Урок русского языка в 3-м классе СКШ VIII вида

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить знания учащихся о словах – действиях.
  • Закрепить общий приём умственных действий по нахождению глагола и постановки вопроса к нему.

Развивать орфографическую зоркость.

Коррекция логического мышления на основе анализа и синтеза.

Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: записи на доске, карта, сигналы, карточки – помощники, перфокарты.

Ход урока

I. Организационный момент.

У нас сегодня с вами увлекательное путешествие в страну со строгим названием “Грамматика”. Но не волнуйтесь! Путешествие будет занимательным. Правда вам придётся подумать над теми заданиями, которые придуманы для вас на каждой остановке. В путь отправится тот, кто успешно пройдёт разминку.

На столах у вас пазлы, за хорошую работу будите брать по одной пазле, а в конце урока подведём итог.

- Прочитайте слова.

Дневник, ранец, портфель, яблоко, картофель, арбуз, шёл.

- Подумайте и скажите, на какие группы можно разделить эти слова.

- Будьте внимательны!

- Какое слово лишнее?

- Почему?

Вывод: Какие правила мы с вами повторили?

(награждение)

Молодцы! Вы прекрасно выдержали первое испытание. Теперь можно отправляться в путь. Не сбиться с дороги и сделать все остановки нам поможет карта - путешествия (на доске).

Откройте тетради и запишите дату, классная работа.

II. Чистописание.

Первая остановка – “Чистописание”.

Уже из названия этой станции, вы поняли, что нужно красиво прописать не только буквы, но и их соединения.

Прежде чем начнём писать, сделаем точечный массаж рук.

Физ. минутка “Шишки”.

Посмотрите на ряд букв

И Р А Г

- Что вы можете сказать об этих буквах?

- На какие две группы их можно разделить? (гласные и согласные)

- Назовите согласные буквы, гласные.

- Мы сегодня будем прописывать буквы -И- (показ на доске).

- Из каких элементов состоит эта буква? (черта с закруглением внизу и вверху; черта с закруглением внизу вправо).

- Соединяя эти два элемента, у нас должен быть просвет между элементами (показ на доске).

- Давайте пропишем её в воздухе, а теперь на ладони.

- Пропишем в тетрадь.

Показ буквы -Г -.

- Из какого элемента состоит эта буква? ( черта с закруглением внизу и вверху).

- Теперь соединим эти две буквы (показ на доске).

- Какое соединение?

- Ещё раз посмотрите на эти буквы.

- Какое слово можно составить из этих букв? (игра).

- Запишите это слово 3 раза. Индивидуально 2 раза. (проверка по рядам).

- Вы отлично справились с этим заданием.

Однако на следующей станции под названием “Повторяй-ка” вам придётся вспомнить правила и доказать правильность своего ответа.

III.Повторение.

Что вы можете сказать о слове “Игра”? На какой вопрос отвечает это слово? Образуйте от этого слова, слово обозначающее действие.

ИГРАТЬ

Хорошо!

- Что ты сделал, чтобы получилось слово – действие? (поставил вопрос)

- Какой вопрос задали?

- Что обозначает это слово?

ИГРАЕТ  ИГРАЮТ

- А какой вопрос можно поставить к этому слову?

Молодцы!

- Составьте предложение по схеме с данным словом (играет).

Мальчик играет с мячом.

Девочка играет с куклой.

- Какое предложение у вас получилось? Запишите это предложение в тетрадь на следующей строчке от края тетради.

- Как будете писать начало предложения?

- Сколько слов в твоём предложении?

- Что поставите в конце?

- Найдите слово – действие, поставь к нему вопрос, подчеркните его в предложении.

(индивид. работа – карточки-помощники). Оцениваю.

Молодцы!

Физ. минутка.

Встаньте на слова, которые отвечают на вопрос – что делать?

IV. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами на уроке будем продолжать находить, вставлять слова – действия и ставить к ним вопрос.

V. Работа по теме.

1. Следующая станция “Учебная”.

Задание на этой станции:

- Откройте учебник на с.155 и найдите упр. 17.

- Прочитайте задание про себя.

- А теперь вслух.

- О каком времени года говорится?

- Давайте найдём в каждой строчке слова предметы и действия.

- На какой вопрос отвечают слова – предметы? (кто? что?)

- На какой вопрос отвечают слова – действия? (что делать? и т.д.)

- Обратите внимание на образец в учебнике.

Что? – метели. Что делали? – отшумели.

Значит, запишем – Метели отшумели (в строчку).

Работа по строчкам.

- Что будем записывать в тетрадь?

Проверка.

- Зачитайте, поставив вопрос к слову – действию.

- Теперь я знаю насколько вы умеете правильно писать, ставить верно вопрос.

- Кто справился с этим заданием, возьмите пазлу.

Физ. минутка.

Отдыхаем на поляне (гимнастика для глаз).

Следующая станция. “Стихотворная”

Пододвиньте к себе перфокарту.

- Как вы думаете какое задание я вам хочу предложить? (вставлять слова – действия).

Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи.
И лес оденется листвою!

- Прочитайте и вставьте слово в нужное место (слова написаны на доске).

- Зачитай Дима, какое у тебя получилось стихотворение!

- На какие вопросы отвечали слова, которые вставили?

- Что объединяет эти слова?

Молодцы!

VI. Закрепление.

Следующая станция “Запоминай-ка”.

Я показываю карточку с предложениями, а вы должны по памяти записать его.

Ледоход. Тает лёд.
Он по речке плывёт.

- Зачитайте, что у вас получилось.

- С помощью каких слов автор показал, что происходит со льдом на речке?

- Чем являются эти слова? (слова – действия).

- Поставьте к ним вопрос.

Молодцы!

VII. Домашнее задание.

с. 155, упр. 19 (индивид. 3 предл.)

VIII. Итог.

Наше путешествие подошло к концу.

Мы прибыли в столицу Грамматики – Грамотность.

На какие вопросы отвечают слова – действия?

Что они обозначают?

Как подчёркиваются в предложении? (рассказать правило по алгоритму).