Химический вечер "О чем говорят камни?"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Ведущий: Неисчерпаемы богатства нашей страны. Одни залежи известны уже с давних времён, другие только недавно открыты. Человечество прошло многовековой путь развития, прежде чем научились находить и использовать многочисленные дары земли. Оглянемся в прошлое и посмотрим, как жили наши далёкие предки.

В начале человек вёл пещерный образ жизни, и первыми орудиями труда были острые обломки твёрдых камней. Постепенно человек научился обрабатывать куски камня, придавая им нужную форму. Камень был 1 необходимым предметом, орудием труда. Этот доисторический век получил название каменного века.

Следующая ступень развития человечества связана с появлением бронзы, сплавы красной меди с оловом. Бронзовые топоры, ножи, наконечники коней и стрелы легче, тоньше и удобнее каменных. На смену каменному пришёл бронзовый век.

Однако бронзовые орудия не могли полностью вытеснить каменные, т.к. медь и особенно олово – довольно редкие металлы. Это могло сделать только железо. Правда, железо уже было известно и в бронзовом веке: среди драгоценностей в древнейших гробницах фараонов находили мелкие железные вещи. Железо было ещё очень мало, и оно высоко ценилось. Но не удивительно, ведь тогда использовались исключительно метеоритное железо.

Бронзовый век сменился железным. Железо стало крайне необходимым в жизни человека, появились железные топоры, пилы, гвозди, а позже – станки, паровые машины, паровозы, железные дороги, морские и речные суда. С изобретением двигателя внутреннего сгорания огромное количество стали потребовалось для производства тракторов и автомобилей.

Кроме железа люди научились добывать и использовать другие металлы. Стало развиваться горное дело железных ископаемых становиться всё больше, а применение их в народном хозяйстве всё разнообразнее.

Огромную роль в современном хозяйстве играет каменная соль, серный колчедан, нефть, каменный уголь, различные руды и газ. Послушайте рассказ, о некоторых полезных ископаемых и посмотрите, что можно сделать из них. Итак, рассказ о каменной соли.

Ученик 1: Каменная соль или гамет залегает в земле большими пластами, которые образовалась очень давно путём испарения морской воды. Для добычи каменной соли строят…….

При обработке гамета получается поваренная соль, которую мы употребляем в пищу. Каждый человек потребляет в год до 7 – 8 кг. Соли. Всё что человечество ежегодно добывает до 18 млн. ? соли, т.е свыше 20000 выездов.

Без соли не может жить ни одна страна. Вот почему некоторые народы Африки платили за соль равным веса золота, т.е. за кг. соли – кг. золотого песка.

В одной из русских народных сказок рассказывалось, как король велел своим дочерям подарить ему, то, что по их мнению являлось самым ценным. Младшая дочь подарила ему ларчик, в котором оказалась обыкновенная соль. Король обиделся, прогневался и прогнал дочь. Но вот в стране случилась беда – не стало соли. Люди начали болеть и умирать. Заболел и сам король. Тогда он понял как необходима соль и оценил подарок младшей дочери.

Поваренная соль входит в состав крови и служит для образования соляной кислоты в желудочном соке.

Много соли требуется для консервирования продуктов, в кожном деле для дубления кож, в мыловаренном производстве, для высаливания мыла (т.е. выделывания его из р-ра)

Поваренную соль используют для получения низких температур, смешав одну часть соли и три части снега и льда.

Полученная смесь охлаждается до – 22 С. Из поваренной соли получают едкий натр, хлор, натрий, соляную кислоту и соду. Наиболее крупные месторождения каменной соли – в Соликамске, Соль – Илецске, Артемовске и др. районах страны. В нашей республике разрабатываю богатейшие природные запасы минералов сильвинита, представляющего собой по составу смесь поваренной соли.

