Тема: “Человеческие ценности”.
Цели:
- Способствовать успешному протеканию процесса самосознания личностей учащихся, принятию личностью нравственно – ценных идей.
- Вызвать эмоциональный сдвиг в отношении к человеку на основе принципов гуманизма, прививать нравственные человеческие ценности.
Форма проведения: урок нравственности.
Ход классного часа:
Ведущий:
Прощай, ХХ век,
Ты стал великой былью.
Мы верили в тебя,
Когда ты был неправ.
Прощай, ХХ век, ведь мы тебя лю6или.
Прости своих детей за их нелегкий нрав.
Прости нас всех за наш неверный шаг.
Наш классный час мы посвящаем человеческим ценностям.
Звучит музыка.
Ведущий. Когда Всевышний решил создать человека, между духами небесными произошел раскол. Один говорил: “Сотвори человека”.
У1: Другие говорили: “Не твори его”.
Ведущий. “Сотвори его”, - говорил дух Милосердия, - “он будет верить милость на Земле”.
У1: “Не твори его”, - говорил дух Правды, - “он ложью осквернит душу свою”.
Ведущий. “Сотвори его”, - говорил дух справедливости, - “добрыми делами он жизнь украсит”.
У1: “Не твори его”, - говорил дух Мира, - “землю враждою заполнит он”.
Ведущий. Поверг Господь Правду на Землю. И взмолились Ангелы Служения, говоря: “Владыка миров! Зачем пятнаешь ты Правду, печать величия твоего? Подними её с Земли, Господи!”
У1: И пока духи вели спор между собою, осуществилось дело божественного творчества. Ведущий. “Для чего”, - сказал Господь, - “пререкания ваши? Сотворение человека уже свершилось”.
Что же такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? Какова природа человека? Каков его внутренний мир? Каковы человеческие ценности? Что приносит человек в этот мир? Эти вопросы интересовали наших далеких предков, они интересуют и нас. Философы разных эпох размышляли на “вечные темы” о смысле жизни, о человеческих ценностях . Я предлагаю вам вместе со мной продолжить разговор о том, как вы представляете себе высоконравственного человека? Какими он должен обладать качествами? Что должен уметь?
1 ученик. Прежде всего - это человек благородный.
2 ученик. Честный и добрый.
З ученик. Никогда не предающий и умеющий жертвовать собой ради других.
4 ученик. Он тактичный и культурный.
5 ученик. 1ерпимый по отношению к людям.
6 ученик. Доброжелательный.
7 ученик. Отзывчивый и внимательный.
8 ученик. Заботливый и понимающий.
Ведущий: Именно эти слова позволяют охарактеризовать понятие “человеческие ценности”. А человек, ребята, обладающий такими ценностями, является толерантной личностью.
У1:
Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности...
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается
Чтоб светлее стала Вселенная.
Звучит песня о человеке.
Ведущий. Дорогие ребята, вы перечислили много хороших качеств, которые присущи нравственному человеку. И я очень рада, что вы хотите, чтобы вас окружали добрые и заботливые люди, которые бы вам помогали, понимали, принимали вас такими, какие вы есть. Чтобы вам было интересно и легко.
Вставка стиха.
Естественно, и окружающие вас люди хотят того же самого, чтобы вы воспринимали их такими, какие они есть, со своими традициями, обычаями. Да, людям следует помогать, это наш долг перед совестью. Но как стать современным, культурным, образованным, ответственным. Ведь есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слова, которые ты произносишь, за друга и т.д.
Один из учеников читает стихотворение (на фоне музыки).
Зачем любить и ненавидеть?
Зачем терять, зачем искать?
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чем смысл жизни заключен?
Возможно ли другого изменить?
Открыть, сломать и вновь свинтить,
Судьбу без колебаний предсказать,
Потом туда дорогу смело указать
И не давать с дороги сбиться,
Толкать и осуждать, мешая ошибиться?
А кто нам дал такое право?
Того и я не знаю, ох, не знаю, право…
В чем заключен ее закон?
И не дает покоя мне,
Моей недетской голове
Один единственный вопрос:
Зачем родился я и рос?
Ведущий. Очень хорошо, если вы задаете себе такой вопрос. Ведь в жизни должен быть смысл. В нашей стране очень печальная статистика, свидетельствующая о росте преступлений, о переполненных тюрьмах, массовых насилиях, заказных убийствах и террористических актах. Невероятной жестокостью пронизаны многие фильмы. Почему из-за рубежа мы берем не положительное, а отрицательное? Один американский политолог написал: “Вы хотите подражать нам, но, вместо того, чтобы перенять лучшее, вы, перепутав краны, включаете вместо водопровода канализацию”. В самом деле, мы не стараемся перенять усердную учебу, добросовестный труд, умение держать слово, любовь к чистоте своего тела, жилища, улицы, города, гордость за свою страну, уважение к государственным символам, доброе и заботливое отношение к старикам и инвалидам. Мы не думаем о том, что у них там ограничено время показа эротики, в отличие от нас. А наши дети хотят получать как можно больше удовольствия при минимальном труде и ответственности, а лучше и вообще без них. Волны самочувствия, ткань общения — сплошная стихия, в которой мы барахтаемся, топя себя и друг друга.
