Итоговое занятие по этике "Своя игра"

Разделы: Начальная школа


Цели мероприятия: активизировать желание быть культурным человеком; способствовать расширению кругозора учащихся; обогащать речь учащихся; развивать умение рассказывать и слушать.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Гостей встречают ученик и ученица класса. Входящих необходимо встречать вежливыми словами. Каждому дарят эмблему в виде солнышка. Дети садятся группами.

Ведущий: Дорогие друзья! Приветствую вас на нашем уроке, который посвящен культуре поведения. Понятие это многогранное. Оно включает в себя и культуру общения, и культуру речи, и культуру внешнего вида.
Отношение к нам других людей зависит от многого, в том числе насколько мы вежливы, уважительны, внимательны к окружающим. Знаменитый испанский писатель Сервантес как-то заметил, что «ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».
Это очень важно помнить, ребята! Вы уже знакомы со многими правилами поведения, принятыми в обществе и сегодня узнаете для себя еще много нового и интересного о том, как правильно вести себя в обществе.
А поможет в этом наша любимая «Своя игра».

Представление и приветствие команд.

Ведущий: Напоминаю правила игры. Перед вами экран, разбитый на сектора по темам: «Культура речи», «Культура поведения», «Культура гостя», «Культура общения».
Каждая тема включает в себя пять вопросов различной степени трудности, самый легкий вопрос стоит 10 очков, самый трудный – 50. Если сможете ответить, очки ваши, если нет – очки снимаются. Команды отвечают по очереди. В игре встречаются приятные неожиданности, это сектор «Своя игра» – команда, выбравшая этот сектор, сама называет стоимость вопроса и сама на него отвечает, если ответ правильный – очки команде добавляются, если нет – столько же очков у команды забирается. Сектор «Сюрприз» – команде вручается подарок. Сектор «Игра» – игра на внимательность.

«Культура общения»

10   Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да. Если твой товарищ поздоровался с кем-либо, следует поздороваться и тебе.)

Ведущий: И вообще, следует приветствовать людей, с которыми ты часто встречаешься, но лично не знаком – продавец в близлежащем магазине, жильца из подъезда, учителя, который преподает в других классах.

20   В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: «Здравствуйте, Анна Петровна».
Правильно ли поступила Катя?
(Нет. Надо было сказать общее: «Здравствуйте».)

30   Кого кому представляют, если встретились младший и старший, мужчина и женщина? (Младшего – старшему, мужчине – женщину.)

Ведущий: А как быть с рукопожатием? Всегда ли оно необходимо? В старые – престарые рыцарские времена, когда родился обычай рукопожатия, он имел глубокий смысл. Упакованные в латы, рыцари снимали железную перчатку лишь в том случае, когда хотели показать свои мирные намерения. Со временем рыцари исчезли, а обычай остался. В наши дни женщина первая протягивает руку для приветствия ( при этом перчатку снимать не обязательно). Старший мужчина первый подает руку младшему, Во время приветствия нужно обязательно называть собеседника по имени.

40   Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий мимо? (Проходящий.)

50   Дополни высказывание французского короля Людовика 14, который как-то заявил, что: «… – вежливость королей и всех добрых людей». (Точность.)

«Культура речи»

Ведущий: Открыть эту страничку хочется замечательным стихотворением Эдуарда Асадова «Нежные слова». (Читает ученица.) (Приложение 1)

10   Обратись вежливо к соседу по парте, попроси у него карандаш.

20   Позвонив по телефону, Миша начал разговор с вопроса: «Кто говорит?» Прав ли он? (Нет. Надо поздороваться, представиться и только после этого попросить к телефону того, с кем хотите поговорить.)

30   «ИГРА»

Ведущий: Игра на внимательность. Загадки эти особенные. Если сама загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!». Давайте поиграем.

– Кто из вас, проснувшись бодро, забывает умываться?
– У кого из вас в порядке сумка, книжка и тетрадки?
– Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
– Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?
– Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

40   Представьте себе, что вы пришли в гости к другу. У него дома бабушка и дедушка. Что ты скажешь им? (Войдя, нужно поздороваться, назвать свое имя.)

