Цели урока:
Развивающая. Обеспечить условия для развития познавательной деятельности, научить учащихся самостоятельно приобретать знания и умения, способствовать развитию уровня познавательной самостоятельности.
Образовательная. Создать условия для приобретения опыта творческой деятельности учащимися, развития умения решать и конструировать проблемные задачи.
Воспитательная. Продолжать развитие теоретического мышления, математической речи, коммуникативных умений делового общения.
Средства: поощрение учащихся с помощью накопления жетонов.
Задачи урока:
- обучить учащихся умению самостоятельно решать задачи на пропорцию,
- развивать навык самоанализа и самоконтроля учебной деятельности,
- развивать интерес к предмету и активность каждого ученика на уроке.
Оформление урока – творческие задания (кроссворды, сообщения, стихи, сказки); рисунки, карточки, плакаты.
План урока (записан на доске).
- «Шпаргалка».
- Подача домашнего задания.
- Контроль знаний.
- Закрепление.
- Физкультминутка.
- Самостоятельная работа.
- Историческая справка.
- Итог урока.
Девиз урока: «Была бы охота – заладится всякая работа».
Ход урока
Накануне урока ребята получили творческое домашнее задание по теме «Пропорция»:
- составить кроссворд;
- сочинить сказку;
- сочинить стихотворение;
- подготовить историческую справку.
I «Шпаргалка».
Стихотворение (Стас Тимошенко)
А и С, Д и В гуляли по тропе,
Вдруг пришел деленья знак
И рассорил всех подряд.
А осталась зла на С,
Д рассорилася с В.
Знак равно тут прибежал,
И друзей он приравнял.
Получился стих смешной,
О пропорции простой.
Учитель: О чём сегодня на уроке пойдёт речь?
Дети: О пропорции.
Учитель: Это последний урок по данной теме. Цель – привести знания в порядок, подготовиться к контрольной работе.
За что сегодня на уроке можно получить отметку? Жетон – это не оценка, а возможность её получения.
Три синих жетона соответствуют «3»
Три зелёных – «4»
Три красных – «5»
Кроме жетонов отметку помогут заработать «+».
9 «+» - пять
8 «+» - четыре
5 «+» - три.
II Подача домашнего задания.
Среда: группа «А» № 788(а), №790
группа «В» На ремонте дороги работало 15 человек, и они должны были закончить работу за 12 дней. На пятый день утром подошли ещё несколько рабочих, и оставшаяся работа была выполнена за 6 дней. Сколько рабочих прибыло дополнительно?
Четверг: контрольная работа.
III Контроль знаний.
Разгадать кроссворд (составила Юля Балкина). Кроссворд вынесен на доску.
«Молчанка». В ходе игры учитель молча показывает основные термины, учащиеся молча записывают их в тетрадь. Затем все вместе проверяют.
Примерные задания к игре:
a) крайние члены пропорции
b) средние члены пропорции;
c) пропорция;
d) отношение;
e) основное свойство пропорции.
Результат игры подводится сразу.
Стихотворение (Ваня Боровлёв)
Если два числа возьмём
И деленье проведём,
То получим отношенье
Массы, длин и площадей
К единице измеренья
Поспешим без промедленья
Всех к одной их привести.
Отношение найти
Сможем сразу без сомненья.
Изучайте отношенье!
IV Закрепление.
- Даны 4 числа: 6, 2, 5, 10. Объясните, почему из этих чисел невозможно составить пропорцию? (карточка)
- Придумать задачу, которая сводится к следующей пропорции: (карточка). Предложить соседу по парте решить её и проверить решение.
Учитель: Проверяя домашнее задание к уроку, я установила, что, оказывается, существует 2 способа решения задач на пропорцию. Первый способ – по «Горбуновски», второй способ – по «Дашутински».
I способ
На уроке нам заданье
Дали о пропорции.
Все должны решать задачу,
Я же думаю иначе.
Всё равно я не решу,
У товарища спишу.
(Саша Горбунов)
II способ
Кто задачу решить не может,
Тому пропорция поможет.
Составляй её скорей.
Вспомни свойство. Не робей!
(Юля Дашутина)
Учитель: А что ещё надо помнить, чтобы решить задачу на пропорцию? Ответ на этот вопрос в маленькой задаче.
Задача. Восстановить цепочку слов, если концом первого и началом второго является музыкальное понятие из 4 слов.
Алго (…) ика
«Стиральная доска» (с помощью вопросов составляется алгоритм решения задач на пропорцию. Отвечать начинают первые парты, заканчивают – последние).
- а) Турист прошёл 14 км за 3,5 часа. Сколько он пройдёт за 4,5
часа, если будет двигаться с той же скоростью? (учитель предлагает одному из
учеников дать показательный ответ)
б) Составить и решить обратную задачу по схеме:
14 км – x ч.
18 км – 4,5 ч. (1 объясняет + пары) - Условие задачи на зависимость между двумя
переменными записано так:
15 рабочих – 24 дня
18 рабочих – 20 дней
Определите, какая здесь зависимость. Составьте соответствующее условие задачи и решите её.
V Физкультминутка (с помощью упражнений определить зависимость).
- две руки вверх;
- одна рука вверх, другая вниз.
VI Самостоятельная работа (карточки с заданиями раздаются перед уроком).
На работу отводится 10 минут. Задания подбираются дифференцированно. Работу проверяют сразу, после её выполнения. На доске, заранее, подготовлено «решето ответов», с помощью которого учащиеся проверяют правильность выполнения задания (если число попало в решето, то значит задача решена верно).
VII Историческая справка (Стас Тимошенко).
Учитель: Уже древние греки использовали законы пропорции для строительства зданий. Например, Парфенон – храм в Афинах Vвек до н.э. При строительстве фасада этого здания использовано золотое сечение А_________С_________В. Если точка С расположена на отрезке АВ так, что выполняется равенство: то прямоугольник с длиной АС и шириной СВ кажется очень красивым и приятным. Египтяне использовали золотое сечение при строительстве пирамид.
VIII Итог урока.
«Если хочешь напиться, не копай ямку, а рой колодец» (восточная мудрость).
Учитель: Так зачем же нам с вами нужно знать, что такое пропорция?
Учащиеся: Знания, которые мы получили о пропорции, помогут нам в дальнейшем при изучении химии, физики, геометрии. И возможно кто - то из нас станет архитектором.
При выставлении отметки за урок учитываются:
- жетоны;
- плюсы;
- сообщения, кроссворды, стихи, сказки;
- «молчанка»;
- самостоятельная работа;
- историческая справка.