А между тем существует другое. Можно видеть, понимать, совершенствовать себя. Можно видеть и можно ведать. И как можно скорее надо это увидеть, уведать скорее. И ты сможешь реализовать себя очень красиво и полезно. Не надо будет спрашивать: “А как же доброта и сочувствие, где любовь и справедливость, участие и забота о других? Неужели они умерли?”
Послушайте стихотворение, которое написала ваша ровесница.
Мы смотрим сквозь красивые зеркала
И видим жизнь как сгусток темноты.
Совсем не различая ни тепла,
Ни счастья, ни любви, ни красоты.
И доброта в тех зеркалах — обман,
Притворство и губительное зло...
Так почему же мы так смотрим сквозь туман
На лживое, продажное стекло?
Зачем плохое в людях замечать
И о чужих ошибках говорить?
Зачем от черной зависти страдать,
На всех потоки ненависти лить?
Мы просто перестали уважать,
Ценить добро, смеяться и любить.
Мы постепенно стал и забывать,
Что значит в полном смысле слова – жить.
Ведущий. Сейчас вы услышите одну историю, которая называется “Госпитализм”.
У2: В больнице умерла девочка, умница и любимица всего персонала. Несчастное “отказное” дитя, которому было три года, скончалось от болезни: “госпитализм”. И она не первая и, наверное, не последняя. Эта болезнь развивается оттого, что ребенка просто некому приласкать, спеть песенку, поцеловать на ночь. При всей любви к ней санитарок, им было не до ребенка, когда столько забот: главное, чтобы он был накормленный и сухой. Но весь персонал был в шоке. Умереть от невнимания! Разве это не страшно?
Ведущий. Я еще раз хочу спросить почему умерла маленькая (Ответ: от недостатка любви и ласки). А вот еще один случай.
У3: К девушке на улице пристали хулиганы. Было еще светло, много людей вокруг. Все проходили мимо и делали вид, что ничего не замечают. Только один юноша подошел и попытался утихомирить хулиганов. Завязалась драка. Когда один из хулиганов вынул нож, девушка закричала. В ответ на крик никто не подошел. Юношу хулиганы ранили ножом и убежали. Скорая приехать не успела. Равнодушие и страх окружающих убили молодого человека.
Ведущий. Таких историй очень много. Но неужели всё так плохо? Вы можете мне возразить, привести свои положительные примеры. Вам слово.
У4: Я знаю девушку, которая бескорыстно ухаживает за больной старушкой. Она приходит к ней каждый день и делает всё необходимое. Это пример нравственной добродетели.
Ведущий. Ещё один пример нравственности.
У5: Валя и Митя — ровесники, они выросли в одном доме и вот уже шестой год подряд вместе ходят в школу.
Однажды с нами произошла такая история. Было самое обыкновенное утро, и на улице лежал снег, а они самым обыкновенным образом шли в школу. Недалеко от школы им повстречался незнакомый человек. Широкоплечий, загорелый, в лихой фуражке моряка дальнего плавания, он сразу направился к Вале и Мите.
Так бывает! Видимо, и моряк обратил на них внимание, потому что сначала замедлил шаг, потом дружески улыбнулся а, наконец, сказал: “Извините меня, миледи! Прошу прощеная, сэр! Мне кажется, у дамы замерзли руки. Если позволите, я донесу портфель”. И прежде чем ребята сообразили, что к чему, загадочный моряк взял из Валиных рук портфель и зашагал рядом. Весь оставшийся путь до школы моряк болтал с ребятами весело и непринужденно. А перед самой дверью он вручил Валин портфель Мите, козырнул им и исчез. Вероятно, на этом бы всё и кончилось, но на другой день в такое же обыкновенное утро Валя остановилась и сказала Мите: Сэр, у миледи замерзли руки. Возьмите-ка ее портфель. И Митя взял портфель. Но вот перед самой школьной дверью ребята столкнулись с Витькой и Андреем: “Ха, - закричал Витька, - Вы только посмотрите на эту парочку! Ты что, Митька, ишак? Ила она больная? Или ты нанялся?”.
