Урок математики в 6-м классе по теме "Пропорция"

Разделы: Математика


 Цели урока:

Развивающая. Обеспечить условия для развития познавательной деятельности, научить учащихся самостоятельно приобретать знания и умения, способствовать развитию уровня познавательной самостоятельности.

 Образовательная. Создать условия для приобретения опыта творческой деятельности учащимися, развития умения решать и конструировать проблемные задачи.

 Воспитательная. Продолжать развитие теоретического мышления, математической речи, коммуникативных умений делового общения.

 Средства: поощрение учащихся с помощью накопления жетонов.

 Задачи урока:

  • обучить учащихся умению самостоятельно решать задачи на пропорцию,
  • развивать навык самоанализа и самоконтроля учебной деятельности,
  • развивать интерес к предмету и активность каждого ученика на уроке.

 Оформление урока творческие задания (кроссворды, сообщения, стихи, сказки); рисунки, карточки, плакаты.

 План урока (записан на доске).

  1. «Шпаргалка».
  2. Подача домашнего задания.
  3. Контроль знаний.
  4. Закрепление.
  5. Физкультминутка.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Историческая справка.
  8. Итог урока.

Девиз урока: «Была бы охота – заладится всякая работа».

 Ход урока

 Накануне урока ребята получили творческое домашнее задание по теме «Пропорция»:

  • составить кроссворд;
  • сочинить сказку;
  • сочинить стихотворение;
  • подготовить историческую справку.

 I «Шпаргалка».

Стихотворение (Стас Тимошенко)

А и С, Д и В гуляли по тропе,
Вдруг пришел деленья знак
И рассорил всех подряд.
А осталась зла на С,
Д рассорилася с В.
Знак равно тут прибежал,
И друзей он приравнял.
Получился стих смешной,
О пропорции простой.

Учитель: О чём сегодня на уроке пойдёт речь?

Дети: О пропорции.

Учитель: Это последний урок по данной теме. Цель – привести знания в порядок, подготовиться к контрольной работе.

За что сегодня на уроке можно получить отметку? Жетон – это не оценка, а возможность её получения.

Три синих жетона соответствуют «3»

Три зелёных – «4»

Три красных – «5»

Кроме жетонов отметку помогут заработать «+».

9 «+» - пять

8 «+» - четыре

5 «+» - три.

II Подача домашнего задания.

Среда: группа «А» № 788(а), №790

группа «В» На ремонте дороги работало 15 человек, и они должны были закончить работу за 12 дней. На пятый день утром подошли ещё несколько рабочих, и оставшаяся работа была выполнена за 6 дней. Сколько рабочих прибыло дополнительно?

Четверг: контрольная работа.

 III Контроль знаний.

Разгадать кроссворд (составила Юля Балкина). Кроссворд вынесен на доску.

«Молчанка». В ходе игры учитель молча показывает основные термины, учащиеся молча записывают их в тетрадь. Затем все вместе проверяют.

 Примерные задания к игре:

a) крайние члены пропорции
b) средние члены пропорции;
c) пропорция;
d) отношение;
e) основное свойство пропорции.

Результат игры подводится сразу.

Стихотворение (Ваня Боровлёв)

Если два числа возьмём
И деленье проведём,
То получим отношенье
Массы, длин и площадей
К единице измеренья
Поспешим без промедленья
Всех к одной их привести.
Отношение найти
Сможем сразу без сомненья.
Изучайте отношенье!

IV Закрепление.

  1. Даны 4 числа: 6, 2, 5, 10. Объясните, почему из этих чисел невозможно составить пропорцию? (карточка)
  2. Придумать задачу, которая сводится к следующей пропорции: (карточка). Предложить соседу по парте решить её и проверить решение.

Учитель: Проверяя домашнее задание к уроку, я установила, что, оказывается, существует 2 способа решения задач на пропорцию. Первый способ – по «Горбуновски», второй способ – по «Дашутински».

 I способ

На уроке нам заданье
Дали о пропорции.
Все должны решать задачу,
Я же думаю иначе.
Всё равно я не решу,
У товарища спишу.
(Саша Горбунов)

 II способ

Кто задачу решить не может,
Тому пропорция поможет.
Составляй её скорей.
Вспомни свойство. Не робей!
(Юля Дашутина)

Учитель: А что ещё надо помнить, чтобы решить задачу на пропорцию? Ответ на этот вопрос в маленькой задаче.

Задача. Восстановить цепочку слов, если концом первого и началом второго является музыкальное понятие из 4 слов.

Алго (…) ика

«Стиральная доска» (с помощью вопросов составляется алгоритм решения задач на пропорцию. Отвечать начинают первые парты, заканчивают – последние).

  1. а) Турист прошёл 14 км за 3,5 часа. Сколько он пройдёт за 4,5 часа, если будет двигаться с той же скоростью? (учитель предлагает одному из учеников дать показательный ответ)
    б) Составить и решить обратную задачу по схеме:
    14 км – x ч.
    18 км – 4,5 ч. (1 объясняет + пары)
  2. Условие задачи на зависимость между двумя переменными записано так:
    15 рабочих – 24 дня
    18 рабочих – 20 дней

Определите, какая здесь зависимость. Составьте соответствующее условие задачи и решите её.

V Физкультминутка (с помощью упражнений определить зависимость).

  1. две руки вверх;
  2. одна рука вверх, другая вниз.

VI Самостоятельная работа (карточки с заданиями раздаются перед уроком).

На работу отводится 10 минут. Задания подбираются дифференцированно. Работу проверяют сразу, после её выполнения. На доске, заранее, подготовлено «решето ответов», с помощью которого учащиеся проверяют правильность выполнения задания (если число попало в решето, то значит задача решена верно).

VII Историческая справка (Стас Тимошенко).

Учитель: Уже древние греки использовали законы пропорции для строительства зданий. Например, Парфенон – храм в Афинах Vвек до н.э. При строительстве фасада этого здания использовано золотое сечение А_________С_________В. Если точка С расположена на отрезке АВ так, что выполняется равенство: то прямоугольник с длиной АС и шириной СВ кажется очень красивым и приятным. Египтяне использовали золотое сечение при строительстве пирамид.

VIII Итог урока.

«Если хочешь напиться, не копай ямку, а рой колодец» (восточная мудрость).

Учитель: Так зачем же нам с вами нужно знать, что такое пропорция?

Учащиеся: Знания, которые мы получили о пропорции, помогут нам в дальнейшем при изучении химии, физики, геометрии. И возможно кто - то из нас станет архитектором.

При выставлении отметки за урок учитываются:

  1. жетоны;
  2. плюсы;
  3. сообщения, кроссворды, стихи, сказки;
  4. «молчанка»;
  5. самостоятельная работа;
  6. историческая справка.