50   Дополните стихотворение добрыми словами:

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше  добрых будет.
Говорят не зря при встрече:
«…» и «…». (добрый  день и добрый вечер.)
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье: «…». (в добрый час)
Доброта – она от века украшает человека.

«Культура поведения»

10   Дополни слово.

Мальчик Вова ехал в автобусе и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь … (пожалуйста)». Женщина поблагодарила Вову: «… (спасибо)». Вдруг автобус резко затормозил, все пассажиры наклонились вперед, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину, но  тут же сказал: «Извините  … (пожалуйста)».

20   Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня Галька». « А ты как его зовешь?» – спросила мама. «Я вообще его никак не зову, – ответила Галя – Я ему просто кричу «Эй, ты!». Права ли Галя? (Когда обращаешься к кому-нибудь, обязательно надо назвать его по имени.)

30   Стихотворение-загадка:

Тротуар ему не нужен, – расстегнувши воротник, по канавам и по лужам он шагает напрямик!
Он портфель нести не хочет – по земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок, из штанины вырван клок.
Мне признаться не понятно, что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина? Почему фуражка блином и  расстегнут воротник.
Кто он, этот ученик? (Неряха)

40   Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?». Он сделал 3 ошибки. Какие? (1. Не надо кричать, а спрашивать спокойно. 2. Скажите, пожалуйста, который час? 3. Поблагодарить за ответ.)

50   Кто кого должен пропустить в магазине: тот, кто входит в магазин, или тот кто выходит из магазина? (Надо пропустить того, кто выходит из магазина.)

«Культура гостя»

10   Дополни пословицу:

«У себя как хочешь, а в гостях как … (велят)»

20   Вы в гостях. Кто всегда первым садится за стол? (Хозяйка)

Ведущий: Очень внимательными нужно быть с хозяевами – ведь им труднее, чем вам. Не надо быть бесцеремонным и требовать каких-либо особых блюд или напитков. Если ты не хочешь, чтобы это приглашение было последним, веди себя прилично.

30   «СЮРПРИЗ»

Приятная, хорошая вещь, которую люди обычно получают по случаю праздника? (Подарок)

Ведущий: Каким может быть подарок? Выбор подарка – дело серьезное. Делая подарок, надо радоваться тому, что приносишь радость другому. Наши ребята тоже приготовили для вас подарок. Приветствуйте! (Приложение 2)

40   Найди три ошибки:
«После соревнований Игорь сказал Виктору: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Фильм посмотрим». «Ладно, приду» – ответил Виктор. Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Вдруг резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь шел к двери, кто-то несколько раз подолгу нажимал на кнопку звонка. «Привет, – сказал Виктор, – это я». Он прошел в комнату, бросил мокрую куртку и шапку в кресло и огляделся.– « А у вас ничего, подходяще». (1. Приходить надо вовремя. 2. Не надо долго и громко звонить в дверь. 3. Одежду надо оставлять в прихожей.)

50   «СВОЯ ИГРА» Дети назначают цену вопросу (от 10 до 50)

Фрукт, которым обычно древние римляне заканчивали свой обед.  (Яблоко.)

Ведущий: Вот и подходит к концу наша игра. Подводим итоги.

Дети считают очки. Ведущий оглашает результаты. Награждение победителей.

Ведущий: Я думаю, в нашей игре нет проигравших. Вы справились со всеми заданиями и показали прекрасные знания по этикету. Остается надеяться, что все ребята будут вести себя так. В завершение нашего урока ребята прочитают стихотворение С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы…» (Приложение 3)

Ведущий:

Тогда и я хочу сказать вам на прощанье.
Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаемся мы сейчас.
Добрый путь вам! В добрый час!

Используемая литература:

  1. Речь, речь, речь.\ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: «Педагогика», 1983.
  2. Васильева – Гангнус Л.  Азбука вежливости. – М.: «Педагогика», 1988.
  3. Трофименко В., Ромин А. Поговорим об этикете. – М.: «Просвещение», 1991.
  4. Речевые секреты.\ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: «Просвещение», 1992
  5. Журналы «Начальная школа».
  6. Волина В.В. Учимся играть. – М.: «Новая школа», 1994.