Цель: Развитие творческих способностей через восприятие классической музыки.
Зал украшен в старинном стиле. На центральной стене колонны, между ними портрет композитора, эскизы танцующих пар: «вальс», «пасадобль».
Дети входят под музыку Моцарта «Симфония № 40», рассаживаются в полукруг.
Музыкальный работник: «Сегодня в нашей музыкальной гостиной мы вспомним о замечательном австрийском композиторе Вольфганге Амадее Моцарте. Послушаем его произведения и попытаемся выразить то, что мы чувствуем при этом. С раннего детства В.А. Моцарт любил слушать, как играет его сестра. В доме царила творческая атмосфера, и только маленький запечный сверчок мог поведать все тайны будущего композитора».
(Звучит музыка, вбегает ребёнок, одетый в костюм сверчка со скрипкой в руке, танцует и садится играть)
М-Р: «Музыкальные способности Моцарта проявились очень рано, его даже называли чудо-ребенком. Он мог играть на разных музыкальных инструментах. Маленьким он любил играть на клавесине. Клавесин – это старинный инструмент. Звук у клавесина гораздо тише, мягче. Давайте послушаем сонату для клавесина и флейты»
(Звучит фрагмент 1 части сонаты № 4. дети слушают.)
М-Р: «Давайте поговорим о характере музыки»
(Ответы детей: музыка праздничная, светлая, лёгкая)
М-Р: «Закройте глаза и подумайте, что вы можете представить, слушая эту трепетную, нежную музыку» (Ответы детей: лето, бабочки).
М-Р: «Попробуем отобразить музыку в цвете. Вопрос: Какой цвет больше подходит этой музыке?»
(Ответ детей: желтый; дети рисуют первую полоску радуги)
М-Р: « но в этом произведении есть и другая, музыка, которая очень отличается по характеру. Давайте, послушаем ее. Какое настроение передает нам эта музыка?»
(Ответы детей: музыка жалобная, печальная)
М-Р: «Рисуем следующую полоску радуги, какого она будет цвета?»
Дети: Голубая.
М-Р: Давайте представим, что сейчас лето, и мы – бабочки, которые летают по цветущему лугу, залитому солнечным светом.
(Танцевальная импровизация детей в соответствии со сменой музыкальных частей)
М-Р: «Среди произведений композитора были произведения, популярные и поныне. Сейчас вы услышите произведение, которое называется «Турецкое рондо».
(Дети слушают произведение беседа о характере музыки)
М-Р: «Вопрос: Какого цвета произведение?»
(Дети определяют красный цвет и рисуют следующую полоску радуги)
М-Р: «Я предлагаю сыграть «Турецкое рондо» оркестром. Разделимся на три части: металлофоны, колокольчики, барабаны».
(Дети играют «Турецкое рондо» по частям) (Приложение 1)
М-Р: «Сейчас вы увидите танец, в основе которого лежит музыка В.А.Моцарта. Называется он – «Менуэт»
(Танцуют две пары детей) (Приложение 2)
М.Р. Представьте времена королей и королев, и мы с вами – на балу. Прошу вас встать в пары и танцевать в такт музыки. (Импровизация детей.)
М-Р: «Но личная жизнь Моцарта была не такой уж светлой, как его музыка – он рос в бедности и нужде. Умер Вольфганг Амадей Моцарт очень рано, совсем молодым. Последнее сочинение В.А.Моцарта называлось «Реквием». Послушаем одну из частей – «Лакримоза», в переводе с латинского означает «Слезная»».
(Дети слушают отрывок; рисуют последнюю полоску радуги - черную)
М-Р: «Музыка Моцарта заставляет переживать и детей и взрослых. Когда вы вырастите, вы обязательно расскажите о Моцарте своим детям, будете вместе слушать его замечательные произведения. А сейчас я хочу вручить вам сертификаты «Ученик Моцарта»
Звучит музыка, фрагмент 40-ой симфонии; Музыкальный руководитель торжественно выдает детям сертификаты. (Приложение 3)