Цель: Совершенствовать умения и навыки размёточных работ, работ на сверлильном станке, опиловки металла по разметке, резания слесарной ножовкой.
Объект работы: “Открывалка для крышек”.
Оборудование:
- образцы изготовляемого изделия, выполненные учениками предыдущих лет; сверлильный станок; слесарная ножовка;
- разнообразные виды напильников;
- плакаты, макеты по плоскостной разметке;
- диафильм “Сверление листового металла”, “Способы опиловки”.
Ход урока
I. Организационный момент (учащиеся одевают рабочую форму).
II. Повторение пройденного материала:
- По сверлению отверстий на сверлильном станке.
- Виды напильников и опиловка металла.
- Закрепление навыков нанесения плоскостной разметки на плоскость.
- Просмотр диафильма по темам: “Опиловка металлов”, “Сверление листового металла”.
III. Вводная часть:
На сегодняшнем занятии, на основе технологической карты, вы должны:
- выполнить плоскостную разметку, согласно представленных чертежей.
- выбрать предлагаемое изделие.
- дать характеристику изделия: по сложности изготовления, по дизайну изделия и удобству в применении.
Учитель поясняет:
- правильность переноса чертежа на плоскость, нахождение центра отверстия и сверления зева открывалки,
- правильность зажима заготовки с припуском 0,5 мм от разметки, давая возможность дальнейшей обработки зева открывалки, рабочей её части дальнейшей обработки контура изделия и предавая нужную форму.
Учитель предлагает учащимся три варианта изделия:
Форма - брелок в виде рыбы;
Рис 1.
Форма- брелок в виде ключа на 10мм и отвёртки;
Рис 2.
Форма- заводская открывалка для банок и бутылок.
Рис 3.
По форме первый вариант – брелок самый простой в изготовлении, хотя требования к изготовлению рабочей части остаются высокие. Форма может иметь любые очертания и изготавливаться из одной пластины.
Второй вариант брелок “Ключ-отвёртка” - конструкция усложняется, и поэтому предъявляются высокие требования к зеву ключа и способу его обработки. Состоит из одной пластинки и очертания контура больше напоминают технические.
Третий вариант – более сложный и состоит из трёх деталей (скоба, упор, деревянная ручка с металлическим кольцом).
Время на его изготовление уходит намного больше двух учебных часов, но её конструкция более практична и привычна в применении.
При её изготовлении входят и заклёпочные соединения, и точение деревянной ручки с насадкой металлического кольца.
Для качественной обработки поверхности детали, её нужно правильно закрепить в тисах не более 10 мм от высоты губок. Одновременно следя за опиловкой металла до размеченной контурной линии детали. Особое внимание нужно уделить в сверлении и дальнейшей опиловки зева изделия,
Соблюдая параллельность в обрабатываемой поверхности.
Правильность обработки проверяется контрольным шаблоном, изготовленным для данного урока.
IV. Практическая работа.
Учащимся предлагается составить Технологическую карту к третьему варианту изделия, так как это изделие самое сложное по изготовлению.
Технологическая карта
Тема: “Заводская открывалка для банок и бутылок”
№ п/п | Последовательность операции | Эскиз | Инструменты и риспособления. |
1. | Отрезать заготовку по длине 140 мм и ширине 10мм. Отшлифовать. Найти центр и осевую линию. | Ножницы по металлу, линейка, чертилка. | |
2. | Согнуть пластину от центра по шаблону. | Шаблон, Тисы, Молоток. |
|
3. | Разметить и опилить хвостовик упора. | Линейка, чертилка, тисы, напильник. | |
4. | Вырезать прямоугольную пластину50х40. Отрихтовать. Нанести разметку по шаблону. | Рычажные ножницы по металлу, правильная пластина, молоток, шаблон. | |
5. | Найти центр отверстия, накернить, сверлить диаметром 8мм | Линейка, керн, чертилка, сверлильный станок. |
|
6. | Вырубить зев и контуры изделия с припуском 0,5 – 1мм на обработку. | Правильная плита, зубило, молоток. |
|
7. | Произвести опиловку пластины до заданных размеров. | Тисы, напильник. | |
8. | Отшлифовать изделие | Наждачная бумага. | |
9. | Совместить детали согласно чертежа,
накернить центра отверстий под заклёпки по
осевой линии и просверлить два отверстия диаметром 3 мм |
Линейка, чертилка, керн, сверлильный станок. | |
10. | Обе детали соединить заклёпками. | Обжимка, обсадка, молоток. | |
11. | Отпилить заготовку из древесины длиной
110мм, разметить центры торцов, сверлить один
торец диаметром 3 х 6 (мм). |
Линейка, карандаш, ножовка по дереву, сверлильный станок. | |
12. | Строгать рёбра до восьмигранной формы и пропилить под трезубец паз глубиной 5мм. | Линейка, наградка, рубанок, верстак. | |
13. | Закрепить заготовку на станке и точить цилиндр диаметром 25мм по всей длине. | Полукруглая стамеска, токарный станок, линейка, кронциркуль. | |
14. | Разметить заготовку по длине. Точить цилиндры диаметром 15х5 мм и закруглить края ручки. | Косая стамеска, шаблон, кронциркуль. | |
15. | Шлифовать изделие. | Шлифовальная бумага. | |
16. | Снять деталь, отпилить и зачистить торцы. | Ножовка, шлифовальная шкурка, | |
17. | Запрессовать металлическое кольцо на изготовленную ручку. | Правильная плита, молоток. | |
18. | Насадить ручку на хвостовик изделия. | Тисы, молоток, |
После краткого инструктажа по Технике Безопасности при работе над изделием, учитель разрешает приступить к работе, указав на некоторые особенности выполнения задания.
В течение работы учитель следит за правильностью и последовательностью выполнения задания по сверловке и опиловке листового металла.
V. Заключительная часть урока:
Подведение итогов:
- Анализ отдельных недостатков и ошибок, допущенных в работе.
- Выставление оценок за работу.
- Уборка рабочих мест.