В настоящее время коренных преобразований всех структур нашего общества и глобальных изменений в системе народного образования неизмеримо возрастают требования к повышению качества обучения школьников. В этой связи объективно актуализируется проблема решения математических задач различными способами: методом геометрических построений, кинематическим, алгебраическим методами и т.д.
Данная статья посвящена применению кинематического метода при решении математических задач. Этот метод основан на свойствах векторов и скоростей. Кинематический метод позволяет сэкономить время, дает более короткий путь решения по сравнению с аналитическим, помогает расширить пространственное представление и воображение школьников, повысить их математическую грамотность, эрудицию и интерес к геометрии, а также увидеть связь геометрии с другими науками.
Изучение научной теории показывает, что в большинстве источников этот метод рассматривается лишь косвенно. Работы, посвященные конкретно данному вопросу, это преимущественно статьи, доклады, методические рекомендации и т.д.
Некоторые физические величины (время, масса, работа) могут быть охарактеризованы одним числом, которое выражает отношение этой величины к единице измерения: такие величины называются скалярными.
Другие величины (сила, перемещение точки, ускорение, скорость) характеризуются числом и направлением, эти величины называются векторными. Для геометрического изображения физических векторных величин служат векторы.
С векторами вы уже знакомы, поэтому мы рассмотрим более детально скорость и ее свойства.
Возьмем на плоскости произвольную точку О – полюс. Для произвольной точки М вектор r =OM называется ее радиус-вектором относительно полюса О. Точка и ее радиус взаимно определяют друг друга.
Если точка движется, описывая некоторую траекторию, то ее радиус-вектор изменяется в зависимости от времени; он является функцией от времени. Это обозначается так:
r = r(t) (t – время).
Если точка покоится, то ее радиус-вектор во все моменты времени будет одним и тем же: r =const .
Рассмотрим промежуток времени [t0, t1 ] (t0 < t1), начинающийся в момент времени t0, и кончающийся в момент времени t1. длительность этого промежутка равна t = t1 - t0.
Если в момент времени t0 радиус-вектор движущейся точки М равен r0 (r0= r(t0)), а в момент времени t1 он равен r1 (r1= r(t1) ), то вектор r = r1 - r0 показывает перемещение точки М за промежуток времени [t0, t1 ].
Чтобы получить перемещение точки за единицу времени, скорости, нужно разделить ?r на длительность промежутка времени. При этом получится вектор, который называется средней скоростью точки за данный промежуток времени:
V
ср = r/ t .Этот вектор направлен так же, как вектор перемещения r , но его абсолютная величина равна расстоянию М0М1 , деленному на t , т.е. пути, проходимому точкой за единицу времени.
Точка М в течение промежутка времени [t0, t1] движется неравномерно, т.е. за равные части этого промежутка она проходит неравные пути. Она движется не по прямой М0М1, а по кривой, соединяющей те же точки. Вектор перемещение r характеризует результат этого движения, но не его промежуточные стадии. То же относится и к вектору средней скорости. Если длительность промежутка времени очень мала, то средняя скорость является достаточно точной характеристикой движения. Для получения точной характеристики нужно устремить время t к нулю, то есть фиксируя начало t0 промежутка времени, устремить t1 к t0 . При этом средняя скорость Vср будет стремится к некоторому пределу V:
Вектор V называется (мгновенной) скорость движения в момент t0 .
Пусть p(s) – функция числового аргумента s, принимающая числовые значения и lim p(s) = 0, что соответствует фразе: “функция p(s) стремится к нулю при s, стремящемся к нулю”. Это значит, что каким бы малым ни было число E>0, найдется столь малое число >0, что неравенство |p(s)|<E, будет выполнятся при всех |s|<.
Пусть а(s) – векторная функция аргумента s. Вектор b называется пределом для а(s) при s, стремящемся к нулю (b = lim a(s)), если скалярная функция p(s)= |а(s)-b| стремится к нулю при s, стремящемся к нулю.
Основные теоремы теории пределов для векторных функций аналогичны теоремам для скалярных функций.