Ведущий: А сейчас мы расскажем об алмазе

Ученик№2: Алмаз очень красивый и нужный камень. Кристаллики алмаза называются бриллиантами и высоко ценятся. Глядя на них трудно поверить, что сверкающий и переливающийся всеми цветами радуги алмаз состоит из того же углерода, что и черный уголь, сажа, графит. Самое замечательное свойство алмаза – необычная, ни с чем не сравнимая твердость. Поэтому его применяют для бурения твердых горных пород. В часовой, автомобильной, оптической промышленности тоже невозможно обойтись без алмаза.

Как образовались алмазы? Алмазы образуются из расплавленных пород на глубинах равных 10 – 100 км.

Впервые начали добывать алмазы в Индии, затем они были обнаружены в Бразилии и Южной Африке, которые долго являлись центром их добычи. Затем начались поиски алмазов и у нас. Не один раз отправлялись в таежные леса разведчики недр и неутомимо бродили по лесам в поисках таинственного неуловимого камня.

Наконец в 1949 году был найден первый якутский алмаз и началась промышленная разработка месторождения.

Ученик№3: А что мы знаем о кварце? Давайте познакомимся с ним поближе. По химическому составу это окись кремния. В зависимости от примесей кварцы могут быть розоватыми, сине-белые, дымчатые, фиолетовые, почти черные (показывает).

У кварца есть интересное свойство: он отлично проводит и выдерживает высокие температуры. Посуду из чистого кварца можно раскалить до красна и опустить в ледяную воду – она не лопнет. Кварц используется в радиотехнике, помогая улавливать звуки и передавать их на большие расстояния. Так, корабли, находящиеся далеко в море «слышат» приближение вражеской подводной лодки потому, что у них на борту установлены чувствительные приборы – эхолоты, главной частью которых являются кварцевые пластинки.

Из расплавленного прозрачного кварца изготовляют стекла, выдерживающие высокие температуры и давление. Применяются такие стекла в иллюминаторах батисфер. Кварцевое стекло пропускает ультрафиолетовые лучи, поэтому его с успехом используют в санаториях, домах отдыха, где можно применять солнечные ванны даже в зимнее время.

Самая чистая прозрачная разновидность кварца – горный хрусталь. Вот небольшой кристалл горного хрусталя (показывает). Горный хрусталь издавна ценится как украшение: бусы, хрустальные люстры, вазы и другие предметы.

Ученик№1: Знаете ли вы такой камень, который может гореть? (показывает кусок янтаря). Это янтарь. Меня заинтересовал этот камень тем, что он горит. Вот посмотрите (поджигает). Он горит коптящем пламенем. Что же представляет собой янтарь?

Это окаменевшая смола древних хвойных деревьев. Примерно 40 млн. лет до н.э. на земле росли густые субтропические леса. Проходили века. Сильные бури рушили, ломали деревья. Под палящими лучами солнца из стволов деревьев вытекала смола. Случалось, что в ней тонули неосторожные насекомые. Нередко даже теперь попадается янтарь с заключенными в ней насекомыми. Волны теплого моря размывали берега и увлекали за собой смолу, занося их песком и илом. Проходили столетия и сгустки смолы затвердевали, превращаясь в камень – янтарь. И море время от времени выбрасывало на берег этот замечательный камень.

Раньше янтарь добывали исключительно в ручную: собирали или вылавливали сотками. Сейчас применяются спец. машины – экскаваторы, которые выгребают его из моря, вместе с песком и землёй. Янтарь отмывают и сортируют. На берегах Прибалтики созданы крупные предприятия, добывающие ежегодно сотни тонн янтаря.

Где же применяется янтарь?

Янтарь хорошо поддаётся обработке и благодаря своей красоте издавна используется для различных украшений и художественных поделок: бус, брошек, коробочек и т.д. (показывает изделия из янтаря).

Янтарь превосходный изолятор для различных приборов. Из янтаря получают янтарную кислоту, которая нужна для приготовления лаков и красок.

