогов для предотвращения возникновения проблемных ситуаций в учебном процессе; коррекционно-просветительскую работу со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам; консультаций и просвещения родителей студентов, не адаптировавшихся к работе в новой среде.
Показателями адаптации первокурсников к новой среде является их приспособленность к различным требованиям учебного процесса без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.
На каждом этапе работа ведется со студентами, преподавателями и родителями соответственно.
На первом, профилактическом, этапе со студентами проводятся тренинги знакомства, с целью скорейшего формирования сплоченных студенческих групп; комплексная бонус-игра “Банк Колледжа” с целью разработки студентом личной стратегии успешной адаптации, диагностические исследования с целью выявления проблем в развитии психических процессов, посещение уроков с целью выявления проблем в организации коллективов и адаптации, бывших абитуриентов к учебному процессу.
Преподаватели по результатам диагностики консультируются и им даются рекомендации по оптимизации процессов обучения.
Для родителей проводятся общеколледжные и групповые собрания с целью знакомства с психофизиологическими особенностями студентов 15-17 лет и роли родителей в процессе адаптации студента - первокурсника к новой среде.
На втором этапе осуществляется диагностика удовлетворенности студентов образовательной средой, что включает в себя особенности взаимоотношения с педагогами, удовлетворенность работай библиотеки, столовой, организацией досуга, отношениями в учебной группе и с группой в целом. Так же определяются мотивы учения, мотивы выбора профессии и данного учебного заведения, а кроме этого диагностика ценностных ориентацией и особенностей самооценки.
Данные психодиагностического исследования показали, что:
- 45,7% студентов, принявших участие в психодиагностическом исследовании, имеют низкий уровень мотивации учения и профессионального самоопределения;
- 38,8% студентов, показали недостаточность умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- 22,3% студентов, имеют ценностные ориентации, направленные на внеучебную деятельность;
- 17,5% студентов, изменились условий труда, быта и отдыха;
- 16,8% студентов, имеют сложные межличностные отношения в студенческой группе и с преподавателями.
Поэтому на педагогических консилиумах, которые проводятся по результатам диагностики каждой группы первокурсников, педагогам даются рекомендации и составляются вместе с педагогами программы работы по формированию мотивации учения, адекватному усвоению учебного материала всеми учащимися и меры помощи дезадаптированным студентам. Родители неадаптированных студентов консультируются по выявленным проблемам.
На третьем этапе педагогом-психологом осуществляется коррекционно-просветительская работа. Для студентов проводятся тренинги личностного роста, уверенности в себе, социально-психологические тренинги, направленные на сплочение студенческих групп, классные часы, консультации студентов, педагогов, родителей. Для педагогов - семинары по проблемам мотивации, особенностям построения эффективного общения и проблемам целеполагания.
В январе - педагогические консилиумы по определению первичных результатов работы и корректировке программ развития студенческого сообщества первокурсников. В апреле - заключительная диагностика динамики позитивных изменений адаптивности студентов - первокурсников и выявление группы “риска”. По результатам диагностики проводятся педагогические консилиумы с целью подведения итогов работы по адаптации первокурсников к новой образовательной среде.
Такая комплексная работа в течение первого года обучения дает следующие результаты: количество студентов, не адаптировавшихся к новой образовательной среде на начало года составляет 20%-25% к концу года эти показатели снижаются до 6%-5%. Мы считаем эти результаты очень обнадеживающими, так как не адаптируются к новой образовательной среде колледжа к концу года только те студенты, которые имеют серьезные личностные проблемы и им требуется специализированная психотерапевтическая помощь.
Программа” Адаптация студентов к обучению в колледже” реализуется в ОГКУиПТ в течение трех лет, и стала неотъемлемой частью образовательной среды.
План мероприятий на период адаптации
Задачи работы | Содержание деятельности | Срок | Ответственные | |
1. Подготовка первокурсника к учебной деятельности | Диагностика личностных характеристик первокурсников | сентябрь | психолог | |
Классные и общеколледжные родительские собрания “Адаптация первокурсников к обучению” | сентябрь | кураторы? психолог |
||
Консультирование преподавателей, родителей по проблемам оказания психолого-педагогической помощи студентам в адаптационный период | в течение года | психолог | ||
Оказание индивидуальной помощи студентам в период адаптации | в течение года | психолог, педагоги |
||
Посещение занятий с целью организации коллектива, адаптации первокурсников к учебному процессу | ежемесячно | методист, психолог | ||
Определение степени удовлетворенности учебными предметами и образовательной средой в целом | ноябрь, апрель | психолог | ||
2. Установление и поддержание социального статуса студента в новом коллективе | Социально-психологический тренинг знакомства | сентябрь | психолог | |
Изучение структуры межличностных отношений и психологического климата в группе первокурсников | ноябрь, апрель | психолог | ||
Социально-психологический тренинг общения | декабрь | психолог | ||
Консультирование преподавателей, родителей по проблемам общения, воспитания | в течение года | психолог, кураторы |
||
3. Формирование у студентов позитивных учебных мотивов | Изучение уровня мотивации учебной деятельности | ноябрь | психолог | |
Психологический тренинг уверенности в себе | декабрь, январь |
психолог | ||
Профориентационные классные часы в группах нового набора | октябрь | кураторы | ||
Психолого-педагогические консилиумы по выявленным проблемам | октябрь, ноябрь | |||
Психолого-педагогические консилиумы по коррекции программ развития | январь, апрель | |||
Бонус-игра “Банк Колледжа” | сентябрь-декабрь | |||
4. Предупреждение и снятие у студентов психологического дискомфорта, связанного с учебной деятельностью | Обучение психологической само регуляции | в течение года | психолог | |
Индивидуальная работа со студентами, направленная на снятие состояния тревожности, агрессии и страхов | в течение года | психолог | ||
Индивидуальная работа с дезадаптированными студентами и помощь социальному педагогу в работе со студентами, “группы риска” | в течение года | психолог |