Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.
Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Скрытые резервы профориентации таятся именно там. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
В своей работе я использую материалы Семеновой Г. из программы “Развитие учебно –познавательных мотивов младших школьников”, адаптируя их для учеников 3-4 классов.
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.
Программа состоит из двух частей: 1- для учащихся 3 классов (19 часов), 2 - для учащихся 4 классов (18 часов). Занятия проводятся один раз в неделю в течение учебного года.
Содержание и структура занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников. Эти особенности не являются одними и теми же для третьего и для четвертого классов.
Третий класс - переломный в жизни детей. Именно с третьего года обучения они начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. На этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением. К 3-му классу (в связи с изменением внутренней позиции) возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив “хочу” меняется на мотив “надо”.
В 4 классе заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста, т.е. заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте.
Прежде всего, нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, т. е младший школьник уже способен осознать противоречие между его реальным “Я” и идеальным, между способностями и возможностями, между “могу” и “ хочу”, соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности.
Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.
В программе расширен список профессий (добавлены профессии журналист, инженер, парикмахер, портной, библиотекарь, художник по рекламе, экскурсовод), изменен блок упражнений, направленных на развитие учебно-познавательных способностей, разработано и введено в программу поурочное тестирование, первичное и итоговое анкетирование.
Для развития у младших школьников основ позитивного отношения к профессиям и первичной заинтересованности в тех или иных профессиональных областях была разработана рабочая тетрадь “Мир профессий”. Наибольший интерес вызывают следующие задания: описание профессий, мини-сочинение “Профессия моих родителей”, синквейны, изложение интересных историй из профессиональной жизни различных людей (приложение №1).
Демонстрационные презентации, выполненные в приложении Microsoft PowerPoint, дают возможность получить на экране дисплее красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому материалу, заинтересовать детей в развитии своих способностей (приложение №2, приложение №3).
Для выявления уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся в начале и в конце учебного года проводится:
- ТУРМШ (“Тест умственного развития младших школьников”, авторы Е. М. Борисова, В.П. Арсланьян - 3 кл);
- ТУРП (“Тест умственного развития подростков”, автор К. М. Гуревич - 4 кл).
Результаты каждого учащего подсчитываются с помощью компьютерной программы и заносятся в электронную базу.
Критерии успешности прохождения программы:
Высокий уровень - ребенок, который умеет самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания помогающие проверить эти способности.
Средний уровень - ребенок, который умеет подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы данной профессии, и подбирать задания помогающие проверить эти способности.
Низкий уровень - ребенок, который умеет подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы данной профессии.
Предполагаемый результат.
Ученик, владеющий информацией о мире профессий, заинтересованный в развитии своих способностей, т.к. на занятиях имел возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности, умеющий самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы.
Тематическое планирование
№ п/п | Темы уроков | Количество часов теории | Количество часов практики | Всего часов по теме |
3 класс |
||||
1. | Введение в мир профессий | 2 | тест | 3 |
2. | Профессия - архитектор | 1 | 1 | 2 |
3. | Профессия - биолог | 1 | 1 | 2 |
4. | Профессия - водитель | 1 | 1 | 2 |
5. | Профессия - журналист | 1 | 1 | 2 |
6. | Профессия - инженер | 1 | 1 | 2 |
7. | Профессия - продавец | 1 | 1 | 2 |
8. | Профессия - следователь. | 1 | 1 | 2 |
9. | Подведение итогов | 1 | тест | 2 |
Всего | 10 | 9 | 19 | |
4 класс |
||||
10. | Повторение ранее изученного | 1 | тест | 2 |
11. | Профессия - археолог | 1 | 1 | 2 |
12. | Профессия - актер | 1 | 1 | 2 |
13. | Профессия - библиотекарь | 1 | 1 | 2 |
14. | Профессия - парикмахер | 1 | 1 | 2 |
15. | Профессия - портной | 1 | 1 | 2 |
16. | Профессия - художник по рекламе | 1 | 1 | 2 |
17. | Профессия - экскурсовод | 1 | 1 | 2 |
18. | Подведение итогов | 1 | тест | 2 |
Всего | 9 | 9 | 18 |
Структура занятий.
1. Разминка
Используются задания на проверку долговременной памяти, сообразительности, быстроты реакции, цветового восприятия.
2. Знакомство с профессией (коллективное обсуждение).
Рассказ о профессии длится не более 5-7 минут, с использование наглядных материалов: фотографий, рисунков, компьютерных презентаций, и включает в себя такие моменты, как:
- история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.);
- содержание труда;
- профессионально важные качества;
- ограничения при работе по этой профессии;
- интересные случаи.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
Например, при рассмотрении профессии “архитектор” уделяется внимание развитию способностей, связанных с наблюдательностью, глазомером, пространственно-образным, творческим мышлением. Для профессии “водитель” необходимо развитие способностей, связанных с концентрацией, переключением и объемом внимания, зрительной и моторной памятью, глазомером, пространственно-образным мышлением и т.д.
Работа в тетрадях “Мир профессий”.
Осуществляются следующие виды работ:
- описание профессий;
- письменные работы: мини-сочинение “Профессия моих родителей”, синквейны;
- выполнение рисунков;
- заполнение анкет и результатов самооценки;
- результаты работы в парах и малых группах;
- описание различных интересных историй из профессиональной жизни различных людей.
Оценка результатов
- Что не получилось и почему?