Произвольное внимание является одним из важных приобретений детей на первых годах обучения в школе. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, определяющими успешность всего обучения. Как правило, у хорошо успевающих школьников имеются более высокие показатели развития свойств внимания: повышенная степень сосредоточенности и концентрации, переключения и распределения, увеличенный объем, устойчивая работоспособность.
В психолого-педагогической литературе можно встретить разные трактования произвольного внимания. Его называют еще и активным, и волевым, и преднамеренным. Но главная мысль всех их заключается в следующем: во-первых, инициатива принадлежит субъекту; во-вторых, внимание управляется сознательной целью; в-третьих, оно вырабатывается в результате волевых и трудовых усилий человека и, в-четвертых, находится в теснейшем взаимодействии с умственным развитием человека.
Детям с нарушением интеллекта, обучающимся в школе VIII вида, характерна неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудность переключения внимания. Внимания имеют разнообразные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, и неуклонно снижается по мере продолжения работы, у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности, у третьих отмечается, периодические колебания внимания, и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.
По отношению к ребенку с нарушением интеллекта перестают действовать традиционные критерии овладения произвольным вниманием. При работе с данной категорией детей педагог должен помнить и об их возрастных особенностях, и об их отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, дети с нарушением интеллекта инертны, неэмоциональны. Поэтому при работе необходимо использовать такие методические приемы, которые заинтересовали бы каждого ребенка, создали у него положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.
В связи с особенностями развития, такие дети в большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в специально организованной работе, целью которой является помочь им в овладении произвольным вниманием в силу их индивидуальных возможностей. Под специально организованной работой предлагаю коррекционно-развивающие игры.
Игра занимает значительно место в жизни детей. Она создает благоприятные условия для усвоения знаний, коррекции и развитии личности ребенка. Ребенок приобретает собственный опыт, при сохранении эмоционально положительного отношения к обучению. Коррекционно-развивающая игра имеет две цели. Одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует сам ребенок. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали коррекцию и развитие свойств произвольного внимания. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив обучающих целей, не смог достичь игровых.
Предлагаемые игры, направленные на коррекцию и развитие свойств произвольного внимания, использовались на уроках математики в среднем звене школ VIII вида. Весь игровой материал подобран и систематизирован по основным темам, изучаемым на уроках математики. Все игры апробированы в работе с детьми. Учтены дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенное усложнение игрового материала. Основное условие успешности, результативности игр – ежеурочное, неоднократное использование материала на уроках.
Данная работа это не канон для слепого подражания. Каждый учитель может варьировать, дополнять, изменять игры в силу своих творческих и профессиональных желаний и возможностей.
Коррекционно-развивающие игры на развитие свойств произвольного внимания
Тема: «Нумерация»
1. Игра «Переложи палочку»
Цель: развитие концентрации и сосредоточенности внимания.
Оборудование: карточка (См. Приложение Рис. 1).
Ход игры:
Учитель предлагает детям исправить ошибки. В данных выражениях надо переложить по одной палочке, чтобы получились верные равенства.
2. Игра «Римская нумерация»
Цель: развитие концентрации и сосредоточенности внимания.
Оборудование: карточки с изображением римских цифр.
Ход игры:
Дается задание:
а) расположи числа L, C, D, X в порядке увеличения;
б) расположи числа CX, DC, LXX в порядке уменьшения;
в) запиши римскими цифрами числа: 104, 590, 408…
3. Игра «Разряд числа»
Цель: развитие распределения внимания.
Оборудование: карточка с цифрами в зависимости от изучаемого материала (См. Приложение Рис. 2).
Ход игры:
Определи и расставь линии, как они показаны в образце.
4. Игра «Слушай и повторяй»
Цель: развитие распределения внимания.
Оборудование: плакат (См. Приложение Рис. 3).
Ход игры:
Верхняя цифра каждой строки проговаривается вслух, нижняя буква обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, О - обе руки поднимаются вверх. Упражнения выполняются от первой цифры к последней, а затем от последней к первой.
5. Игра «Найди числа»
Цель: развитие распределения внимания.
