Пропедевтическая профориентационная работа в начальной школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.

Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Скрытые резервы профориентации таятся именно там. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

В своей работе я использую материалы Семеновой Г. из программы “Развитие учебно –познавательных мотивов младших школьников”, адаптируя их для учеников 3-4 классов.

Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
  • развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.

Программа состоит из двух частей: 1- для учащихся 3 классов (19 часов), 2 - для учащихся 4 классов (18 часов). Занятия проводятся один раз в неделю в течение учебного года.

Содержание и структура занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников. Эти особенности не являются одними и теми же для третьего и для четвертого классов.

Третий класс - переломный в жизни детей. Именно с третьего года обучения они начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. На этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением. К 3-му классу (в связи с изменением внутренней позиции) возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив “хочу” меняется на мотив “надо”.

В 4 классе заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста, т.е. заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте.

Прежде всего, нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, т. е младший школьник уже способен осознать противоречие между его реальным “Я” и идеальным, между способностями и возможностями, между “могу” и “ хочу”, соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности.

Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.

В программе расширен список профессий (добавлены профессии журналист, инженер, парикмахер, портной, библиотекарь, художник по рекламе, экскурсовод), изменен блок упражнений, направленных на развитие учебно-познавательных способностей, разработано и введено в программу поурочное тестирование, первичное и итоговое анкетирование.

Для развития у младших школьников основ позитивного отношения к профессиям и первичной заинтересованности в тех или иных профессиональных областях была разработана рабочая тетрадь “Мир профессий”. Наибольший интерес вызывают следующие задания: описание профессий, мини-сочинение “Профессия моих родителей”, синквейны, изложение интересных историй из профессиональной жизни различных людей (приложение №1).

Демонстрационные презентации, выполненные в приложении Microsoft PowerPoint, дают возможность получить на экране дисплее красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому материалу, заинтересовать детей в развитии своих способностей (приложение №2, приложение №3).

Для выявления уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся в начале и в конце учебного года проводится:

  • ТУРМШ (“Тест умственного развития младших школьников”, авторы Е. М. Борисова, В.П. Арсланьян - 3 кл);
  • ТУРП (“Тест умственного развития подростков”, автор К. М. Гуревич - 4 кл).

Результаты каждого учащего подсчитываются с помощью компьютерной программы и заносятся в электронную базу.

Критерии успешности прохождения программы:

Высокий уровень - ребенок, который умеет самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания помогающие проверить эти способности.

Средний уровень - ребенок, который умеет подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы данной профессии, и подбирать задания помогающие проверить эти способности.

Низкий уровень - ребенок, который умеет подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы данной профессии.

Предполагаемый результат.

Ученик, владеющий информацией о мире профессий, заинтересованный в развитии своих способностей, т.к. на занятиях имел возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности, умеющий самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы.

Тематическое планирование

№ п/п Темы уроков Количество часов теории Количество часов практики Всего часов по теме
 

3 класс

 
1. Введение в мир профессий 2 тест 3
2. Профессия - архитектор 1 1 2
3. Профессия - биолог 1 1 2
4. Профессия - водитель 1 1 2
5. Профессия - журналист 1 1 2
6. Профессия - инженер 1 1 2
7. Профессия - продавец 1 1 2
8. Профессия - следователь. 1 1 2
9. Подведение итогов 1 тест 2
  Всего 10 9 19
 

4 класс

 
10. Повторение ранее изученного 1 тест 2
11. Профессия - археолог 1 1 2
12. Профессия - актер 1 1 2
13. Профессия - библиотекарь 1 1 2
14. Профессия - парикмахер 1 1 2
15. Профессия - портной 1 1 2
16. Профессия - художник по рекламе 1 1 2
17. Профессия - экскурсовод 1 1 2
18. Подведение итогов 1 тест 2
  Всего 9 9 18

Структура занятий.

1. Разминка

Используются задания на проверку долговременной памяти, сообразительности, быстроты реакции, цветового восприятия.

2. Знакомство с профессией (коллективное обсуждение).

Рассказ о профессии длится не более 5-7 минут, с использование наглядных материалов: фотографий, рисунков, компьютерных презентаций, и включает в себя такие моменты, как:

  • история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.);
  • содержание труда;
  • профессионально важные качества;
  • ограничения при работе по этой профессии;
  • интересные случаи.

3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

Например, при рассмотрении профессии “архитектор” уделяется внимание развитию способностей, связанных с наблюдательностью, глазомером, пространственно-образным, творческим мышлением. Для профессии “водитель” необходимо развитие способностей, связанных с концентрацией, переключением и объемом внимания, зрительной и моторной памятью, глазомером, пространственно-образным мышлением и т.д.

Работа в тетрадях “Мир профессий”.

Осуществляются следующие виды работ:

  • описание профессий;
  • письменные работы: мини-сочинение “Профессия моих родителей”, синквейны;
  • выполнение рисунков;
  • заполнение анкет и результатов самооценки;
  • результаты работы в парах и малых группах;
  • описание различных интересных историй из профессиональной жизни различных людей.

Оценка результатов

  • Что не получилось и почему?