Материалы к интегрированному уроку по МХК "Человек и человечество"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: Человек и человечество.

Опорный материал:

  1. История - современная культура – живопись и музыка.
  2. Литература – Ломоносов, Державин.
  3. МХК - Бах, Гендель, художники Возрождения.

Ход урока

Вводная часть:

- Добрый день, коллеги! Вас не удивило такое обращение? Это обращение становиться понятным, когда мы определяемся точно с определением слова «коллеги». (Но как вы понимаете этот термин «коллеги»? Кого называют коллегами?)

-И я употребила этот термин в контексте слова «Человек». Думаю, что вы не будете оспаривать то, что мы с Вами относимся к биологическому виду Gomo Sapiens. У нас сегодня первая встреча и я очень надеюсь, что через некоторое время мы с Вами станем коллегами по многим параметрам…

Тема нашего разговора сегодня «Человек и человечество». Правда, это будет больше похоже на лекцию, но я надеюсь на Ваше сотворчество.

Каждая эпоха формирует качественно-новую концепцию мира и человека, и смысл художественного движения состоит в эстетическом освоении обновлённых представлений о мире и человеке, их сложных взаимоотношениях. А наша с вами задача – попробовать мыслить не линейно…

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» - написано в книге Екклесиаста в Библии. И действительно, если подняться над временем, то можно увидеть, что человечество движется в своём развитии по спирали – каждый виток уже предыдущего, ошибки человечества не одинаковы на каждом витке, но очень схожи. «Умный учится на чужих ошибках, глупый – на своих» - говорил Конфуций. Прислушаемся к нему и попробуем окинуть взглядом разные эпохи и каждый из Вас пусть сделает свой выбор.

I часть:

Давайте попробуем определиться с понятием человек (несколько человек опросить)

СЕЙЧАС ЧЕЛОВЕК СТАЛ БОЛЕЕ ГРАМОТНЫМ,

ВЛАДЕЕТ КОЛОССАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ.

СЕЙЧАС СОЗНАНИЕ РАЗВИВАЕТ СРАЗУ СВЕХСОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ – поэтому ваши ответы столь ёмки…

Несколько определений подготовила и я:

  1. Человек по своей основе существо не только природное и социальное, но и духовное. Поэтому он всегда выступает субъектом действия, а не объектом. Именно духовность делает из человека субъекта, который способен самостоятельно вырваться из мира обыденности и стать творцом нового.
  2. Человек – существо динамично развивающееся, устремлённое не только к личному счастью, «но и к неизведанным далям космоса». Нравственное самовоспитание, социальная активность, культуротворчество – вот проявление этой динамичности.
  3. Человек – высшая и абсолютная ценность мира: всё для человека и всё во имя человека. Поэтому всё происходящее в мире должно расцениваться с точки зрения ценности для личности.
  4. Человек есть вселенная, и да здравствует вовеки он, носящий в себе весь мир. (Горький)

- А из чего состоит человек? (несколько ответов)

Многие великие умы человечества признавали трёхсоставность человека (тело – душа – дух), другие называли два состава – душу и тело, что принципиально не противоречит первому взгляду.

Христианство уже на протяжении 2-х тысяч лет исповедует триединство Бога (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. Бог Отец - структурное вещество. Есть органическое вещество - это мы с вами. Есть еще плазма - аморфное вещество. Плазменное вещество - это свет, энергия, огонь. «Но не тот огонь, что горит, а тот, что имеет форму», - сказано в Апокрифах древних христиан. Оказывается, человек способен придать форму обычному огню. Сегодня мы знаем, что это и есть технология плазменного оружия. Атомный реактор это механизм сохранения формы, там возникает управляемый термоядерный синтез.)

Во всем надо искать триединство. Мы знаем неорганическое вещество, органическое вещество. А что вы знаете о третьем веществе? Такие явления, как информация, энергия, плазменные процессы и другие относятся к третьему веществу. Третье вещество в обычной школе никто пока не изучает. Новейшие технологии - плазменные, пространственно-временные, информационные - скрыты от обычного человека. Если бы человек знал о третьем веществе, о тонкоматериальных процессах, то он бы получил возможность не болеть, не умирать, мозг бы работал не на 3 процента, а на 10 или на 50.

