Математические игры как средство формирования и развития ключевых компетенций (из опыта работы с одаренными детьми)

Разделы: Общепедагогические технологии


«Если ты не знаешь, какого либо предмета, то про
тебя не скажут, что ты необразованный, но если ты
не знаешь элементарной математики, то про тебя
уже не скажут, что ты образованный»

Образовательная школа должна формировать всесторонне-развитую личность, школа должна формировать гармонично-развитую личность. Мы помним эти задачи, стоящие перед школой.

На разных этапах развития общества менялась концепция образования, менялся социальный заказ.

В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни.

В связи с этим, в Концепции модернизации российского образования зафиксировано Положение о том, что «Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода «мерило» современного качества образования.

Существует разный подход в делении ключевых компетенций на группы.

Мы же будем придерживаться мнения Хуторского Андрея Викторовича, доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии, который предложил следующие группы ключевых компетенций:

  1. Учебно-познавательные.
  2. Информационные.
  3. Коммуникативные.
  4. Общекультурные.
  5. Компетенции личного самосовершенствования.
  6. Социальные.

Для формирования определенной компетенции необходимы соответствующие условия.

Как указывает профессор Е.Я. Коган, «формирование компетенций – это не смена содержания, а смена технологии обучения». В связи с этим, одним из важнейших путей по овладению учащимися ключевыми компетенциями, видится поиск и внедрение в учебный процесс методов активного обучения. Наиболее эффективными в этом плане являются, в частности, метод проектов, ведение элективных курсов, математические игры.

На мой взгляд, метод проектов, элективные курсы – это прерогатива старшей школы, а вот математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции школьника 6-9 класса, готовя его, тем самым, к серьезной исследовательской деятельности (работа над проектом) и обучению в профильной школе (посещение элективных курсов).

У каждого учителя в методической копилке есть набор математических игр. Их можно придумывать самой, а можно воспользоваться опытом коллег. Но все эти игры объединяет одно: они проводятся в рамках класса или школы и участвуют в них, если не весь класс, то большая его часть. А есть выездные математические игры районного, городского и российского уровня.

Гимназия № 37 – гимназия с углубленным изучением немецкого языка, гуманитарной направленности, и ученики, серьезно увлеченные математикой – это, скорее всего исключение; это «штучный товар». Участию детей в математических играх такого ранга предшествует кропотливая работа учителя: ведение математического кружка, привлечение детей к различного рода олимпиадам и турнирам, работа с родителями.

Вдохновленные победой на Турнире юных математиков Кировского района в 2004 году <рисунок 1>, команда шестиклассников гимназии №37 приняла участие в XXIV Уральском Турнире юных математиков в Нижнем Тагиле, куда съехались более двухсот учащихся России, и заняла 3 место в первой лиге в игре «Математический бой». В 2006 году команда семиклассников, вдохновленная победами и на районном, и на городском уровне, приняла участие в XXVII Уральском Турнире юных математиков, проходившем в Кирове. В 2007 году теперь уже восьмиклассники приняли участие в I Турнире Новых математических игр, проходившем в городе Белорецке, а в 2008 году теперь уже девятиклассники приняли участие во II Турнире Новых математических игр.

Цель турниров – развитие у школьников математических способностей и дальнейшая поддержка их интереса к изучению математики посредством участия в увлекательных играх.

Именно выездные математические игры, как никакая другая технология, позволяет формировать и развивать ключевые компетенции в полной мере.

Компетентностно-ориентированные технологии меняют и роль учителя. Теперь учитель должен исполнять роль организатора деятельности, консультанта, тьютора, инициатора групповой дискуссии, сопровождающего самостоятельную деятельность учеников.

В турнирах наряду с традиционной олимпиадой (личной и командной), проводятся такие игры как «Математическая карусель», «Математический бой», «Гонка за лидером», «Домино» <Приложение 1> и <Приложение 2>, «Четыре мушкетера», «Два капитана («Бороться и искать, найти и не сдаваться)», «Корректор», «Самбо», причем для проведения «Новых математических игр» используются современные мультимедиа технологии. Автором этих Игр является Кузнецов Дмитрий Юрьевич.