Ученик 5:

Люблю наблюдать я порою
Как чайки морские летят
Как волны одна за другою
На берег сырой набегают
Стебли, отбросивши палкой,
Я зорко смотрю на песок,
И вот средь обкатанной гальки
Лежит золотистый кусок.
Янтарь! Этот камень случайно
Здесь очутиться не мог
Есть здесь глубокая тайна, -
Мне волна прошумела у ног.
Камень, ты как очутился
В бездонной пучине морской?
Откуда тебя вымывает
Балтийского моря прибой
И будто янтарь оживает,
Мне слышится тихий ответ:
Кто этой тайны не знает,
Сколько прошло уже лет?
Здесь бьются холодные волны,
Но когда-то деревья росли
Их древние бури сломали,
И илом, песок занесли.
Был я в то время смолою,
Из трещин стволов вытекая,
Искрился на солнце порою
И липкой слезой застывая

Хозяйка: Ты узнал сегодня крохотную частичку того, что могли бы рассказать о себе камни. Много тайн хранит различные минералы, и свои секреты они раскрывают лишь тем, кто упорно и настойчиво овладевает наукой при чтении книг. А оно расскажет, чем минералы полезны. Учись разглядывать тайны.

Загадки Земли. До свидания, Петя

Занавес медленно закрывает сцену. Хозяйка кланяется. Петя опускается на стул. На сцене гаснет свет.

Следующее действие

Петя сидит на стуле и спит. Просыпается, потягивается, протирает глаза и с удивлением осматривается.

Петя:- Что это? А где хозяйка медной горы? Неужели всё это мне приснилось? Как вы думаете?

(Кланяется и уходит)

перед занавесом появляется ученица.

Ученица:

Наш вечер о тех минералах
Что толща земная таит,
Здесь камень бесцветный с Урала
Здесь серый обычный гранит.
В таёжных и диких лесах,
В Сибири, в Якутии дальней
Найдены россыпи – ценный алмаз
По твёрдости нет ему равных
Вот камень чудесный с Урала,
Нежным цветом зелёным манит,
Я только сегодня узнала
Что камень зовут малахит
В громадную долину бросают
Куски руды – минерала,
Как в сказке её превращают
В раскалённый жаркий металл
Наша задача на вечере этом
Не тайны земные открыть
Наша задача – хотя бы немного
К ним интерес пробудить.
А летом давайте, - рюкзак за спиною
Лёгким шагом походным пойдём,
И всё, что узнаем и всё что откроем,
Мы школе родной принесём.
Занавес. Выходит ведущий.

Ведущий: Посмотрите, пожалуйста, викторину в опытах. На сцене стол, на котором всё приготовлено для опытов.

Ученица: (читает и показывает)

Эту колбу «головой»
Опущу в сосуд с «водой»
Почему вода оттуда
Устремилась внутрь сосуда?

Ученик:

Посмотрите как красиво
Наш цветок горит красиво
Отгадайте от чего
Цвет зелёный у него?

Ученик

Вот сейчас я в эту колбу
Меди стружку положу
И бесцветную «водичку»
Прямо к меди подолью
Цвет зелёный с бурым глазом
Превращенье есть
Поднимайте руки сразу:
Что случилось в колбе здесь?

Ученица:

К порошку я на лету
Подливаю кислоту.
Посмотрите на стакан:
Появляется туман.
Что за странное явленье?
Подавайте объясненье

Ученик:

Эта колба почти вся
Бурым газом занята
Положу в нее и уголь
Если колбу я встряхну
Больше газа не найду
Чтоб понять исчезновенье
Нужно ваше объясненье

Занавес. Перед занавесом ученик читает стихотворение – загадку.

Ученик:

Однажды друг мой закадычный
Мне цепочку подарил
И с улыбкой необычной
«Золотая» - говорил
Есть чему здесь удивляться
И я ему не поверил
Сам решил я убедиться
Что цепочка золотая
Все для химика возможно
Кислоты азотной влил
И цепочку осторожно
В эту жидкость положил
Тут я прямо поразился
Дым коричневый такой
Над подарком заклубился
Ядовитый и густой
Вдоль цепочки и вокруг
Энергичное шипение
Жидкость цветом изумруд
Живописное явление
Помогите разобраться
Дайте правильный ответ
Есть ли золото в цепочке
Иль его там вовсе нет?

(уходит)

Раздвигается занавес. На сцене маленький столик, на котором спички, огарок свечи.

