Цели урока:
-
создать условия для положительной мотивации к учению у первоклассников путем применения игровых форм обучения;
-
активизировать эмоциональный фактор обучения;
-
развивать коммуникативные навыки учащихся, руководствуясь принципами доверия, поддержки, творчества и успеха
Оборудование: плакат «1 сентября», набор цветных флажков «Первый раз в первый класс!», рисунок «Дерево дружбы», 21 нарисованное яблочко, карточки с названиями предметов, карточки с набором слов, «Фотография» гусеницы Дусеньки, «волшебные» палочки для Ума и Разума, ленты для выставки рисунков, цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети вместе с родителями входят в нарядно украшенный класс. Родители размещаются на скамейках вдоль стен, дети – в центре за партами лицом друг к другу.
2. Поздравление.
Знакомство.
- Уважаемые родители! Дорогие наши первоклассники! Сегодня вы в первый раз переступили порог своего класса. Очень хочется, чтобы этот день навсегда оставил в вашей памяти только добрые и светлые воспоминания. Мы со Светланой Дмитриевной надеемся, что все четыре года проживем с вами дружной, крепкой семьей, в которой не будет глупых ссор, обид, ненужных слез. Пусть рядом с нами всегда идут здоровье, удача в делах, нашими спутниками будут справедливость, порядочность, доброта, умение всегда прийти на помощь друг другу. А первым шагом к дружной доброй семье станет знакомство. Поможет нам в этом «Дерево дружбы».
(На доске рисунок большого дерева. Рядом вырезанные яблочки с именами детей, учителя, воспитателя, Ума и Разума).
- Растет это дерево в нашем классе не первый год. На нем созревали яблочки дружбы тех ребят, которые учатся в 9 «В» классе, и в 5 «В» классе. А теперь ваша очередь растить эту яблоньку. У каждого из нас на дереве будет свое яблочко. Расти, зреть оно будет только в том случае, если вы не будете нарушать законы дружбы.
- А вы знаете эти законы? Желать друг другу только добра, приходить на помощь в трудные минуты, вместе переживать и радости и неприятности, не обижать одноклассников ни словом, ни делом. Давайте познакомимся поближе, назовем свое имя, расскажем друг другу о себе что-то важное. Сначала я расскажу о себе.
Меня зовут Галина Семеновна. Я – ваш учитель, работаю в этой школе 30 лет. За эти годы приняла в 1 класс и выпустила 226 учеников. Среди них есть врачи, учителя, юристы, инженеры и даже ученые. Я постараюсь и вас учить так, чтобы вы смогли стать умными, добрыми, счастливыми людьми.
(Прикрепляю свое яблочко на «Дерево дружбы». Затем слово воспитателю).
- А теперь каждый из вас, наши дорогие первоклассники, назовет свое имя и расскажет о себе.
(Каждый ребенок находит яблочко со своим именем, рассказывает о себе и закрепляет яблочко в том месте на яблоньке, которое ему нравится)
3. Путешествие с гусеницей Дусей.
- Вот мы с вами и познакомились и теперь всей нашей дружной семьей, 1 «В» классом, двинемся дальше в глубину школьной жизни.
- Кто из вас, ребята, знает, зачем вы пришли в школу?
- Конечно, учиться.
- А подарки вы получать любите?
В школе вы будете получать необыкновенные подарки - знания, и что самое главное – получать их будете каждый день. Дарить вам будем их мы, ваши учителя, и сами вы будете дарить их друг другу, а помощниками в этом деле будут наши общие с вами друзья – Ум да Разум.
(В класс входят два пятиклассника, одетые в плащи и шляпы, на которых изображены цифры, буквы, геометрические фигуры. В их руках «волшебные» палочки — указки, обернутые фольгой).
- Будем дружить с Умом и Разумом? Разрешим им посадить на нашем «Дереве дружбы» яблочки?
(Ум да Разум говорят о том, что они будут друзьями первоклассников, прикрепляют свои яблочки на «Дереве дружбы» и садятся среди детей).
- Так вот о подарках. Оказывается, дорогие мои первоклассники, есть такие странные школьники, которые никак не хотят получать подарки-знания. Об одной такой ученице я вам сейчас расскажу.