Теорема 1. Двух различных пределов у одной и той же функции быть не может.
Теорема 2.
(предел суммы равен сумме пределов).
Теорема 3. Если b= a(s), то пи любом фиксированном числе будет b = =a(s).
(предел произведения на число равен произведению предела на это число).
Теорема 4. Если a(s)= b, то для любого фиксированного угла будет Ua(s)= Ub.
Физически очевидна следующая
Теорема 5. Скорость неподвижной точки равна нулю.
Доказательство. Действительно, если точка неподвижна, то для любого промежутка времени вектор ее перемещения равен нулю, т.е. r =0. Следовательно, Vср = = 0. Но тогда и V= Vср = 0 в каждый момент времени.
Справедлива и обратная теорема.
Теорема 5'. Если скорость точки все время (в течение которого рассматривается движение этой точки) равна нулю, то точка остается неподвижной.
Теоремы 5 и 5| говорят о том, что равенство r = 0 равносильно равенству V = 0.
Теорема 6. Пусть r1 = r1(t), r2 = r2(t), r = r(t) – радиус-векторы точек М1, М2, М соответственно. Если точки движутся так, что все время
r = r1 + r2 ,
то их скорости связаны аналогичным соотношением:
V = V1 + V2.
Аналогичная теорема справедлива и для разности.
Теорема 6'. Если скорости точек М1, М2, М все время связаны соотношением
V = V1 + V2.
То все время
r = r1 + r2 + const.
Аналогично теоремам 6 и 6' может быть доказана (с помощью теоремы 3) следующая пара теорем.
Теорема 7 . Пусть r1 = r1(t), r2 = r2(t) – радиус-векторы точек М1, М2, соответственно. Если точки движутся так, что все время
r2 =r1,
где – постоянное число, то их скорости связаны аналогичным соотношением
V2 = V1.
Теорема 7'. Если скорости точек М1, М2, все время связаны соотношением
V2 =V1,
то все время
r2 = r1 + const.
Для угловых скоростей справедливы следующие теоремы, аналогичны теоремам о скоростях точек.
Теорема 8. Угловая скорость луча все время равна нулю тогда и только тогда, когда луч все время неподвижен.
Теорема 9. Угловые скорости двух лучей ОМ и ОМ все время равны тогда и только тогда, когда угол между лучами остается постоянным.
Решая геометрическую задачу, полезно представить себе, что будет происходить с элементами рассматриваемой фигуры, если некоторые ее точки начнут двигаться. Зависимость одних элементов от других может стать при этом наглядно очевидной, и решение задачи бросится в глаза.
Связи между величинами углов, отрезков и т.п. в геометрических фигурах обычно являются более сложными, чем связи между скоростями изменения этих величин в процессах деформации фигур. Поэтому при решении геометрических задач может быть полезна теория скоростей – кинематика.
Рассмотрим применение кинематического метода при решении задач.
Задача 1.
На сторонах произвольного треугольника АВС построены вне него равносторонние треугольники АВC, ВСА', АСВ'. Доказать, что центры О1, О2, О3, этих треугольников сами являются вершинами равностороннего треугольника (рис.1).
Решение:
Закрепим вершины А и В АВС и будем двигать вершину С.
Пусть Vс - скорость этой точки. При этом АВС' будет оставаться неизменным , а А' и В' будут каким-то определенным образом двигаться.
Рис.1.
Рассмотрим AC и AO2 . Очевидно, |AO2 | = |AC|.
Угол между AC и AO2= /6.
Поэтому, если повернуть AC на /6 и умножить полученный вектор на , то получим AO 2 :
AO2 =U / 6 AC .
По теореме 7 Vо2 = U / 6 Vс.
Аналогично Vо3 = U -/ 6 Vс.
Отсюда Vс = U / 6 Vо3.
Следовательно Vо2 = U / 6 U / 6 Vо3.
