Цели:
- Обобщить знания учащихся о словах – действиях.
- Закрепить общий приём умственных действий по нахождению глагола и постановки вопроса к нему.
Развивать орфографическую зоркость.
Коррекция логического мышления на основе анализа и синтеза.
Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: записи на доске, карта, сигналы, карточки – помощники, перфокарты.
Ход урока
I. Организационный момент.
У нас сегодня с вами увлекательное путешествие в страну со строгим названием “Грамматика”. Но не волнуйтесь! Путешествие будет занимательным. Правда вам придётся подумать над теми заданиями, которые придуманы для вас на каждой остановке. В путь отправится тот, кто успешно пройдёт разминку.
На столах у вас пазлы, за хорошую работу будите брать по одной пазле, а в конце урока подведём итог.
- Прочитайте слова.
Дневник, ранец, портфель, яблоко, картофель, арбуз, шёл.
- Подумайте и скажите, на какие группы можно разделить эти слова.
- Будьте внимательны!
- Какое слово лишнее?
- Почему?
Вывод: Какие правила мы с вами повторили?
(награждение)
Молодцы! Вы прекрасно выдержали первое испытание. Теперь можно отправляться в путь. Не сбиться с дороги и сделать все остановки нам поможет карта - путешествия (на доске).
Откройте тетради и запишите дату, классная работа.
II. Чистописание.
Первая остановка – “Чистописание”.
Уже из названия этой станции, вы поняли, что нужно красиво прописать не только буквы, но и их соединения.
Прежде чем начнём писать, сделаем точечный массаж рук.
Физ. минутка “Шишки”.
Посмотрите на ряд букв
И Р А Г
- Что вы можете сказать об этих буквах?
- На какие две группы их можно разделить? (гласные и согласные)
- Назовите согласные буквы, гласные.
- Мы сегодня будем прописывать буквы -И- (показ на доске).
- Из каких элементов состоит эта буква? (черта с закруглением внизу и вверху; черта с закруглением внизу вправо).
- Соединяя эти два элемента, у нас должен быть просвет между элементами (показ на доске).
- Давайте пропишем её в воздухе, а теперь на ладони.
- Пропишем в тетрадь.
Показ буквы -Г -.
- Из какого элемента состоит эта буква? ( черта с закруглением внизу и вверху).
- Теперь соединим эти две буквы (показ на доске).
- Какое соединение?
- Ещё раз посмотрите на эти буквы.
- Какое слово можно составить из этих букв? (игра).
- Запишите это слово 3 раза. Индивидуально 2 раза. (проверка по рядам).
- Вы отлично справились с этим заданием.
Однако на следующей станции под названием “Повторяй-ка” вам придётся вспомнить правила и доказать правильность своего ответа.
III.Повторение.
Что вы можете сказать о слове “Игра”? На какой вопрос отвечает это слово? Образуйте от этого слова, слово обозначающее действие.
ИГРАТЬ
Хорошо!
- Что ты сделал, чтобы получилось слово – действие? (поставил вопрос)
- Какой вопрос задали?
- Что обозначает это слово?
ИГРАЕТ ИГРАЮТ
- А какой вопрос можно поставить к этому слову?
Молодцы!
- Составьте предложение по схеме с данным словом (играет).
Мальчик играет с мячом.
Девочка играет с куклой.
- Какое предложение у вас получилось? Запишите это предложение в тетрадь на следующей строчке от края тетради.
- Как будете писать начало предложения?
- Сколько слов в твоём предложении?
- Что поставите в конце?
- Найдите слово – действие, поставь к нему вопрос, подчеркните его в предложении.
(индивид. работа – карточки-помощники). Оцениваю.
Молодцы!
Физ. минутка.
Встаньте на слова, которые отвечают на вопрос – что делать?
IV. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы с вами на уроке будем продолжать находить, вставлять слова – действия и ставить к ним вопрос.
V. Работа по теме.
1. Следующая станция “Учебная”.
Задание на этой станции:
- Откройте учебник на с.155 и найдите упр. 17.
- Прочитайте задание про себя.
- А теперь вслух.
- О каком времени года говорится?
- Давайте найдём в каждой строчке слова предметы и действия.
- На какой вопрос отвечают слова – предметы? (кто? что?)
- На какой вопрос отвечают слова – действия? (что делать? и т.д.)
- Обратите внимание на образец в учебнике.
Что? – метели. Что делали? – отшумели.
Значит, запишем – Метели отшумели (в строчку).
Работа по строчкам.
- Что будем записывать в тетрадь?
Проверка.
- Зачитайте, поставив вопрос к слову – действию.
- Теперь я знаю насколько вы умеете правильно писать, ставить верно вопрос.
- Кто справился с этим заданием, возьмите пазлу.
Физ. минутка.
Отдыхаем на поляне (гимнастика для глаз).
Следующая станция. “Стихотворная”
Пододвиньте к себе перфокарту.
- Как вы думаете какое задание я вам хочу предложить? (вставлять слова – действия).
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи.
И лес оденется листвою!
- Прочитайте и вставьте слово в нужное место (слова написаны на доске).
- Зачитай Дима, какое у тебя получилось стихотворение!
- На какие вопросы отвечали слова, которые вставили?
- Что объединяет эти слова?
Молодцы!
VI. Закрепление.
Следующая станция “Запоминай-ка”.
Я показываю карточку с предложениями, а вы должны по памяти записать его.
Ледоход. Тает лёд.
Он по речке плывёт.
- Зачитайте, что у вас получилось.
- С помощью каких слов автор показал, что происходит со льдом на речке?
- Чем являются эти слова? (слова – действия).
- Поставьте к ним вопрос.
Молодцы!
VII. Домашнее задание.
с. 155, упр. 19 (индивид. 3 предл.)
VIII. Итог.
Наше путешествие подошло к концу.
Мы прибыли в столицу Грамматики – Грамотность.
На какие вопросы отвечают слова – действия?
Что они обозначают?
Как подчёркиваются в предложении? (рассказать правило по алгоритму).