Оборудование: карточки (См. Приложение Рис. 4).
Ход игры: Найти и выделить аналогично указанные в образце цифры.
6. Игра «Отгадай»
Цель: развитие устойчивости внимания. Услышав число
Оборудование: ребусы (См. Приложение Рис. 5).
Ход игры:
Разгадайте ребусы.
7. Игры «Соедини»
Цель: развитие сосредоточенности и концентрации внимания.
Оборудование: карточки (См. Приложение Рис. 6).
Ход игры:
Детям выдается карточка и предлагается соединить линиями цифру с его названием.
8. Игра «Зеваки»
Цель: повышение уровня сосредоточенности и концентрации внимания в активной деятельности.
Ход игры:
Дети идут по кругу, друг за другом. Учитель называет любые числа. Услышав число, в котором есть, например, число 9, дети хлопают и, поворачиваясь на 180 градусов, начинают движение в другую сторону. Если ребенок ошибся, он выходит из игры.
9. Игра «Пишущая машинка»
Цель: развитие концентрации и сосредоточенности внимания.
Оборудование: набор цифр от 0 до 9.
Ход игры:
Каждому ребенку присваивается цифра от 0 до 9. Ведущий произносит число. Дети-цифры выстраиваются в той последовательности, в какой их цифры стоят в данном числе.
Тема «Геометрический материал»
1. Игра «Такие же»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: рисунок (См. Приложение Рис. 7).
Ход игры:
Вывешивается образец-рисунок. Детям предлагается начертить такие фигуры в тетради и раскрасить.
2. Игра «Сравни»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: рисунок (См. Приложение Рис. 8).
Ход игры:
Вывешиваются образцы. Дети сравнивают.
3. Игра «Кодирование»
Цель: развитие распределения внимания.
Оборудование: таблица с изображением фигур (См. Приложение Рис. 9).
Ход игры:
Необходимо расставить значки в геометрических фигурах, как показано в образце. Время выполнения ограничено.
4. Игра «Замени»
Цель: развитие концентрации и сосредоточенности внимания.
Оборудование: индивидуальный набор карточек с изображением геометрических фигур, индивидуальные цветные полоски с основными цветами, список слов (яблоко, банан, батон, билет, солнце, огурец, арбуз, доска, мел, шарик).
Ход игры:
Учитель называет слово. Дети показывают из геометрического набора карточку, которая характеризует названный предмет по форме, и цветную полоску, которая характеризует названный предмет по цвету.
5. Игра «Распутай»
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Оборудование: карточка (См. Приложение Рис. 10).
Ход игры:
Детям предлагаются карточки. Им необходимо проследить каждую линию слева направо, чтобы определить какой геометрической фигурой она заканчивается. Время ограничено.
6. Игра «Придумай сам»
Цель: развитие концентрации и сосредоточенности внимания.
Оборудование: чистый лист бумаги, цветные карандаши.
Ход игры:
Из простой геометрической фигуры: круга, треугольника, прямоугольника и т.д. Нарисуй любой предмет.
7. Игра «Внеси поправки»
Цель: развитие скорости распределения и переключения внимания.
Оборудование: карточка-образец, бланк с различными элементами фигур (См. Приложение Рис. 11).
Ход игры:
Просим детей дополнить элементы фигур, как показано в карточке-образце.
8. Игра «Поступай так, как я говорю»
Цель: развитие сосредоточенности и концентрации внимания.
Оборудование: лист бумаги прямоугольной формы, набор геометрических фигур для индивидуальной работы.
Ход игры:
Учитель дает инструкцию, куда надо расположить геометрическую фигуру на листе бумаги. Например, поставьте на середину листа круг, слева от него – квадрат, а справа от круга – треугольник и т.д. Дети выполняют.
Тема «Доли и дроби»
1. Игра «Найди»
Цель: развитие сосредоточенности и концентрации внимания.
Оборудование: карточки (См. Приложение Рис. 12).
Ход игры: Детям раздаются индивидуальные карточки. Дается задание найти спрятанную дробь и раскрасить.
2. Игра «Считай»
Цель: развитие сосредоточенности и концентрации внимания.
