Обучение начинается тогда,
когда появляются вопросы.
Ж. Пиаже
Что нужно сделать учителю начальных
классов, чтобы не пропал интерес к предметам,
чтобы ребёнок желал ходить в школу и хотел
учиться?
А верите ли вы, уважаемые коллеги, что процесс
обучения может стать увлекательным, как для
ученика, так и для учителя? Верите ли вы, что ради
этого не нужно менять содержание урока. Я
думаю – да, и со мной согласятся те педагоги ,
которые знакомы с технологией критического
мышления.
Данная технология стала известна в России с 1997 г.,
она развивается при поддержке Консорциума
Демократической педагогики и Международной
читательской ассоциации в рамках проекта
Института «Открытое общество» под названием
«Чтение и Письмо для развития Критического
Мышления». Проект реализуется в более чем 16
странах мира и в 5 российских регионах:
Санкт-Петербург, Москва, Самара, Нижний Новгород,
Новосибирск. В нашем регионе учителя имели
возможность познакомиться с данной технологией
впервые в 2003 году, семинары проводила
Муштавинская И.В.(соавтор книг с Загашевым и Заир
– Беком). Педагоги нашего региона занимаются
изучением, апробацией и внедрением технологии
«Развитие критического мышления» в
педагогическую деятельность.
Чем интересна данная технология? Прежде всего
тем, что она направлена на развитие у
школьников критического мышления, которое, по
мнению американских специалистов, – необходимое
условие существования человека в
демократическом обществе, т.к., оно способствует
не только восприятию получаемой информации , но и
«самостоятельному оцениванию её идей, умению
действовать в соответствии с представлении о
том, что в данной информации может быть полезно, а
также умению рассматривать новые идеи с
различных точек зрения, делая выводы
относительно точности и ценности данной
информации». Данная технология направлена на
развитие навыков работы с информацией (текстом),
умений анализировать и применять данную
информацию, учиться присваивать информацию,
увязывая новое с уже имеющимися знаниями,
представлениями, полученными на стадии
вызова, умений интерпретировать, применять
информацию на стадии рефлексии. Велика и
коммуникативная роль данной технологии, которая
заключается в умении вести диалог, дискутировать
на уроке, работать в группах, парах.
Тема: Все профессии нужны, все профессии важны.
Цели:
- познакомить детей с несколькими видами профессий;
- показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
- воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
ХОД УРОКА
I. Приветствие
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так, скорей, друзья, за дело.
II. Сообщение темы урока
Предлагаю вам я тему,
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит иль поёт,
Мы сейчас поговорим,
Им урок свой посвятим.
III. Речевая разминка
Выходит ученик в рабочем комбинезоне, на нём фартук, кепка, нарукавники.
Знаю это точно: говорят всегда,
Что без меня не вытащишь и рыбку из пруда.
Я и терпение все проблемы перетрут.
Позвольте представиться?
Учитель обращается:
– Простите, уважаемый! А может быть, ребята и сами уже догадались, кто вы? Кто это?
– Труд.
Ученик-Труд обращается к ученикам:
– Какие вы пословицы обо мне знаете? (Выслушиваются ответы детей).
– А сейчас я покажу вам букву, а вы назовёте дело (профессию) человека на эту букву.
А – аптекарь, архитектор; Б – бетонщик, булочник; В – врач, водитель; Г – геолог. Д – доярка; Е – егерь; Ж – жестянщик; З – закройщик, землекоп; И – историк.
Учитель: Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока ещё не знакомы! И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии человека невозможно.
IV. Вызов
– Что же такое профессия? (Это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.)
– Обратимся к Толковому словарю: «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность». – Обратите внимание на слово «трудовая».
– Что это значит?
– Сравните труд рабочего на заводе с трудом учителя. Сделайте вывод.
Составление кластера.
V. Осмысление
– Приготовьтесь внимательно слушать стихи–загадки. Они помогут выявить среди вас знатоков профессий.
