Урок математики "Однозначные и двузначные числа"

Разделы: Начальная школа


Игра: “Дед Мороз зажигает звезду”

Цели: Закреплять счет в пределах 20, знания об однозначных и

двузначных числах; формировать вычислительные навыки в пределах 10; учить решать текстовые задачи; размышление; мыслительные операции сравнения, анализа, классификации; воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование. Индивидуальные карточки с примерами; карточки с цифрами у учителя и учеников; рисунки с изображениями Деда Мороза, елочки, бревна, белочки, зайчика, енота, снеговика, снежинки.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа.
  3. Учитель. – Ребята, отгадайте загадку.

    На дворе снежок идет
    Скоро праздник ….

    Дети. Новый год.

    Учитель. Скоро наступит Новый год. Много радости он принесет всем людям. В этот праздник в каждом доме наряжают елку. На верхушке елки должна зажечься звезда. И к нам спешит Дед Мороз, чтобы зажечь звезду на нашей ёлочке. Он едет к нам из зимнего царства. Дорога длинная и много препятствий на пути. Ему будут помогать его друзья из Лесной школы. И мы должны помочь Деду Морозу преодолеть эти препятствия и быстрее зажечь звезду.

  4. Повторение изученного.
  5. Учитель. Дед Мороз только сел в сани, а перед санями рассыпались волшебные снежинки. Он должен их собрать и расположить по порядку.

    Учитель. Давайте ему поможем.

    Учитель. Что у вас получилось?

    Дети. У нас получился отрезок натурального ряда.

    Учитель. Что нужно сделать, чтобы этот отрезок натурального ряда превратился в натуральный ряд чисел.

    Дети. Добавить точки.

    Учитель. Что обозначают точки в конце записи?

    Дети. Что дальше есть еще числа натурального ряда, но они не записаны.

    Учитель. А как вы думаете, какие числа идут после десяти?

    Дети. 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

    Учитель. Ребята, когда вы записали числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, сколько знаков использовали при письме.

    Дети. Один знак.

  6. Закрепление знаний об однозначных и двузначных числах..
  7. Учитель. Как называются эти числа?

    Дети. Однозначные числа.

    Учитель. Почему они так называются?

    Учитель. Назовите число, которое идет после девяти?

    Учитель. Сколько цифр понадобилось для записи этого числа?

    Дети. Две цифры.

    Учитель. Приготовьте палочки. Взяли 10 палочек.

    Учитель. Кто знает, как по-другому можно их назвать?

    Дети. Один десяток.

    Учитель. Мы с вами записали это число, посмотрите и подумайте, как цифра в записи показывает, что в этом числе 1 десяток палочек. Подчеркните эту цифру.

    Учитель. В правой руке 1 десяток, и это показывает цифра 1. А в другой руке есть палочки?

    Дети. Нет.

    Учитель. Какая цифра в числе 10 показывает, что палочек отдельных нет.

    Дети. Цифра 0.

    Учитель. Образуем числа 11 – 20.

    Учитель. Взяли еще 1 палочку. Сколько у нас получится – 11.

    Учитель. - Скажите. А как записать?

    - Вот число 10 – 1 – это десятки. А вот 1 ед. – палочку куда вставит

    вместо 0 или 1.

    Дети. Вместо 0 – и получится 11.

    Учитель. Так образуем числа 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

    Дети. 20 – 2 десятка. 2 – это десятки. 0 – это значит нет отдельных палочек.

    Учитель. Так на какие две группы делятся числа?

    Дети. Однозначные и двузначные числа.

    Учитель. Мы с вами все рассказали Деду Морозу, путь свободен и Дед Мороз летит на своих санях, он торопится, хочет успеть вам зажечь звезду.

  8. Задание на развитее логики.
  9. На пути лежит бревнышко, его надо убрать с дороги. Бревнышко волшебное, на нем расположен ряд чисел, в котором числа сбежали, а мы должны вернуть сбежавшие числа на свои места.

    Дети. Сбежали 4, 8.

    Учитель. А теперь посмотрите внимательно и скажите, какую закономерность вы заметили в написании чисел?

    Дети. Каждое следующее число увеличили на 2.

    Учитель. Как их можно назвать?

  10. Закрепление пройденного.
  11. Учитель. На пути Деда Мороза встречается елочка, от сильного ветра все шарики упали и нам их надо распределить на две группы и повесить на ёлочку.

    Учитель. На какие две группы можно распределить?

    Дети. Однозначные и двузначные числа.

    Учитель. Дети делят шарики и развешивают их на елочки.

  12. Работа над задачами.
  13. Учитель. Мы помогли Деду Морозу справиться и с этим заданием. Торопится Дед мороз дальше в путь. Но опять на пути его друзья из Лесной школы.

    - У Белочки возникли проблемы. Белочка собрала 3 грибочка, а шишек на 4 больше.

    Белочка хочет сосчитать, сколько она собрала шишек?

    Учитель. Давайте ей поможем. Записываем условие задачи.

    Г. – 3

    Ш. - ? на 4 больше.

    3+4=7 (ш.)

    Ответ: 7 шишек.

    - Так сколько шишек собрала белочка.

    - А как мы узнали?

    А почему мы выбрали действие сложение?

    Учитель. Ну, вот Дед Мороз помог белочке и продолжает свой путь. Но опять его друзья на пути ему встретились. Спорят Зайчик и Енот, не могут сосчитать грибы, которые они собрали. Зайчик собрал 5 грибов, Енот собрал 4 гриба. Сколько всего грибов они собрали вместе?

    Разбор задачи и запись ее.

    З. - 5 гр. ?

    Е.- 4 гр.

    5+4=9 (гр.)

    Ответ: 9 грибов.

    Дед мороз продолжает свой путь.

  14. I. Работа над вычислительными навыками.

Учитель.А вот и елочки-подружки, Дед Мороз удивился, что елочки не наряжены. Нам с вами надо им помочь. Повесим фонарики.

Пока Сережа, Саша и Данил украшают елочки.

У вас на парте есть елочки на обратной стороне написаны примеры с окошечками. Самостоятельно запишите числа, которые убежали.

- Проверяем ребят (обратная связь солнышко и зайчик).

Учитель. Дед Мороз почти добрался до нашей елочки. Но встретился ему снеговик. Снеговик не может решить примеры, которые дали ему в Лесной школе. Поможем ему решить и ответить на вопросы.

1+5

2+5

3+5

4+5

1. Надо найти значения сумм. Назовите компоненты при сложении. Какое математическое действие?

2. Сравните первые слагаемые. Что вы заметили?

3. Можно ли о них сказать, что они расположены в порядке увеличения?

4. Сравните вторые слагаемые. Что вы можете сказать? А теперь сравните значения сумм.

Учитель. Какую закономерность вы заметили?

Дети. Если увеличивать одно из слагаемых, а другое оставить без изменения, то и значение суммы увеличивает.

Учитель. Молодцы! Ну, вот и добрался Дед Мороз до нашей елочки и зажигает звезду на ней.

IX. Итог урока.

Учитель. Давайте вспомним, какую помощь оказывали мы друзьям из Лесной школы.

Какие числа называются двузначными?

С какими числами познакомились?

Почему они так называются?