“Покраснел! Покраснел! Покраснел! — закричал на всю улицу Андрей. - Витька, ты только погляди, какой он красный!” Митя смутился, он действительно покраснел. Но тут на помощь пришла Валя. Как ни в чем не бывало она сказала: “Прошу, сэр, не обращайте внимания, мы опаздываем”. И Митька вспомнил тут веселого моряка. Нет, моряк ни за что не отдал в такой момент портфель Вале. И в Мите заговорила гордость. Он решительно шагнул вперед, распахнул школьные двери, пропустил Валю и помог ей снять пальто. “Благодарю, сэр”, - сказала Валя и направилась в класс. С тех пор Митя носит Валин портфель в школу и помогает ей снимать пальто.
Ведущий. А кто, ребята, “вдохнул” в Митю вот этот глоток мужества, смелости, доброты, ответственности? (Ответ: моряк).
У6: Своим ненавязчивым мужским нравственным примером он как бы показал Мите, что такое мужчина. И как правильно отреагировал Митя, да и Валя оказалась не из робкого десятка.
Чтение стихотворения “Чтобы стать мужчиной...”
Чтобы стать мужчиной,
Мало им родиться.
Чтоб стать железом,
Мало быть рудой.
Ты должен переплавиться,
Разбиться и, как руда,
Пожертвовать собой.
Ведущий. У человека всегда есть выбор, но основное назначение человека — творить добро, а для этого требуются усилия. Всё высокое и доброе имеет корни в хороших поступках (пример про царя, который отменил жестокий закон – отрубать руки за воровство). Я хочу привести пример, где очень тесно переплетаются два очень важных человеческих качества: любовь и добро.
В одной стране был очень жестокий обычай отрубать руки за кражу. Вельможа, любимец царя, был уличен в краже. Царь издал указ отрубать ему руку, несмотря на то, что он очень сильно любил этого вельможу. У вельможи была дочь. Она узнала о наказании и пришла к царю. Она протянула царю свои маленькие хрупкие ручки и попросила: Отрубите мои руки, я всё выдержу, только не трогайте руки моего отца, они ему нужнее, чем мне, пожалуйста, прошу Вас”. “Хорошо, - сказал царь. — Мы отрубим твои руки”. Царю очень понравилась эта маленькая девочка, которая так любит своего отца. И царь вспомнил в эту минуту свою дочь и подумал: “А любит ли меня так моя дочь, пошла бы она на такой поступок?”
И вот девочку повела на казнь, она вытянула свои ручки, в эту минуту она думала об отце, который находился в тюрьме. Сверкнул меч и опустился, не задев даже кончиков ее маленьких пальчиков. “Царь прощает отца за великую любовь твою!” - объявил посланец царя.
На другой день царь окончательно отменил этот жестокий указ навсегда. А на дворе казни поставил столб с надписью, где описал подвиг девочки. В конце надписи крупными буквами было написано: “Счастливы отцы, у которых такие дети!”
У7:
Добро и зло творить
Всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго — добро,
От злого — зло родится.
Ведущий. Всё нужно делать с добрым сердцем. Ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло. Подумайте, ребята, способны ли вы:
- простить обиду,
- поделиться последним с другом,
- уступить слабому,
- заботиться о старших,
- помочь, утешить,
- пожертвовать.
Это высокие качества, и им нужно учиться. Думаю, каждый приложит усилия, чтобы быть достойным человеком. “Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред” (М.Монтень).
Возможно кто-то хочет задать мне вопрос: зачем быть нравственным человеком? Ведь это гораздо сложнее, чем жить для себя, ни о чем не задумываясь. Кто ответит, для чего нужны человеческие ценности?
У8: Я думаю, что равнодушие и неучастие приведут к тому, что к тебе будут относиться так же.
У9: Мы все живем среди людей, зачем жить бесполезно, ведь жизнь складывается из хороших поступков, и в старости тебе будет о чем жалеть или не жалеть.
У10:
И если лаской, состраданьем
Смягчил ты долю сироты
То перед строгим истязаньем
Избавлен будешь от нужды.
Звучит медленная музыка.
У11:
О, если ты покоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг.
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым тебя не назовешь.
Ведущий.
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и несчастье,
Которым, в сущности, цена одна.
И если ты готов к тому, что слово
Живое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова
Без прежних сил — возобновить свой труд.
У11:
И если ты способен все, что стало
Тебе привычным выложить на стол,
Всё проиграть и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь сердце, нервы, жилы,
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы,
И только воля говорит: “Держись”.
Ведущий.
И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить,
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянья
Секундами, пускаясь в дальний бег,
Земля, - твоё, мой мальчик, достоянье!
И, более того, ты — Человек!
Мне остается пожелать, чтобы вы стали настоящими, высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди. Пусть трудно быть Человеком с большой буквы, но в этом и есть смысл жизни. Закончить наш урок нравственности хочу словами Иоанна Златоуста о назначении человека: “Не для того Бог ввел нас в настоящую жизнь и дал нам душу, чтоб мы пользовались только настоящим, но для того, чтобы все делали для жизни будущей”.