Vо2 = U / 3 Vо3
Примем неподвижную точку О1 за полюс . Тогда по теореме 7' имеем
O1O2= U / 3 O1O3+ R, где R = const, т.е. R не зависит от положения подвижной точки С. R можно найти, выбирая одно какое-нибудь положение точки С, которое принято называть определяющим положением.
Рис.2.
Пусть точка С принимает такое положение, в котором АВС - равносторонний. Здесь имеет место симметрия: конфигурация совмещается сама с собой при повороте на угол 2/3 вокруг центра АВС. Поэтому О1О2О3 является равносторонним и следовательно O1O2 = U / 3 O1O3, т.е. R = 0.
Задача 2.
На сторонах произвольного параллелограмма ABCD вне его построены квадраты. Доказать, что их центры M,P,Q и S сами являются вершинами квадрата.
Решение.
Закрепим точки А и D и будем двигать отрезок ВС параллельно самому себе. При этом точки В и С будут двигаться с одной и той же скоростью. Эту же скорость будет иметь точка Q - центр квадрата, построенного на отрезке ВС
Рис.3.
Подсчитаем скорость точки S - центра квадрата, построенного на отрезке CD. Так как
DS = U/4, то VS = U/4 Vс.
Аналогично, Vр = U -/4Vв.
Так как Vв = Vс = VQ ,
то
VS = U/4VQ, Vр = U -/4VQ .
Следовательно,
MS= U/4 MQ + R1, MP= U -/4 MQ+ R2,
где R1, R2 = const.
В качестве определяющего возьмем то положение отрезка ВС, в котором четырехугольник ABCD является квадратом. Тогда окажется R1, = R2 = 0.
Таким образом, уже не только в этом положении, но и всегда
MS= U/4 MQ , MP = U -/4MQ.
а эти равенства означают, что четырехугольник MPQS – квадрат.
На основании статьи был разработан электронный помощник, в котором отображены главные теоретические сведения по данной теме: понятия, формулы, теоремы, рисунки.
Электронный помощник состоит из теоретической и практической частей, содержания и титульного листа. В теоретической части три параграфа:
§1. Векторы и их свойства.
§2. Поворот вектора.
§3. Кинематика.
В §1 введено понятие вектора и рассмотрены линейные операции над векторами: сложение (вычитание) векторов, умножение (деление) вектора на число, деление вектора в заданном отношении.
§2.посвящен повороту векторов, т.е. понятию данной операции (|U0а| = |а|, U0а = а, Uа = -а, U2 а = а).
Операция U? линейная, она обладает свойствами:
U(а+b) = Uа+ Ub.
U(а ) = Uа ( – любое число) ).
В § 3 представлены теоремы теории скоростей, которые используются для решения геометрических задач кинематическим способом.
В практической части рассмотрено решение задач №1 и №2 с объяснениями, а также представлены программы наглядного решения этих задач, написанных на языке Borland Pascal и Maple 7.
Для быстрого перехода из титульного листа к содержанию существует гиперссылка. Также гиперссылки есть для перехода из содержания в любую часть или параграф электронного помощника. Для этого необходимо, удерживая клавишу Ctrl, правой кнопкой мышки нажать на название интересующего вас параграфа.
Просматривая решение задачи в любой момент можно просмотреть выполнение программы (для этого достаточно правой кнопкой мышки нажать Далее , удерживая Ctrl). Программа к задаче №1 поворачивает фигуры (на сторонах треугольника АВС вне него построены равносторонние треугольники) на угол вокруг центра АВС и видно, что при этом конфигурация данных фигур совмещается сама с собой. И поэтому оказывается, что О1О2О3 , где точки О1 , О2 ,О3 – центры равносторонних треугольников, построенных на сторонах АВС, оказывается равносторонним, ч.т.д.
Программа для решения задачи №2 параллелограмм, на сторонах которого вне него построены квадраты, преобразует его в квадрат путем движения стороны ВС. Т.о. получаем наглядную видимость того, что четырехугольник, вершинами которого являются центры квадратов, построенных на сторонах параллелограмма, является квадратом, что и нужно доказать в задаче.