1. В период подготовки, во время турнира и после идет постоянная работа с информацией, начиная от справочника до непосредственного общения с членами жюри, создателями олимпиадных заданий. Поиск информации, ее переработка, анализ, сохранение, передача друг другу говорит о том, что в ходе такой деятельности у учащихся формируется информационная компетенция. <Рисунок 2>

2. Игры придуманы таким образом, что все состязания командные: ребята учатся общаться, случаются конфликты, и они их вынуждены разрешать, искать компромиссы, учиться слышать друг друга и быть услышанными. В ходе математических боев они примеряют на себя разные роли: докладчика, оппонента. Они обязаны отстаивать свою точку зрения, объяснять, задавать вопросы, понимая суть происходящего. А такие игры как «Четыре мушкетера», «Два капитана» («Бороться и искать, найти и не сдаваться») учат детей овладевать разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо). В данном случае формируются коммуникативные компетенции. <Рисунок 3>

3. На подготовку дается определенное время, а значит, ребята планируют свою работу в определенных временных рамках, учатся анализировать не только учебный материал, но и свою деятельность, деятельность своих товарищей. Они приобретают навыки самоанализа, рефлексии, ставят перед собой цели и организуют их достижение, выдвигают гипотезы, формулируют выводы, то есть можно говорить о формировании учебно-познавательной компетенции.

4. Что касается формирования социальной компетенции, то это проявляется в том, что ученик в ходе игры вынужден принимать решения, брать на себя большую ответственность за их последствия. От того, как он разберется в своей задаче, от того, насколько он будет убедителен, зависят не только ее правильное решение, оценка его труда, но и оценка работы всей команды. Он является частицей команды и от него многое зависит.

5. В каждой математической игре дается свой блок задач, и ребята сами разбирают задачи, которые будут решать и защищать. На этом этапе происходит активное оценивание собственных сил и возможностей. И не всегда все получается. И дети дают понять друг другу, что кто-то сделал свою работу некачественно. И ученик вынужден анализировать свою деятельность, делать выводы, принимать меры, чтобы в следующий раз ситуация не повторилась, улучшилась. В данном случае происходит формирование компетенции личностного самосовершенствования. <Рисунок 4>

6. Общекультурная компетенция формируется через общение с новыми людьми, культурными, образованными, интересными. Во время игр общение происходит «на Вы», учащиеся следят за своей речью, за логическим построением ответа, за корректностью задаваемых вопросов и замечаний. Расширяется география поездок, ребята узнают новые города, традиции, культуру. Культурная программа - неотъемлемая часть каждого турнира: экскурсии, посещение театров, спортивные праздники, интеллектуальные и развлекательные мероприятия.

Турниры такого уровня одно из самых ярких событий в России. Конечно, участники турниров стремятся к победе, но главная цель не в этом. Дети получают стимул к развитию, возможность оценить достигнутое объективной внешней мерой и наметить ориентиры на будущее, завязать деловые и дружеские контакты с коллегами из других регионов и членами жюри. Один из организаторов олимпиадного движения, создатель Новых математических игр Дмитрий Юрьевич Кузнецов убежден в том, что человек будущего – это «олимпиадник». Именно ему, как никому другому, чаще всего приходится применять свои знания в нестандартных ситуациях, и он лучше других адаптирован к современным условиям.

<Рисунок 5>

В ходе такой работы формируется группа учащихся с достаточно высоким уровнем математической подготовки, что немаловажно для их дальнейшего образования, их профильной подготовки. Одной из важнейших особенностей элективных курсов является ориентация на различные группы учащихся. И именно таким ученикам будет интересно изучать то, «что в школе никто не знает», именно из таких учеников в идеале должны состоять классы профильного обучения.

Вдохновленная опытом коллег, я придумываю и провожу математические игры со своими учениками. Одна из таких игр опубликована на сайте: Фестиваль педагогических идей. «Открытый урок» 2005-2006 год.

Многолетняя практика убедила меня в том, что математическая игра, как педагогическая технология, сочетая в органическом единстве образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения, является эффективным средством для активизации мыслительной деятельности учащихся. А в настоящее время в быстроменяющемся обществе с учетом резкого возрастания роли математики в развитии общества, математическая игра приобретает новую значимость для развития ключевых компетенций учащихся, формируя у них компетентностный подход в правильном разрешении социальных, личностных и профессиональных проблем в дальнейшей жизни.