Информационные технологии на уроках химии

Разделы: Химия, Информатика


Урок является последним при изучении темы “Алкены”. ПО типу это урок закрепления и повторения. Спецификой данного урока является использование ИКТ в форме презентации и работа учащихся на компьютере.

Цель: Повторение и закрепление главных правил, понятий темы, а на их основе предметных умений и навыков.

На уроке будут решаться следующие дидактические задачи:

  1. Образовательные: закрепить основные понятия темы: алкены, изомеры, правило Зайцева, Марковникова, способы получения, химические свойства алкенов. Закрепить умения и навыки по
    • составлению структурных формул,
    • осуществлению схем превращений,
    • называть органические вещества.
    • продолжать формировать и развивать надпредметные умения и навыки: работа с компьютером, умение грамотно доказывать истинность своих суждений, объяснять понятия
  2. Развивающие: развивать умения сравнивать, обобщать, синтезировать. Продолжать развитие речи, т.е. усложнение и обогащение предметного языка. Развивать сенсорную сферу учащихся: точность и тонкость в различии цветов, звуков речи.
  3. Воспитательные: реализовывать научно-материалистическое обучение учащихся. Воспитание нравственных (вежливость, взаимопомощь), трудовых, эстетических качеств личности. Дисциплинированность.

Реализация цели и решение поставленных задач будет осуществляться с учётом индивидуальных особенностей учащихся:

  • Учебные стили
  • Каналы восприятия
  • Степень обученности и обучаемости.

Учёт этих особенностей предполагает более эффективную и продуктивную работу, а также позволит создать ситуацию успеха на уроке для каждого учащегося.

Методы, используемые на уроке:

По способу передачи информации:

Наглядный, словесный, практический.

По характеру осуществления познавательной деятельности учащихся:

  • иллюстративно-объяснительный,
  • частично-поисковый.

По характеру движения мысли от незнания к знанию:

  • индуктивные,
  • дедуктивные,
  • конкретные,
  • абстрактные.

Методы стимулирования мотивов интереса.

  • методы контроля с применением компьютера,
  • устные,
  • методы самоконтроля.

На уроке были использованы следующие формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • групповая,
  • парная.

Ход урока и его структура

1. Организационный этап.

Приветствие учащихся, Проверка готовности к занятию. Организация внимания.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Презентация

Сообщение темы – 1 слайд.

Пункты повторения указаны на слайде № 2.

Формулировка вместе с учащимися целей работы на уроке.

Показ значимости изучаемого материала, мотивация к его освоению.

3. Этап закрепления знаний.

Фронтальная работа. Слайд № 1:

Учитель: Что такое алкены?

Ученики: Дают определение.

Учитель: Давайте вспомним, что такое изомеры?

Ученики: Проговаривают определение и называют виды изомерии. Слайд № 3.

Учитель раздаёт ученикам задание на поиск изомеров среди приведённых веществ. Бумажные листы, на которых дано задание лучше использовать двух разных цветов, чтобы облегчить деление учащихся на группы (дифференциация по уровню обучаемости).

1 группа (розовые листы). Найдите изомеры.

CH2= CH2

CH3 - CH= CH- CH3

CH2= CH- CH2-CH3

2 группа (зелёные листы).

Индивидуальная работа.

1. Группа работает на компьютерах.

Установите соответствие между названием вещества и его структурной формулой. Название вещества выделите тем же цветом, каким записана формула.

2- метилбутен-2, этилен, 1,3- дихлорбутен-1, 3,4- диметилпентен-2, бутен-1, 2- метил-3-хлорбутен-2, 3,3- диметилпентен-1, пропен, пропан.

2 группа. Работа на месте. Учащиеся составляют структурные формулы алкенов. Выполняют самопроверку по слайду № 4.

Составьте структурные формулы веществ. Найдите среди них изомеры.

  • Пентен-1
  • Пентен- 2
  • Этилен
  • 3,3- диметилгексен- 1
  • 1,3- дихлорпентен- 2
  • 3- этилпентен- 2

Учитель: Давайте вспомним способы получения алкенов. Учащиеся называют способы получения. Слайд № 5.

Учитель предлагает ребятам поменяться местами работы.

1 группа работает за столами, происходит деление на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет задание на листах ватмана. Ребята должны закончить уравнения реакций по способам получения с применением правила Зайцева.

Группа А.

Группа Б.

2 группа работает за компьютерами.

Учащиеся должны закончить уравнения реакций по способам получения алкенов.

После того как все учащиеся закончили выполнение заданий ребята, которые работали на ватманах, докладывают у доски полученный результат.

Учитель: Теперь давайте вспомним химические свойства алкенов. Ребята называют свойства, а в это время на проекторе появляется Слайд № 6.

Далее работа учащихся проводится в парах.

Совместно ребята должны осуществить схему превращения представленную на слайде № 7.

4 этап урока.

Подведение итогов. Рефлексия деятельности, состояния.

5 этап урока.

Дифференцированное домашнее задание обязательно (по выбору учащихся)

1. Вместо точек поставьте нужные вещества, для получения данных продуктов.

Названия веществ запишите формулами.

2-метилбутен-2 + ……. —> 2- метил- 2- хлорбутан

Пропен + …….. —> пропанол- 2

2,3- диметилпентен-1 + …… —> 2,3- диметилпентан

Пентен-2 +…….> 2,3- дихлорпентен-2

2. Вместо точек поставьте нужные вещества.

Все вещества назовите.

3. Дополнительно (по желанию учащихся) подготовить в тетради конспект по областям применения алкенов.