Психологическая игра "Первые шаги в самостоятельную жизнь"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формирование позитивного образа будущего.

Задачи:

  • обобщить навыки адекватной самооценки;
  • формирование у учащихся положительного отношения к трудовой деятельности;
  • познакомить с основами рационального выбора.

Оборудование: воздушные шарики, фломастеры, бумага, плакат с вариантами выбора: «Почему я выбрал эту профессию?», бланки еженедельников, звуки железнодорожного вокзала, фонограмма школьного вальса, песня «Прекрасное далеко», спокойная музыка, таблички-карточки с перечнем дел «взрослой жизни», фрагмент видеофильма «Реквием» центра практической психологии «Катарсис».

ХОД ИГРЫ

I. Организационный момент

Приветствие.
Звучит 1 куплет  песни «Прекрасное далёко».
Учащиеся входят в зал и рассаживаются полукругом.
Ведущий предлагает продолжить участникам фразу.

–  Продолжите, пожалуйста, фразу: «В будущем я представляю  себя...».

II. Введение в тему

Ведущий: Как вы думаете, о чем идет речь в данной поговорке: «День и ночь – сутки прочь». Правильно, о времени. Время всегда есть, но его нельзя потрогать, увидеть, вернуть…. Мы существуем в пространстве, можно пройти вперед и вернуться назад, а во времени можно двигаться только вперед: прожитую минуту не вернешь. Сегодня у нас есть уникальная возможность  заглянуть в будущее и вернуться обратно.

Под звуки школьного вальса открывается занавес (оформление как  во время выпускного бала). Звучат напутственные слова, произносимые классным руководителем.

–  Сегодня для вас дорогие выпускники прозвучит последний в вашей школьной жизни звонок, он в последний раз позовет вас на уроки. А потом начнется совершенно другая жизнь, взрослая жизнь.

Занавес закрывается, на нем табличка со словами «Выхода нет!».

Ведущий: Время – как река, которая течет только в одном направлении – из прошлого в настоящее из настоящего в будущее. Время не возвращается и не стоит на месте. Прожив миг, мы не можем вернуться назад и прожить его по-другому!

III. Ход игры

Звучит фонограмма звуков вокзала: шум колес поезда, гудки.

Ведущий: Перед вами  миллион дорог. Вы как будто на вокзале, от того, куда вы пойдете, какой путь выберите, зависит вся ваша будущая жизнь. Позади выпускные экзамены и вы уже взрослые люди и на руках у вас свидетельство об окончании школы.

Обращается внимание на плакат под названием «Почему я выбрал эту профессию?». Галочками, ведущий отмечает варианты предлагаемые участниками.

  • профессии посоветовали родители;
  • посоветовали друзья;
  • получил данную профессию в школе;
  • за компанию с друзьями;
  • эта работа хорошо оплачивается (буду много зарабатывать);
  • кто-то из близких работает по данной специальности (профессии);
  • мне нравится эта профессия.

На следующем этапе предлагается выбрать один из вариантов «взрослой» жизни. Обращается внимание:  посмотреть на тех, кто оказался рядом.

  • 1 вариант – учеба, приобретение новых знаний, трудовых навыков, продолжение обучения в профессиональном училище;
  • 2 вариант – веселый и малоинтересный способ проживания взрослой жизни;
  • 3 вариант – устройство личной жизни (это время романтических знакомств).

На основе выбора сделанного участниками формируются три группы.

На третьем этапе предлагается выбрать дела (карточки), соответствующие избранному варианту «взрослого» образа жизни.

Карточки для первой группы:

– посещение лекций и библиотек, занятий;
– поездки в другие города с целью изучения трудового опыта по выбранной профессии;
– полезные деловые знакомства (дающие возможность показать себя с лучшей стороны);
– устройство на хорошо оплачиваемую работу;
– обучение в профессиональном училище.

Карточки для второй группы:

– вечеринки;
– приколы;
– дискотеки;
– поездки с друзьями на отдых, в лес и т.д.
– праздный образ жизни (всегда полно свободного времени).

Карточки для третьей группы:

– свидания;
– романы;
– романтические поездки;
– любовь;
– свадьба;
– любовные знакомства;
– множество поклонников, поклонниц.

Затем участниками групп составляется план на неделю из выбранных карточек и озвучивается участниками групп.

Ведущий (под спокойную музыку): Сейчас я предлагаю вам всем немного расслабится, сядьте поудобнее, откиньтесь на спинку стула и закройте глаза….
Вы повзрослели, возмужали. Каждый из вас выбрал свой собственный путь, свою дорогу.  Представьте себе отрывной календарь с огромным количеством листов. Время движется вперед, день за днем, неделя за неделей –  вы постепенно отрываете листы календаря, и их количество с каждым днем, месяцем годом становится все меньше и меньше. Время движется вперед. И вот наступил 2009 год, По восточному календарю это Год быка. Этот год несет  радость и богатство, возможно приобретение дачи или даже своей квартиры, благоприятный.
Прошло несколько лет . Каждый  из вас приобрел свой жизненный опыт, давайте же посмотрим чего достигли выпускники выбравшие тот или иной вариант взрослой жизни.

