Цели урока:
- Развивать стремление к чтению на основе увлекательной игровой деятельности.
- Воспитывать любовь к детской книге.
- Расширять кругозор.
Оборудование: названия станций “Узнавайкино”, “Угадайкино”, “Загадайкино”, “Развлекайкино”, “Умейкино”, магнитофон, записи детских песен.
1. Вступительная беседа.
Этот учебный год объявлен Годом Чтения. Сегодня на нашем уроке мы поговорим с вами о книгах.
С первого дня человек, появившись на свет, начинает учиться. Он учиться ходить, понимать мир, говорить, читать. В основном через чтение человек получает знания.
В те времена, когда люди не умели ещё ни читать, ни писать, знания передавались устно. Письменность сделала человеческую мысль бессмертной. Книги стали источниками знаний.
Они рассказывают нам о многом: о природе, людях, об истории…
Книга является надёжным помощником в труде. Рабочий читает книгу, чтобы лучше управлять своим станком; сельский труженик узнает о том, как вырастить хороший урожай; врач – о том, как помочь людям стать здоровыми; а учитель – о том, как лучше учить и воспитывать детей.
Книга прошла целый путь, пока стала такой, какой мы привыкли её видеть. Первые книги состояли из глиняных плиток, деревянных досок, папируса (растение), кожи (пергамент). В России первые книги писали на бересте. Наконец, их стали делать из бумаги.
- А вы знаете, где изобрели бумагу? (В Китае).
С появлением книгопечатного станка (изобрёл его Иоганн Гуттенберг в Германии) книги стали быстрее создаваться. Книг стало больше, и они стали доступны всем. У нас на Руси первым книгопечатником был Иван Фёдоров.
Когда вы читаете книгу, то в своём воображении представляете то, о чём говорится в ней. Так у вас развивается фантазия. Если при чтении книги вы что-то не поняли, вы можете вернуться назад и перечитать строки. Книга вас не обидит, не будет на вас раздражаться, перед ней вы не стеснитесь того, что вы чего-то не знаете.
Много есть пословиц о пользе книг и чтения. Например:
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Кто много читает, тот много знает.
Прочёл новую книгу – встретился с другом.
Хорошая книга – лучший друг.
2. Игра-путешествие.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Чтения вот на этом паровозике. А чтобы нам было интересно, мы будем выходить на разных станциях и выполнять задания. Итак, в путь!
1 станция “Узнавайкино”.
Вопросы о сказочных героях:
- Кто больше всего любил варенье? (Карлсон).
- Как фамилия почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин).
- Кто подарил говорящее полено папе Карло? (Джузеппе).
- Как звали друга Винни-Пуха? (Пятачок).
- Кто из героев Р.Киплинга говорил: “Мы с тобой одной крови”. (Маугли).
2 станция “Угадайкино”.
О ком идёт речь?
- “Неправильная” пчела по мнению Винни-Пуха? (Оса).
- В самолёт меня не сажают, говорят: “Лети рядом, раз мотор есть”. (Карлсон).
- Как называется любимое лекарство доктора Пилюлькина от всех болезней? (Касторка).
- Как звали молодого крокодила пятидесяти лет? (Гена).
- Зверёк, путешествовавший в ящике с апельсинами и поселившийся в телефонной будке? (Чебурашка).
- Какого мальчика звали дядя? (Дядя Фёдор).
- Хоть ничего не знает, а стал героем известной книги? (Незнайка).
3 станция “Развлекайкино”.
Игра.
Шагаю в сад и школу я,
Встречаю у двора.
Забавная, весёлая
И шумная игра.
Со мной вы забываете
Печали все свои.
А сейчас вы повторяйте
Голоса разогревайте.
Крикнет кто в конце дружней,
Тот и будет веселей.
А слова совсем простые,
И движения такие:
Раз цветок, два цветок.
Ёжики, ёжики.
Наковали, наковали
Ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте.
Зайчики, зайчики.
Ну-ка дружно,
Ну-ка вместе
Девочки…
Мальчики…Для начала ничего,
Но попробуем ещё…Мы сейчас чуть не оглохли,
Но признаюсь от души:
И девчонки, и мальчишки –
Все вы были хороши!
Веселитесь и шумите
Вы, пожалуйста, всегда.
Не болейте никогда.
А когда вам станет скучно,
Только крикните: “Игра!”
4 станция “Загадайкино”.
Отгадайте загадки:
- Новый дом несу в руке,
- То я в клетку, то в линейку,
- Я всех знаю и учу.
- Я люблю прямоту,
- У карандаша простого
Есть помощница одна:
Если сделает ошибку,
Вмиг сотрёт её она. (Резинка).
Двери дома на замке.
Тут жильцы бумажные
Все ужасно важные. (Портфель).
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Кто такая я? (Тетрадь).
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. ( Книга).
И сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. ( Линейка).
5 станция “Умейкино”.
Нарисовать и раскрасить любимых сказочных героев.
3. Заключение.
Вот и подошёл к концу наш урок.
Читайте книги и претворяйте в жизнь всё хорошее, что найдёте в них. Делайте жизнь лучше. Успехов вам!
Я к вам обращаюсь, товарищи дети!
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!