Люди всегда высоко ценили гармонию силы, интеллекта, духовно–нравственных качеств. Об этом свидетельствуют высказывания известных людей: “Надо стремиться, чтобы дух был здоровым в теле здоровом”, (Д.Ювенал); “Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа”, (В.Гюго).
Обладание высоким уровнем здоровья является одним из основных прав человека, независимо от национальной принадлежности и социального положения. Многие тысячелетия человек отстаивает право на жизнь, опираясь не только на разум, но и на физическую силу и выносливость. Развивая физические навыки средствами физической культуры, он тем самым обеспечивает себе одно из благ – долголетие.
В Ягринской гимназии физическая культура является одним из основных компонентов образовательного и воспитательного процесса. Педагогический коллектив гимназии через урочные и внеурочные формы физкультурно–оздоровительной деятельности воспитывает у детей потребность к здоровому образу жизни, интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, которые влияют на здоровье человека.
Коллектив учителей физической культуры обладает не только чётко организованной системой уроков, но и внеурочными формами физкультурно- оздоровительной направленности. Секции, соревнования, товарищеские встречи, показательные выступления, дни здоровья, спортивные праздники несут детям эмоциональный настрой, являются гармоничным средством общения, способствуют развитию физических качеств и практическому применению навыков и умений, способствуют сплочению коллектива, воспитывают морально-волевые качества у учащихся.
Некоторые формы физкультурно-оздоровительной направленности являются среди ягринских гимназистов очень популярными, массовыми и традиционными.
Хотим поделиться опытом проведения самого массового традиционного и любимого детьми спортивного праздника – Дня здоровья.
На первом заседании педагогического совета ежегодно принимается решение (утверждается директором гимназии) о проведении Дня здоровья с выходом на природу всех гимназистов и всего педагогического коллектива. Учителя физкультуры заблаговременно информируют всех участников о проведении Дня здоровья, вывешивая в фойе объявление с указанием даты, программы и места проведения мероприятия.
Начальная школа проводит общий сбор во дворе гимназии и идёт в поход на 1-2 часа. В программе – подвижные игры на местности. Родители оказывают посильную помощь в доставке необходимого инвентаря и проведении праздника.
5-6-е классы организованно выходят в сосновый бор на берегу Белого моря, участвуют в кроссе на дистанции 500 метров и организованно играют в подвижные игры под руководством учителя физкультуры и классных руководителей. Находясь в заповедной зоне, костры не разжигают. Мероприятие длится 3-3,5 часа.
7-8-е классы удаляются от школы на 2-3 км в лесополосу. Главными событиями будут: участие в спортивно-туристической эстафете и фестиваль песен у костра.
9-11-е классы уходят от школы на 3-4 км, где разрешается разведение костров. В спортивно–туристическую эстафету включены задания военно-прикладной направленности. Финалом будет являться сбор у общего большого костра и песни под гитары.
Учителя физической культуры и учитель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) – основные организаторы спортивно-туристической эстафеты, как центрального события данного мероприятия. Учителя-предметники, не имеющие классного руководства, и медицинский работник школы являются старшими судьями на этапах, отвечают за соблюдение мер безопасности, обобщают данные и заполняют сводный протокол результатов соревнований.
Класс | Время старта | Штрафное время | Время прохож-дения эстафеты | Общее штрафное время | Общее чистое время | Место | ||
1 этап Кросс |
2 этап Прыжки в мешке |
И т. д. | ||||||
9А | 11-30 | |||||||
9Б | 11-40 | |||||||
10А | 11-50 | |||||||
10Б и т.д. |
12-00 |
На совещании классных руководителей учителя физкультуры заблаговременно информируют о содержании заданий на этапах эстафеты, составе команд, форме участников, знакомят с расписанием проведения мероприятия от начала до завершения. Возможны небольшие отклонения по времени прохождения отдельных этапов, поэтому заранее оговариваются звуковые сигналы к общему сбору, к старту эстафеты и т. д.
Капитанам команд заблаговременно демонстрируем как правильно преодолевать препятствия, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим, разводить костёр, оформить место бивуака, убрать за собой мусор. Выдаём капитанам памятку с расписанием и содержанием заданий на этапах.
Классные руководители выполняют функции:
- Контролируют подготовку команды к участию в эстафете (в состав команды включаются дети, не имеющие существенных отклонений в состоянии здоровья).
- Дают задание активу класса подготовиться к участию в фестивале песни у костра.
- Назначают ответственных за разведение костра, приготовление пищи.
- Выбирают фотокорреспондентов.
- Проверяют перед выходом оборудование и снаряжение участников, которое должно соответствовать погодным условиям.
- Организуют выход детей на природу.