1) Упрятав чёлку под фуражку, веду я с папой в
поле вспашку.
Я горд работой на земле
От пота вымокла рубашка…
Зато ладони на руле. (Тракторист)
2) Поёт рожок, поёт рожок!
Мы гоним стадо на лужок.
Пасём коров мы целый день.
Лишь станет жарко – гоним в тень. (Пастухи)
3) Хочешь свежих помидоров – загляни на огород.
С недостатком витаминов справится… (овощевод).
Учитель: Что объединят эти загадки? Где живут люди этих профессий?
Работа по учебнику с.64 «Окружающий
мир» Н.Ф.Виноградова (программа «Начальная школа
XXI века»). Самостоятельное чтение о труде фермера.
– Задайте к тексту толстый и тонкий вопрос
– ? ?. (Выслушиваются вопросы
учащихся.)
– Как называется профессия человека, который сам
распоряжается урожаем?
– Какую работу выполняли коллективные
хозяйства?
VI. Физминутка
Игра «Царь-горох» – выбрать водящего.
– Царь-горох, прими нас на работу.
Царь спрашивает: – А что вы умеете делать?
Дети отвечают: – Мы не скажем, а покажем, чтобы лучше угадать! (Дети показывают различными жестами занятия человека, а водящий отгадывает.)
VII. Осмысление (продолжение)
– Я за компьютером сижу, счета, балансы подвожу.
Во всех конторах там и тут меня…(бухгалтером)
зовут
– Люди каких профессий связаны с компьютером? Со счетами? (Программист, экономист)
Работа по учебнику с. 65–67 (выборочное чтение): экономист с. 65 – последний абзац, программист с. 67 – последний абзац.
Учитель: К какому труду относятся данные профессии? (К умственному или физическому?)
VIII. Рефлексия (вернуться к кластеру)
– Что было важным на уроке? Что узнали о профессиях? Какие профессии связаны с умственным трудом, а какие с физическим?
IX. Проверка домашнего задания (выставка рисунков)
Учитель: Я просила вас подготовить рисунки, на которых вы пытались изобразить свою будущую профессию. Кем бы вы хотели быть? Кто хочет рассказать?
Выходит Мальчик-Труд со словами:
X. Обобщение
– Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом , кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте. Я желаю вам выбрать свой путь. В заключение послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно. (Форма логической задачи)
Подумайте, что было бы, Когда б сказал портной: – Шить платье мне не хочется, Устрою выходной. И все портные в городе За ним ушли б домой. Ходили люди голые По улице зимой. Подумайте, что было бы, Когда сказал бы врач: – Рвать зубы мне не хочется, Не буду, хоть ты плачь! Больным врачебной помощи Не стало б никакой. А ты б сидел и мучился С подвязанной щекой. Подумайте, что было бы, Когда б сказал шофёр: – Возить людей не хочется! И выключил мотор. Троллейбусы, автобусы, Засыпало б снежком, Рабочие на фабрики Ходили бы пешком. |
Мне в нынешнем году Учить детей не хочется, Я в школу не приду! Тетради и учебники Валялись бы в пыли, А вы бы неучёными До старости росли. Подумайте, какая бы Случилась вдруг беда, Но только так не сделает Никто и никогда! И люди не откажутся От нужного труда: Учитель обязательно Придёт наутро в класс, А пекари старательно Хлеб испекут для вас. Любое дело выполнят, Что им не поручи, Портные и сапожники, Шофёры и врачи. Мы все семьёю дружною В одной стране живём. И каждый честно трудится На месте на своём. Л.Куклин |
Учитель: Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чём заставляет задуматься?
XI Составление синквейна
1. Профессии
2. Важные и нужные.
3. Лечат, учат, создают.
4. Все профессии важны и нужны.
5. Труд. (Необходимость)
XII. Домашнее задание
с. 66 Профессии родителей.
Стихи, загадки о профессиях.