Использование произведений искусства на уроках русского языка в 9-м классе

Разделы: Русский язык


В практике современной школы актуальными являются компетентностный подход в обучении, переход от знаниецентричной парадигмы к культуросообразной, усиление коммуникативной направленности преподавания. Иными словами, будущее ученика зависит не столько от количества знаний, им усвоенных, сколько от сформированности общеучебных умений и навыков, способности применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни. Одним из путей решения этой проблемы является реализация межпредметных связей, которые позволяют вычленять взаимосвязи русского языка с другими предметами гуманитарно-художественного направления, без чего невозможно системное освоение основ наук.

Во всех УМК по русскому языку предлагается работа с произведениями мировой художественной культуры для решения грамматических и речеведческих задач. Действительно, приобщение школьников к шедеврам живописи, скульптуры, архитектуры не только расширяет их кругозор, словарный запас (нужно овладеть терминологией данного вида искусства), формирует речь (научиться переводить зримый образ в словесный), но и развивает логическое мышление, эмоциональную сферу ребёнка. Работа с произведениями различных видов искусства на уроках русского языка довольно широко представлена в методической литературе, хотя до сих пор идёт спор, целесообразно ли использовать художественное произведение, например, картину, для решения грамматических задач. Можно, если учитель сам хорошо подготовлен к работе с произведением: понимает специфику данного вида искусства, умеет грамотно дать культуроведческий комментарий, актуализовать фоновые знания учащихся об эпохе, художнике, событии, изображённом на картине и др. Главное, не забывать о том, что произведение любого вида искусства самодостаточно, создано по своим законам, говорит своим языком и требует к себе уважительного отношения. Можно ведь немногими словами сказать о многом, когда есть что сказать, поэтому цель моей статьи – предложить вариант методической копилки, где есть необходимый материал для подготовки к уроку в 9 классе по УМК под редакцией М.М.Разумовской.

В приложении 1 дана таблица, в которой отражены № вклеек в учебник с репродукциями картин и фотографиями памятников архитектуры и скульптуры, вид работы (по календарно-тематическому планированию), изучаемая тема, цель работы. Целесообразно составить такие таблицы по всем классам, начиная с 5-го, тогда вся система работы на данной ступени обучения предстанет системно. Не лишним познакомиться с содержанием программ по ИЗО, музыке, истории, с требованиями к уровню подготовки учащихся по этим предметам, чтобы грамотно использовать межпредметные связи.

В приложении 2, приложении 3, приложении 4 даны материалы к урокам. Нет одинаковых классов и одинаковых детей, поэтому удобнее иметь материал, из которого можно отобрать нужное к каждому конкретному уроку. Опыт работы показывает, что содержание таких папок составляет описание заданий учебника, необходимая дополнительная информация по изучаемой грамматической или речеведческой теме; описание биографии художника, скульптора, особенности его мастерства, история создания данного произведения искусства; вопросы к его анализу и др. Особенно важно организовать систематическую работу по овладению учащимися терминологией, активному использованию её в речи. Хороший результат дают ведение страничек по видам искусства (живопись, скульптура, музыка, архитектура) в толковых словариках детей, проведение рассредоточенной во времени работы с тематической лексикой урока, на котором будет использовано произведение искусства. После проведённого урока для орфографического, синтаксического разборов и других видов грамматических заданий можно брать предложения, небольшие тексты уже из сочинений школьников. Крайне важно накапливать искусствоведческие тексты: описание картины, памятников скульптуры, архитектуры, произведений музыки, которые можно использовать для различных видов диктантов, комплексного анализа текста и других заданий. Кроме того, сейчас, когда в школе появился Интернет, в копилке учителя должны быть материалы на электронных носителях. Интернет-технологии, мультимедийные сервисы Сети дают возможность организовать виртуальные экскурсии в музей, картинную галерею, собрать нужный иллюстрированный материал. Можно давать подобные опережающие задания наиболее подготовленным ученикам или группе учащихся, тогда они на уроке займут активную позицию соведущих или организаторов виртуальной экскурсии, её гидами. Активная познавательная деятельность в процессе подготовки и проведения такого урока способствует формированию критического мышления, развитию информационной и коммуникативной компетентностей, влияет на развитие личности школьников, их духовной культуры.

На уроке в форме виртуальной экскурсии учитель сообщает ребятам тему экскурсии, знакомит их с тематической лексикой, даёт краткую информационную справку о “месте проведения” экскурсии. Школьникам разъясняется цель работы, её последовательность, подведение итогов; даются индивидуальные, парные или групповые задания. Так в 9 классе изучается такой жанр публицистики, как путевые записки. В задании упр. 291 предлагается: “Попытайтесь сделать то, что автор путевых заметок считает почти невозможным, - рассказать о Кижах по фотографиям”. Если есть компьютер, выход в Интернет, мультимедийный проектор, экран, то вы вместе со школьниками заходите на сайт “Государственный музей-заповедник Кижи” (httr://kizhi.karelia.ru//) и уже не по фотографиям в учебнике, а с высоты птичьего полёта видите окружающую природу, панораму острова с его архитектурными памятниками, которые обозначены на карте гиперссылками. Можно не только увидеть Покровскую или Преображенскую церкви с разных точек, но и через эти же гиперссылки выйти на текстовую информацию и собрать необходимый к уроку материал, организуя различные формы познавательной деятельности детей.

Электронное пособие “История искусства” (Библиотека “Кирилл и Мефодий”) не только даёт аудио-визуальный материал наряду с интерактивными формами обучения, но и обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровнях..

Таким образом, деятельность учителя по созданию дидактических материалов для реализации межпредметных связей, конечно, требует временных затрат на этом этапе, но в дальнейшем, при подготовке к уроку, затраты окупятся. И главное. Сформировать активную, духовно-нравственную личность, мотивированную к самообразованию, обладающую навыками и установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации может учитель, постоянно стремящийся к профессиональному росту. Такие возможности даёт нам в том числе и деятельность по реализации межпредметных связей.