Цели:
- продолжить знакомство с творчеством Р.Казаковой;
- учить понимать глубину произведения;
- прививать любовь к родному краю;
- развивать мышление, речь.
Р. Казакова
Ход урока
1. Организационный момент (логопедическая зарядка).
2. Проверка домашнего задания.
Выставка работ (по стихотворению «Переулок Парковый»)
- Какое настроение, чувство у вас возникло, когда вы читали стихотворение «Переулок Парковый»?
- Что означает выражение «Разным помню этот город, подаривший мне судьбу»?
- Что это за город? (Хабаровск)
- Вот и сегодня мы будем читать стихотворение, которое посвящено Хабаровску.
3. Чтение статьи об осени («Твой родной край», стр. 83).
- О каком времени года я сейчас прочитала?
- А как вы думаете, почему я связала эти слова? (Хабаровск и осень)
Р.Ф.Казаковой запомнился осенний город.
-Вот послушайте, как она об этом рассказала (чтение стихотворения под инструментальную музыку).
Мой город, ты со мной поговори,
Когда свое сиянье ночь возводит.
И в листьях тополей вздыхает осень.
Вдвоем с тобой пробудем до зари.
Яви свои старинные дома,
Сплетенье деревянных хитрых кружев.
Вокруг деревья медленные кружат,
Как будто бы история сама.
Я стану слушать их ночной рассказ
О поселенцах, о мужичьих бедах
И разбираться, из каких губерний
Узоров этих светлая тоска.
Пожалуйста, читать меня учи
Домов высоких каменные своды
Чтоб я из них к утру сложила слово,
В котором будут первые лучи
И предков боль,
И земляки, открытые, как дети.
И это все, единственный на свете,
Хабаровск мой, я назову тобой.
4. Первоначальное впечатление.
- Что вы представляли, слушая это стихотворение? (Наверное, улицы города). Показ иллюстраций городских улиц (современных и старинных).
5. Прочитайте стихотворение «шепотом» и найдите строчки, в которых сказано, о каком времени года говорится.
-Как бы вы прочитали эти строки, какое слово выделили голосом?
- Какое действие происходит в стихотворении? (разговор, беседа).
- Найдите слова, доказывающее это (поговори, читать учи, яви- покажи).
- Какой прием использует автор? (олицетворение)
Происходит разговор с живым существом.
- Как обращается Римма Федоровна в стихотворении к городу?
(мой город, ты, пожалуйста – просьба)
- О чем поведал автору старый город?
- Что означает фраза «сплетенье деревянных хитрых кружев»?
- Почему Римма Казакова сравнивает деревья с историей?
- Как бы вы прочитали эти строки? (плавно, медленно).
- С каким настроением?
-О ком станет слушать рассказ?
- Кто такие поселенцы?
- Что значит мужичьи беды?
- Когда к мужчинам приходит беда? (войны, голод и т.д.)
-Что означает слово ГУБЕРНИЯ?
Из разных губерний - значит поселенцы из разных уголков необъятной России
- Как вы можете объяснить слова «Узоров этих светлая тоска»?
( приятные, но не много грустные воспоминания).
6. Физминутка.
Попрощаемся со старым городом (под музыку).
Деревья машут вслед (наклоны влево, вправо).
Потянулись, встали на цыпочки - деревья растут.
7. Продолжаем путешествие.
- Мы оказались в современном городе.
- Давайте посмотрим, что о нем говорит Римма Федоровна.
(Домов высоких каменные своды)
Дома все выше, выше. А в каждом доме живут люди.
- О ком размышляет Римма Федоровна? (о судьбах людей, живущих в этих домах)
- Как вы понимаете фразу «К утру сложила слово»?
(что-то объединяющее, общее)
Первые лучи – это восход, свет.
Предков боль – войны, голод, стройки, тяжелая жизнь.
- Кто такие ЗЕМЛЯКИ?
Как дети – это какие? (доброжелательные, доверчивые).
- Как вы думаете, с каким настроением оно написано?
- А у вас какие чувства вызвало?
8. Выразительное чтение стихотворения.
9. Творческая работа.
- А сейчас я хочу, чтобы вы выразили свои чувства на бумаге.
- Нарисуйте то, что вы представили, работая над стихотворением.
10. Выставка рисунков.
11. Итог урока:
- О чем и о ком сегодня говорили?
- Какие чувства у вас пробудил урок?
- Что больше всего запомнилось?
- О чем заставил вас задуматься урок?
12. Домашнее задание.
Книга «Лукошко», 3 класс, страница 138
Выразительное чтение стихотворения