В человеческом организме есть три функции - подсознание, сознание и сверхсознание. Подсознание - это некая структурная часть. Сознание - это полу аморфная часть, то есть полуаморфное вещество. Сверхсознание - представитель плазменных процессов в человеке. Это свойство управления тонкоматериальными явлениями. И о сверхсознании, о неком третьем веществе мы почти ничего не знаем. Мы подходим к моменту, когда просто необходимо понять, что существует третье вещество.

Нам всё чаще бывают нужны некие качества, приобрести которые можно только на основе сверхсознания. Сверхсознание, в понимании человека, отображено как присутствие и развитие чувств. Развитие чувств - это умение управлять тонкоматериальными сущностями. А где эти тонкоматериальные сущности?

Восточная мудрость говорит: «Куда мысль - туда энергия, куда энергия - туда кровь», и тут же спрашивает: «А все ли мысли ваши?» Мысль это тонкоматериальная сущность плазменного происхождения. Она может принадлежать человеку или быть инородной ему. Человек может ее чувствовать, может не чувствовать. Может осознавать, может не осознавать. Действие она может создавать на сознательном и бессознательном уровнях. Другими словами, мысль - это тоже чувства. И все чувства находятся вне нас. Рассмотрим пример. Электричество и радиоволны находятся вне телевизора, но, входя в него, преобразуются, трансформируются и получается изображение, звук. Так и в человеке. Оказывается, эти сущности могут войти, но могут не выйти. Им понравится, начнут там жить, размножаться и творить непонятно что. Их называют «паразитами сознания».

Или наоборот. Чувства надо развить, надо проявить, а они не входят в человека. Ребёнок имеет родителей, он послушен, внимателен к ним, а чувства любви нет. Где это взять? Надо уметь это принять.

Поэтому тема, связанная со сверхсознанием, никогда не была и не будет закрытой. Просто есть люди, которым это надо, а есть люди, которым это не надо. Анализируя психологию людей, я пришла к выводу, что именно в период «взросления» человек способен воспринять и нетрадиционные знания тоже.

Эта тема - не тайные знания, эзотерические. Это знания сокровенные. А что значит сокровенные? Вы хлеб, продукты не кладете на землю, на пол. Кладете их в тарелочку, на стол. Также и эти знания нужно уметь взять. Они уже лежат в определенном месте. Нужно знать об этом и уметь их взять.

Но мы немножко отвлеклись. Трёх составная теория определяет наличие в человеке тела, души и духа. Поэтому вполне уместно говорить о телесной, душевной и духовной жизни.

Телесная жизнь удовлетворяет потребности тела, в общем–то она мало чем отличается от жизни животных. К сожалению, приходиться констатировать, что всё большее количество молодых людей почти полностью ограничиваются удовлетворением потребностей тела.

Душевная жизнь уже более тонкого плана. Душа услаждается красотой природы, эмоциональными переживаниями, возвышенными чувствами, навеянными соприкосновением с произведениями искусства.

Духовная жизнь несёт на себе печать Высшего Начала и всегда (в истинном своём проявлении) ведёт к Тому Бессмертному Источнику, Который дал жизнь как человеку, так и всему, что его окружает.

Понятие о душе человеческой очень глубинно и сложно. Она не только оживотворяет тело, но и составляет его высшую суть, управляет жизнью человека.

Что же такое «душа»?

В строении души человеческой свет. Феофан условно выделяет три части:

  • мыслительную (воображение и память, образность и рассудочность);
  • желательную (жажда дела, потребность, выбор и подбор средств);
  • чувства (сердце) (совокупность телесно-душевная).

Самые высокие, не постижимые разуму творения человеческие изумительной красоты и великолепия, имеющие и нравственное воздействие на душу, всегда имеют отношение к бытию в духе Истины, Добра и Любви.

«Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый лёгкий; путь личного опыта – самый тяжёлый путь. (Конфуций). Давайте обратимся к таблице (слайд). Центральное место в ней занимает «Выбор». Человек всегда стоит перед выбором. (Разбор таблицы.) (создан по образу и подобию Творца)

А что может помочь каждому из нас сделать свой выбор (я умышленно не называю его «правильным», потому - как определить, что верно, а что нет)?