Ведущий: Какой необычный случай нам представился. Проездом из Индии на наш вечер прибыл факир. Давайте попросим его на сцену. Может он покажет нам несколько своих фокусов (хлопает в ладоши)

Появляется факир в черном костюме, белой рубашке и белой чалме с пером. Он молча кланяется.

Ведущий: Наш гость, к сожалению, не говорит по-русски, но аплодисменты хорошо понимает, попросим.

Факир кланяется. Он берет спичку и зажигает огарок свечи, которая горит очень слабо. Это его сердит. Он поправляет его несколько раз, но безуспешно. Выведенный из терпения – вдруг бросает огарок в рот и съедает. Затем достает из пиджака целую свечку и зажигает ее. Свечка горит ярко. Из бумаги на глазах у зрителей свертывает фунтик, в который ставит горящую свечу, гасит ее и заворачивает все края «фунтика». Хлопает руками, сплющивает кулек и затем разрывает его на клочки. Молча кланяется. Затем из газетного листка свертывает кулек и своей «волшебной палочкой» кладет в кулек платочек. Пакет закрывает и вручает зрителям.

Ведущий: Факир предупреждает, чтобы кулек держали покрепче, т.к. платок из него может исчезнуть.

Факир делает несколько взмахов «волшебной палочкой» над кульком, разворачивает и показывает зрителям, что он пустой. Уходит. Занавес.

Ведущий: Предлагаем посмотреть инсценировку «Старые знакомые» (действующие лица: Хоттабыч, Волька)

Ведущий:

Товарищи! Ну, будет здесь потеха
Сейчас мы все вам объясним
Старик Хоттабыч к нам приехал
И Волька вместе с ним
Чтобы стало веселее
Надо смело нам решить
И обоих поскорее
Их на сцену пригласить

(хлопает в ладоши)

Волька:

О, да здесь я вижу вечер!
Места все заняты
Людей полно. Ну а меня вы знаете?
Я – Волька
А вот мой друг по скромности своей
Недаром просидел 2000 лет в сосуде
Дичится света и людей
И потому войти на сцену не решится
И там стоит, молчит он у дверей
(машет рукой, показывает, подзывает)
Хоттабыч! Заходи, свои здесь люди
Тут так забавно и светло
Никто не упрекнет, что был в сосуде
(к зрителям)
Давайте встретим старичка тепло!

(хлопает в ладоши)

Хоттабыч появляется на сцене, прижимая руки к груди, кланяется.

Хоттабыч:

Хассам – Абдурахман – Ибн – Хоттаб
Пускай хранит вас всех Аллах!

Волька: Ты видишь как все рады?

Хоттабыч:

О, да! Оставил я свой страх
Там за дверями. (пытаясь бежать). Бежим! А то займут там все скамейки.

Волька:

Хоттабыч! А билет? (выворачивает карманы)
Вот нету ни копейки

Хоттабыч:

Пустяк. Не было бы больше той беды
Не будь я Хасан Абдурахман
Коль не добуду злата из воды
И не наполню твой карман!
Берет колбу с водой и опускает в сосуд с холодной водой.

Хоттабыч:

О, Аллах! Вернув меня из заточения
Где вечность пробыл я в тиши
Прими мои смиренные моления
И чудо это соверши!
Из воды чтоб появился
Тот желанный всем металл
Чтоб заблистал и заискрился
Пусть будет так как я сказал!

Волька поднимает колбу, в которой сверкает золото. Волька рад.

Занавес.

Ведущий:

Товарищи! У нас есть объявление
От членов нашего кружка
«Любитель – химик» №2 (стенгазета)
Не может выйти без сомнения
Без вашей помощи друзья
Вопрос у нас законный есть
Почему заметок нету
В химическую нашу стенгазету?
Задать вопрос весьма уместно
Разве вам не интересно?
На все вопросы вам
«Любитель» даст ответы
И полезные советы
О впечатлениях своих
И пожеланиях пишите нам
Мы все учтем
Так мы надеемся
И, в общем ждем!