Учащиеся проигрывают ситуации из жизни «Что я достиг».

1 группа: «Прием на работу»

– Здравствуйте (претендент).
– Здравствуйте.
– Я … Я хотел бы у вас узнать есть ли на вашем предприятии свободные вакансии (претендент).
– А что вы умеете делать?
– Я не только умею, но у меня есть соответствующие документы подтверждающие ( претендент показывает диплом об окончании профессионального училища) мои знания и умения – диплом об окончании профессионального училища.
– Что ж, замечательно, такие сотрудники нам нужны. Мы берем вас на работу.

2 группа:  «На приеме у врача»

– Добрый день доктор.
– Здравствуйте, что вас беспокоит?
– Последние месяцы у меня ухудшилось самочувствие, часто мучает бессонница, головные боли, плохое настроение.
– А какой образ жизни вы ведете? (доктор осматривает пациента)
– Постоянно посещаю дискотеки, часто устраиваю вечеринки, которые иногда заканчиваются под утро, много гуляю с друзьями.
– Когда же вы успеваете работать?
– Я не работаю доктор, потому что меня на работу нигде не берут. Я часто опаздываю на работу, а иногда и вовсе не приходил, так как до утра был на вечеринке, постоянно отпрашивался и меня уволили.
– На какие же средства вы живете?
– А как получиться.
– Все понятно вы ведете нездоровый образ жизни, который разрушает не только ваше здоровье, но и вашу жизнь.
– Что же вы мне посоветуете доктор?
– Изменить свой образ жизни. Отменить походы на дискотеки и вечеринки, ложиться спать вовремя и устроиться на работу. Я думаю, что улучшится не только ваше самочувствие, но и финансовая сторона – у вас появятся деньги.
– Спасибо доктор.
– На здоровье.

3 группа: «Встреча двух подруг»

– Здравствуй…
– Привет …
– Как поживаешь? Как у тебя дела?
– Потихоньку. Сразу после окончания школы вышла замуж, потом появился ребенок
– А почему такая грустная? Как муж, как ребенок?
– Ребенок хорошо, а вот с мужем стали часто ссориться, не хватает денег. Муж меня постоянно упрекает, что сижу дома, не работаю.
– Почему?
– Так как не получила образования, а сразу вышла замуж.
– Знаешь, я думаю все еще можно исправить. Ты еще молода и можешь поступить учиться на краткосрочные курсы в профессиональное училище или устроится по специальности, которую ты получила в школе.

Ведущий совместно с учащимися обсуждает достигнутые результаты по группам.

1-я группа – Каких результатов достигли ребята, выбравшие первый вариант взрослой жизни: они выбрали учебу и что приобрели: закончили профессиональное училище, получили профессию и благополучно устроились на работу. (Демонстрация видеоматериала снятого о выпускнике школы 8-го вида, закончившим профессиональное училище по специальности «Столяр строительный, плотник» и работающим плотником в ЖЭУ города.)

2-я группа – Ребята второй группы выбрали веселый, но малоинтересный способ проживания взрослой жизни и что приобрели: отсутствие профессии, отсутствие работы, ухудшение здоровья, а сели они и дальше будут вести такой образ жизни то это приведет их  к … (Демонстрация фрагмента видеофильма « Реквием» центра практической психологии «Катарсис»).

3-я группа – Чему же научила нас история двух подруг – каждый взрослый человек должен работать независимо от того, как складывается его личная жизнь.

Ведущий: Все ли довольны достигнутыми результатами?
В реальной жизни невозможно вернуться назад и что-либо изменить в прошлом. Но так как мы с вами находимся на вокзале мечты, то я предлагаю тем, кто недоволен достигнутыми результатам,  вернуться на вокзал мечты и поменять свой жизненный маршрут.
Затем ведущий предлагает тем, кто недоволен достигнутыми результатами, вернуться на «Вокзал мечты» и поменять  свой «жизненный маршрут».
После этого учащиеся выбирают свои жизненные цели с учетом сделанных изменений.

Ведущий обращается к тем, кто изменил свой выбор:

– Почему вы решили изменить свой выбор?

Учащиеся делятся на группы в соответствии со своим выбором. Ведущий предлагает им посмотреть на тех, кто оказался рядом. И подумать о том, что жизнь часто сводит вместе людей, которые по-разному начинали свой жизненный путь.

IV. Рефлексия игры

Ведущий предлагает всем участникам игры  встать в круг и передавая по кругу  продолжить фразу: «В будущем я представляю себя … потому что …»

– Я надеюсь, что сегодняшняя игра поможет вам в дальнейшем выбрать свой правильный жизненный путь.

Звучит  2 и 3 куплеты песни «Прекрасное далёко».