В аллегории Помпее Джироламо Батона «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком» (ил. 19) в роли Добродетели выступает Минерва, а в роли Порока - Венера, античные богини. Минерва, узнаваемая по ее атрибуту - шлему, указывает на гору, дорога по которой обещает быть трудной, но она приведет к храму. Венера (ее атрибут роза) протягивает цветок Геркулесу, прельщая его земными радостями, о чем свидетельствуют предметы-символы у ног богини - музыкальные инструменты и фрукты, а также дворец на заднем плане. Но самое интересное здесь - это изображение собак, которые в данном случае могут символизировать либо человека, оставившего праведную жизнь ради удовольствия, либо пастыря, стерегущего стадо верующих. При том и другом толковании символа однозначного ответа на то, что выбирает Геркулес, художник не дает.

Культура или искусство - как область проявления культуры, как язык для передачи идей, как способ развития чувств (или сверхсознания)

Культура – это то, чем отличается человек от всего биологического мира, это всё то, к чему он приложил руку. (Т.е. все изучаемые вами предметы и не только они, а и многое другое относится к понятию «культура»).

Исходя из определения, что культура – это хранение, накопление и передача жизненного опыта, а искусство – это язык для передачи идей, мы попробуем с вами почувствовать как пытались выразить понятие «человек» в разные эпохи, и насколько их взгляды современны для нас.

Итак, человек через призму искусств

Я царь – я раб, я червь – я Бог. (Державин)

- Кому принадлежат эти слова?
- Что, по-вашему мнению хотел выразить автор этой логической цепочкой? И на сколько она логична?
- Не хотели бы вы её исправить, может быть дополнить?

Я связь миров повсюду сущих,
Я крайняя степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? – безвестен;
А сам собой я быть не мог. (Державин «Бог»)

Не случайно строки из Державина звучали на фоне этого изображения. Кстати, знакома вам эта картина? Я правильно назвала это картиной? (Ответ на этот вопрос можно найти на фреске Микеланджело «Сотворение человека»).

Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно. (Ломоносов)

Чья это цитата?

Ломоносов, ответить на наш вопрос «Что есть человек?»

Кто попробует ответить?
О боже, что есть человек?
Что ты ему себя являешь,
И так его ты почитаешь,
Которого столь краток век.
Он утро, вечер, ночь и день
Во тщетных помыслах проводит;
И так вся жизнь его проходит,
Подобно как пустая тень. (Ломоносов «Преложение псалма 143»)

Художник Раннего Ренессанса, Иероним Босх, как мне кажется, думал примерно о том же (Картина Босха).

Псалом 143 (фрагмент)

Господи, что есть человек, яко познался еси ему?
Или сын человечь, яко вменяеши его?
Человек суете уподобился: дние его яко сень преходят…(Иероним Босх «Искушение св. Антония»)

Но давайте послушаем музыкальный портрет. Композитор, которого, я надеюсь, вы узнаете, не давал определённого названия этому произведению. Как вы представляете себе этого человека? Быть может, слайды Вам помогут определиться с выбором? (Ave, Maria- на рояле).

Вы узнали этого композитора? И как вы представили себе этого человека?

А всегда ли человек в его произведениях представал таким?

Каким же ещё? Расскажите… Фрагмент ре-мажорной прелюдии (картина?)

«Что есть человек»? этот вопрос не перестаёт терзать живущих…

Современные понятия настолько многогранны, что я позволила себе выбрать из множества ныне существующих по принципу контраста ранее представленных (Звучит Рамштайн на фоне картин современных художников)

Цитаты (на выбор, для заключения):

  1. Человек рождён для мышления и действия (афоризм Др. Греции)
  2. В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других. (Конфуций – 5 век до Р.Х.)
  3. Народу много, а людей немного. (Диоген – 4 век дл Р.Х.).
  4. Быть человеком – значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшественники делали для нас. (Георг Кристоф Лихтенберг (1742-1799) - философ и поэт, был членом петербургской академии).
  5. Без великодушных идей человечество жить не может (Достоевский)
  6. Человек сотворён, чтобы думать (Паскаль Блез 1623-1662)
  7. Человек страдает невыносимо, если он принужден жить только с самим собой и думать только о себе. (Паскаль)
  8. Человек – это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая (Паскаль)
  9. Человек – это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью. (Гольбах – Франция, 18 век)
  10. Я буду сражаться за Человека. Против его врагов. Но также и против самого себя. (Экзюпери)
  11. Человечество – это……

Теперь у меня к вам может быть несколько парадоксальная просьба: объясните мне кратенько – о чём мы сегодня говорили? (Ещё хорошо в конце таких уроков попросить ребят написать синквей – хоть это очень и очень не просто)

(Приложение)