- Жила была девочка - гусеничка Дусенька.
(Показываю детям ее портрет.)
Всем она была хороша: и красива по-своему, по гусеничному, и помощница маме прекрасная - посуду вымоет, в норке уберет и в магазин за продуктами сбегает, сестричку младшую в гусеничный детский сад отведет и заберет ее из детского сада. Да вот горе какое: учиться Дусенька никак не хотела. Только речь о школе зайдет – сразу слезы, а уж как до уроков дело доходит - скандал: «Не хочу! Не могу! Не получится!». Учитель Кузнечик, да и мама ее совсем измучались с Дусенькой.
Так и жила бы гусеничка безграмотной, глупой, ничего не знающей. Но однажды случилось вот что: брела как всегда Дусенька еле-еле в школу и вдруг видит под высоченной сосной норку незнакомую, необычную. Оглянулась гусеничка по сторонам, не видит ли кто, как она от школы прячется, и быстренько проскочила в открытие воротца. А там... Игрушки необыкновенные на полочках стоят, каруселька кружится, батут головой надутой покачивает, бассейн голубой водой завет. Дуся от такой картины даже растерялась. Это ведь для вас ничего удивительного в такой красоте нет, а у гусениц детских городков в лесу не бывало. Дусенька в такое детское счастье впервые попала.
Решила она на каруселях прокатиться и на батуте попрыгать, да не тут-то было! Билеты, оказывается, не продаются. Вместо них вот такой листик выдается. Прочитать надо, что написано в клеточках, и нарисовать эти предметы.
дом |
кот |
мяч |
мак |
стол |
дерево |
мышка |
солнышко |
цветок |
девочка |
Побежали слезки у Дусеньки из глаз; не научилась ленивая гусеничка читать и рисовать. А так хочется ей на карусели прокатиться!
-А может, поможем Дусе? Я знаю, что вы все ребята умные, старательные, читать и рисовать умеете, да и помощники у нас есть – Ум да Разум. Давайте позовем наших друзей: «Ум да Разум, помогите, нам дорогу подскажите!»
(Первоклассники работают с карточками. Каждый читает то слово, которое ему приглянулось, рисует к нему картинку. Некоторые дети успевают нарисовать почти все предметы. Ум и Разум помогают тем, кто не может справиться с работой. Карточки с выполненными работами дети с помощью родителей прикрепляют к ленте-выставке. Учитель, воспитатель, родители восхищаются работами первоклассников.)
- Вот и помогли мы Дусеньке получить билет на карусели. Стыдно стало гусеничке перед ребятами, задумалась она: «Может все-таки надо учиться в школе? Нельзя жить безграмотной!» А тут еще книгу увидела на полочке необыкновенную. Картинки яркие, будто живые, буквы с лицами веселых человечков в ней живут. Давайте прочитаем, как она называется
- «Азбука».
- Но и эту книгу Дусенька получить не может. Чтобы ее в руки взять нужно еще одно задание выполнить. Просит вас гусеничка еще разок помочь ей, а там уж обещает она стать самой примерной ученицей в классе, уроков не пропускать, учиться только на «5» и «4».
- Поможем? Ум да Разум позовем с собой?
Задание: расположить по порядку карточки от 1 до 20, затем перевернуть их и хором прочитать предложения
- Целое благодарственное письмо получилось. Мы со Светланой Дмитриевной присоединяемся к вашей благодарности. Нам тоже очень нравится наша классная комната.
- Как вы считаете, Ум да Разум, заработали наши первоклассники «Азбуку» для Дуси? А для себя?
(Ум да Разум раздают «Азбуки» первоклассникам. Дусе оставляют один учебник.)
- В руках у вас ваш первый учебник. Он станет вашим другом и помощником на первой школьной ступени. Таких учебников - друзей за 11 лет у вас будет много.
Давайте постараемся с вами, мои дорогие первоклассники, учиться все 11 школьных лет, так же старательно, прилежно как вы учились сегодня, в свой первый школьный день. Пусть Ум да Разум будут вашими спутниками все эти годы, пусть они всегда помогают вам в трудные минуты и растут вместе с вами.
Литература:
-
Н.Н. Амбросьева «Классный час с психологом» - «Глобус»