Цели:
- Расширить представления о мире уникальных созданий природы – птицах.
- Воспитание стремления препятствовать разрушению окружающей среды.
Раздаётся звонок колокольчика: “Начинаются задания в “Птичьей школе”!”
Задание 1. “Пальчики-глазки”.
Приготовить из картона трафареты бабочки, рыбки, сороки, ласточки, кукушки. Предложить детям закрыть глаза и ощупать каждую фигуру, а затем нарисовать её, не глядя на образец. После этого, показать фигуру, определить степень совпадения зрительного и осязательного восприятия.
Воспитатель: Люди издавна относились к птицам как к уникальному созданию природы. Им поклонялись, по их поведению предсказывали сезонные изменения; птичье совершенство и красота вдохновляли изобретателей на технические открытия. Давайте вспомним, что вы знаете о первых птицах, как они назывались?
Археоптерикс (“древнее крыло”) жил 150 млн. лет назад в Юрском периоде. Его размер чуть больше курицы, имел зубы, когти, длинный хвост, мощные лапы, крылья. Летал не высоко над землёй короткими перелётами.
Рассмотрим иллюстрации “Пернатые динозавры” в книге Ф.Девиса “Всё обо всём. Динозавры”.
Миллион лет понадобилось для того, чтобы первоптицы овладели искусством полёта и расселились повсюду на земле. Давайте проверим, насколько хорошо знаем мы мир птиц!
Задание 2. “Типография”.
Дети получают 12 карточек со следующими буквами:
С Д Е Л А И О П Т Н В Я
Играющему на грудь приклеивается карточка с буквой. Читается загадка, а дети, отгадав её, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку.
Распустила хвост Жар-птица,
Он горит и золотится,
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс ….(Павлин)И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (Совы)В лесу, под щебет, эвон и свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд-приятель!”
И ставит подпись … (Дятел)
Задание 3. Переходим к викторине “Что за птицы?”
На доске табло в виде поля для игры в “Крестики-нолики”. Дети делятся на 2 команды: Х и О. В каждой клетке поля названия задания. Команды по очереди выполняют задания, в зависимости от того, кто победил, в клетке ставится Х или О. В конце игры подводится итог.
Лучший папа: Какие птицы очень похожи на людей во фраках: спереди белая манишка, сзади тёмная спинка? (Пингвин)
Все бегут: Изображение пера какой птицы в Египте было знаком справедливости? Эта птица не летает, но бегает быстрее всех. (Страус)
Ах, красавчик: Издавна эта птица была символом красоты, а за величавую осанку её справедливо называют царственной. (Лебедь)
Предсказательница: Чехи называют эту птицу “кукачки”, немцы – “кукук”, французы – “куку”, итальянцы – “куколо”, турки – “гугук”, а русские – … ? (Кукушка)
Ничего не слышу: О какой птице Дм.Кедрин написал эти строки:
“Счастлив тем, что чувствует и дышит,
Красотой восхода упоен, -
Ничего не видит и не слышит,
Ничего не замечает он…” (Глухарь)
Неутомимый труженик: Дробь какой птицы означает одновременно и “весеннюю песню”, и сигнал, что место занято, и “серенаду” для дамы? (Дятел)
Любитель-рыболов: Эта птица священна у арабов, у христиан – она символ материнской любви, а индусы приручили её с одной целью - ловить рыбу, которую она вычерпывает клювом и прячет в мешке под ним. (Пеликан)
Невидимка: Каких птиц за большие, светящиеся в темноте глаза, ночной образ жизни и бесшумные движения иногда называют пернатыми кошками? (Сова)
Малыш в подарок: О какой птице в народе говорят, будто она приносит счастье? (Аист)
Верёвка в поднебесье: Самые почитаемые на Востоке птицы, воспетые поэтами и художниками Страны восходящего солнца? (Журавли)
Не тронь меня: Название какой птицы схоже с растением, чьё главное свойство – обжигать? Эта птица занесена в Красную книгу, обитает в Алтайском крае. (Крапивник)
Почтовик: Каким птицам за добросовестную службу и помощь людям во Франции и Англии поставили памятник? (Голубь)
Задание 4. У многих народов птицы являются священными, они герои мифов, легенд, сказок.
Детям предлагается принять участие в театре-эксромте. Выбираются актёры, читается грузинская сказка “О чём поёт кукушка”, и актёры изображают то, что о них говорится. Главное условие – со сказкой знаком только воспитатель, который читает её по ходу действия.
О чём поёт кукушка
Жил на свете маленький мальчик. Отец у него был родной, а мать умерла, и женился отец ещё раз. Мачеха очень не любила пасынка и постоянно задавала ему множество трудной работы. Вот однажды послала она его в горы стеречь большое стадо овец.
Целый день бродил мальчик по пастбищу. А под конец устал и задремал на травке. Одна овца куда-то и пропала.
Приходит мальчик домой – мачеха раскричалась:
– Куда овцу девал? Не смей без овцы домой возвращаться!
И со злости обратила его в кукушку.
Летай, кричи, ищи овцу!
И вот теперь маленький мальчик-кукушка летает по лесу, кричит: “Ку-ку… Ку-ку… Ку-ку…” - и ждёт, не откликнется ли овца, которую он потерял.
Воспитатель: Учёные-орнитологи утверждают, что на каждого человека планеты приходится 25 птиц, а это не так уж и много. Поэтому давайте помнить о необходимости бережного отношения к ним. Занятие в “Птичьей школе” закончено!
Звенит колокольчик.