Урок информатики в 11-м классе по теме "Электронные таблицы"

Разделы: Информатика


Цель: применение табличного процессора Excel в решении различных задач.

План урока:

  1. Краткий инструктаж по ТБ
  2. Тест по теме с взаимопроверкой
  3. Фронтальный опрос
  4. Разбор и объяснение задания по практической части
  5. Выполнение заданий на компьютере
  6. Дополнительно: “Кто хочет стать отличником?” (проверка общих знаний по информатике через презентацию)

Ход урока

1. Краткий инструктаж по ТБ

Здравствуйте! Сегодня нам предстоит работа на компьютерах, поэтому, для обеспечения безопасности работы, напомните, пожалуйста, каких правил следует придерживаться при работе с данной техникой

  • Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.
  • Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.
  • Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
  • Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
  • Нельзя ходить по классу, вставать со своего места.
  • В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари — подозвать учителя или лаборанта.

Сегодня мы с вами рассмотрим применение мастера диаграмм для решения некоторых задач по физике, экономике, экологии ….

Но прежде вспомним и повторим некоторые вопросы, которые нам помогут в работе, это тест и работа с учебником.

2. Тест по теме с взаимопроверкой + стр. 94 (учебник) – записать по правилу формулы: 3, 5, 7 (Приложение 1)

Ответы отражены на доске: 1б, 2д, 3д, 4в, 5в, 6г, 7б, 8а. 9д, 10а, 11б

0,8*Х + 0,9*У – Х*У

(Х – Z)*Z + У*Х

9/(6*Х^2 – 18 *Х*У)

взаимопроверка с соседом (оценка 14-12 – “5”; 11-10 – “4”)

3. Фронтальный опрос

Учитель: На 2-х прошлых занятиях мы уже говорили о дополнительных возможностях программы Excel.

  • Вспомним, для чего нужна эта программа? (для создания таблиц, графиков и диаграмм.)
  • Как вы понимаете термин “деловая графика”? (под этим термином обычно понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные)
  • Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel?
  • (с помощью его богатой библиотеки диаграмм можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа.)
  • При помощью какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel? (с помощью кнопки вызова Мастера диаграмм).
  • Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле? (ввести знак “=”, затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций. Контролировать ввод формулы можно, используя окно ввода формулы.)
  • Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки, курсор должен принять вид маленького черного крестика и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне)

АЛГОРИТМ построения диаграммы и графиков:

(НА ДОСКЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ, ПОСТРОИТЬ ЦЕПОЧКУ) (Приложение 2)

вставка – диаграмма – вид диаграммы – далее – диапазон - название, легенда, подписи данных – отдельный (имеющийся) лист – готово

5. Разбор и объяснение задания по практической части

Учитель: Тема урока “Применение табличного процессора Excel для графического решения различных задач”.

Мы с вами уже знаем, что с помощью программы Excel можно строить практически любые графики и диаграммы. Воспользуемся этими знаниями для решения ряда различных задач графическим методом. Будьте внимательны, продумайте и составьте таблицу данных. Построить графики, диаграммы. Сохранить документы Рабочий стол/11 класс.

Сегодня я предлагаю вам несколько типов задач на выбор, есть задания полегче и посложнее, соответственно и оценка зависит от этого. Рядом с каждой задачей стоят баллы. Вы можете выбрать 2 – 3 задачи и выполнить их. А из баллов составляется ваша оценка. (Приложение 3)

6. Тест

Тест в виде презентации “Кто хочет стать отличником”, включающий в себя общие вопросы по информатике. (Приложение4)

Итоги урока:

- Удобно ли применять деловую графику в экономике, физике, математике, ….?

- Каковы ваши впечатления от сегодняшней работы на уроке?

Спасибо за урок!