Повышение квалификации педагогов через подготовку к педагогическому совету

Разделы: Администрирование школы


Словосочетание “педагогический совет” мы слышали, когда учились в школе. Наше представление о нем сужалось, мы считали, что на этом совете решаются судьбы учеников: переведут в следующий класс или оставят на второй год, сообщат родителям на предприятие о том, что его ребенок недостойно себя ведет или погасят конфликт внутри школы.

Мое видение педагогического совета расширилось, но ненамного после того, как я приехала работать по распределению после педагогического института в школу в небольшого шахтерского городка. Я увидела, что на совете выступают учителя и завучи, подводятся итоги четверти и года, зачитываются статьи из учительских газет о новаторских разработках в школах России, решаются вопросы о награждении лучших учителей. И, возможно, я не изменила своего мнения о педагогическом совете как о скучном мероприятии, если бы изменения в жизни не привели меня в школу № 107 города Челябинска.

Первое, что я увидела, проработав в этой школе год, что педагогический совет это творческий процесс. Участником его является весь педагогический коллектив школы, формы проведения и подготовки разнообразные.

В течение года проводятся пять педагогических советов:

  • в мае - анализ работы за год, который выполняется не только администрацией, но и каждым учителем. В ходе этой работы выявляются проблемы, которые будут решены в следующем учебном году;
  • в августе - планирование работы школы на будущий учебный год, определение тем педагогических советов, которые решают проблемы, выявленные в мае, здесь же определяются ответственные за каждый педагогический совет;
  • в ноябре, декабре, марте - тематические педсоветы.

Подготовка к педагогическому совету интересна тем, что она имеет четкие схемы.

Самая простая схема: каждая кафедра решает одну проблему. Над ней работают все педагоги кафедры.

Вторая: заведующий кафедры знакомит своих коллег со всеми проблемами, которые будут решаться на педсовете. Эти вопросы совместно обсуждаются и прорабатываются. Педагоги кафедры выбирают для себя ту проблему, которая их больше всего затронула и работает в творческой группе вместе членами других кафедр, которых эта проблема тоже заинтересовала. Так продолжается совместная работа над решением определенной проблемы. Такой вид подготовки интересен тем, что в творческой группе работают учителя с разной профессиональной направленностью, педагогическим стажем работы, интересами следовательно есть возможность поделиться своими наблюдениями с коллегами.

Третья схема: кафедра рассматривает все проблемы, но более подробно решает одну из них, затем несколько педагогов вносят наработанные предложениями на рассмотрение интегрированных групп, представляют идеи своей кафедры коллегам. Все предложения объединяются, обсуждаются совместно, и тогда вырабатывается общее решение данной проблемы.

Четвертая схема: кафедра, организующая педсовет, готовит и направляет в другие кафедры своих педагогов,. которые работают с новым для них коллективом над заданной проблемой. При такой работе необходимо учитывать опыт работы временного руководителя, его умение организовывать людей, авторитет в коллективе.

Это не все технологии, которые могут использоваться при подготовке к педагогическому совету.

Особо хочется сказать о роли администрации в этой работе. Каждый завуч в течение года отвечает за один из педагогических советов. Его функция – определить вместе с заведующими кафедр цели и задачи педсовета, форму проведения и схему подготовки, подготовить проект решения. Администраторы, которые не готовят данный педсовет, принимают участие в работе творческих групп.

Формы педагогических советов могут быть разными: путешествие, деловая игра, диспут, круглый стол, мастер-класс и т. д. По мере необходимости на педагогический совет приглашаются учащиеся, родители. Цель- дать возможность высказать свое мнение по проблеме тем, для кого мы работаем.

В процессе подготовки к педагогическим советам у педагогов развиваются проектные умения, творческие и аналитические способности, инициативность, самостоятельность, рефлексивные умения, ораторские, прогностические и исследовательские способности, умение работать в группах, сотрудничество с детьми и родителями, технологические умения и навыки.