Оборудование: карточки (См. Приложение Рис. 13).
Ход игры:
Каждый ребенок получает карточку. Ему необходимо посчитать и записать, сколько раз встречается каждая дробь.
3. Игра «Раскрась»
Цель: развитие сосредоточенности и концентрации внимания.
Оборудование: карточки (См. Приложение Рис. 14).
Ход игры:
Раскрасьте одинаковые дроби в одинаковый цвет.
Тема «Арифметические действия»
1. Игра «Найди ответ»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: карточка (См. Приложение Рис. 15).
Ход игры:
Предлагается вычислить и соединить с соответствующим ответом.
2. Игра «Проверь»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: карточка с решенными примерами.
Ход игры:
Учащимся нужно проверить и исправить ошибки. Время ограничено.
3. Игра «Решение примеров с помехой»
Цель: развитие уровня распределения внимания.
Оборудование: проигрыватель, сказка.
Ход игры:
Дети решают примеры. Одновременно включается проигрыватель с какой-либо сказкой. После проверяется правильность решенных примеров. Просят пересказать сказку.
4. Игра «Каждой руке свое дело»
Цель: развитие уровня распределения внимания.
Ход игры:
Детей просят левой рукой перелистывать в течение одной минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой решать примеры.
5. Игра «Отметь примеры на определенную тему»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: карточка с примерами.
Ход игры:
Нужно найти и решить все примеры на заранее определенную тему. Время ограниченно.
6. Игра «Кто больше»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: карточка с примерами.
Ход игры:
В течение пяти минут дети решают примеры. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов.
7. Игра «Запомни»
Цель: развитие объема внимания.
Оборудование: таблица с примерами.
Ход игры:
Учитель выставляет таблицу с примерами. Дается установка запомнить примеры. Таблица убирается. Дети воссоздают и решают примеры.
8. Игра «Составь примеры»
Цель: развитие сосредоточенности и концентрации внимания.
Оборудование: карточка с цифрами 2, 6, 8.
Ход игры:
Учитель дает задание составить примеры из данных цифр на любые математические действия. Кто быстрее составит и правильно их решит, тот и выигрывает.
9. Игра «Помоги»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: карточка (См. Приложение Рис. 16).
Ход игры: Помоги добраться до финиша.
Тема «Величина»
1. Игра «Найди слова»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: карточка (См. Приложение Рис. 17).
Ход игры:
Детям предлагается найти слова (километр, миллиметр, метр, сантиметр, дециметр).
2. Игра «Сравни»
Цель: развитие сосредоточенности и концентрации внимания.
Оборудование: карточка (См. Приложение Рис. 18).
Ход игры:
Раздаются карточки. Детям предлагают сравнить слова и найти правильное написание данных слов.
3. Игра «Прочитай»
Цель: развитие сосредоточенности и концентрации внимания.
Оборудование: карточка (См. Приложение Рис. 19).
Ход игры:
Прочитай слова по стрелкам, начиная от точки.
4. Игра «Продолжи»
Цель: развитие распределения внимания.
Оборудование: карточка (См. Приложение Рис. 20).
Ход игры:
Найди закономерность и продолжи.
5. Игра «Соедини»
Цель: развитие сосредоточенности и концентрации внимания.
Оборудование: карточка (См. Приложение Рис. 21).
Ход игры:
Детям предлагается соединить каждую величину с единицами их измерения.
6. Игра «Сравни»
Цель: развитие объема внимания.
Оборудование: рисунок (См. Приложение Рис. 22).
Ход игры:
Найдите отличия.
Литература:
1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста.- М., 1991.
2. Венгер А.Л. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989.
3. Гаврина С.Е. и др. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь. – М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001.
4. Галованова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.-191с.: ил.- ISBN5-09-002912-1.
6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.
7. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1985.
8. Психология общения: Тесты, упражнения, игры/ Сост. Кириллова О.Г. – Йошкар-Ола, 1996.
9. Тарасова З.И. Игры для самых маленьких: Методическое пособие. – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2000.
10. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. – СПб.: Фирма «Стройлеспечать», 1996.