Так как мы живём в местности, отнесённой к районам Крайнего севера, а наша школа находится на берегу Белого моря, то погодные условия бывают непредсказуемыми: солнце, ветер и дождь в сентябре могут сменяться внезапно несколько раз в течение дня. Поэтому большое внимание уделяют классные руководители наличию у детей одежды: головной убор, куртка, накидка от дождя, запасные тёплые и сухие носки, непромокаемая обувь. Палатка или тент, позволяющий укрыться от дождя, аптечка должны быть у каждого класса. Минимальный набор продуктов, миска, ложка, кружка являются обязательными для каждого участника турслёта.
Классный руководитель знакомит детей с правилами техники безопасности во время передвижения и участия в эстафете, а также со сводом законов туриста:
1. Не разводите костров на сухой траве.
2. Не рубите деревья.
3. Не рвите цветы, не мните траву.
4. Не разрушайте муравейники.
5. В костре сжигайте только сушняк.
6. Не оставляйте после себя мусор, все полиэтиленовые пакеты и бутылки уносите с собой.
7. Не готовьте пищу из незнакомых грибов, не ешьте незнакомых ягод.
8. Тщательно погасите костёр.
9. При любом недомогании поставьте в известность классного руководителя.
10. Не уходите без разрешения классного руководителя в неизвестном направлении.
11. Храните мир живой природы!
Итак, первыми в школу приходят учителя – предметники, являющиеся судьями на этапах спортивно – туристической эстафеты. Они отвечают за инвентарь и оборудование, за его доставку к месту игры и обратно в школу, за подготовку трассы (установка оборудования, обозначение этапов), за подготовку протокола для выставления штрафного времени в случае неправильного выполнения задания. Судейская бригада, возглавляемая учителями физкультуры и учителем ОБЖ отправляются к месту игры на час раньше общего сбора.
Заместители директора по учебно – воспитательной работе (УВР) являются руководителями мероприятия, организуют сбор учащихся во главе с классными руководителями и родителями во дворе гимназии:
9-30 – построение учащихся 9-11-х классов
10-00 - построение учащихся 7-8-х классов
10-30 - построение учащихся 5-6-х классов
10-40 – сбор и построение начальной школы.
Руководители объясняют маршрут, особенности и порядок движения колонны, назначают старших, а также идущих в начале и в конце колонны с красными флажками. За нарушения, допущенные при движении, начисляется штрафное время, которое
заносится в сводный протокол спортивно – туристической эстафеты (за каждую ошибку 10-15 секунд).
По прибытию на место проведения игр, организаторы официально указывают место общего сбора у приготовленного судейской бригадой большого костра и дают время на подготовку бивуаков, расположенных не далее 100 метров от места общего сбора.
Описание игры
В указанное в расписании время все отряды прибывают на построение. Капитаны команд рапортуют главному судье о готовности классов к участию в эстафете. Главный судья рапортует заместителю директора по УВР о готовности гимназистов к участию в спортивно-туристической эстафете. Поднимается флаг, проводится жеребьёвка, определяющая время и порядок старта каждой команды. Главный судья на дистанции знакомит капитанов на местности с заданиями по этапам. Капитан, в свою очередь, вырабатывает тактику и знакомит команду с порядком выступления на этапах.
Зачётное время приносит классу команда из 6 мальчиков и 4 девочек, имеющих одинаковую спортивную форму. Остальные учащиеся класса могут пройти вслед за ними вне зачёта все испытания или по выбору, не мешая стартующей следом команде.
Старт общий для всей команды (10 человек). Вторая команда стартует после финиша первой команды и т. д. Финишное время фиксируется по последнему члену команды.
Старт и финиш находятся в одном месте. Здесь же устанавливается щит, на который заносится сводный протокол, куда сразу же после финиша вписывается время прохождения дистанции. После финиша последней команды судьи приносят сведения о выполнении заданий, вносят в сводный протокол штрафное время, суммируют со временем прохождения всей дистанции, затем выявляют победителей, с учётом штрафного времени перехода от школы к месту игры.
Победителем будет являться команда, прошедшая все этапы за наименьшее время.
Пока судьи ведут сбор информации и подсчёт результатов, объявляется общий сбор. Проводится фестиваль туристических песен у костра (смотри фото 9).
Фото 9. Фестиваль песен у костра.
Затем проводится награждение участников и победителей спортивно – туристической эстафеты грамотами. Отмечается оригинальное оформление бивуаков призами (смотри фото 10).
Фото 10. Награждение участников и победителей эстафеты.
После спуска флага объявляется уборка мест отдыха и организованный переход к школе. Назначается дата оформления фоторепортажей от каждого класса, заметок в школьную газету “Гимназия у моря”.
Содержание заданий на этапах для 9-11 классов
1 этап. Бег по пересечённой местности 100 метров (смотри фото 1).
Команда выстраивается на старте. По сигналу все одновременно стартуют. Можно бежать колонной или группой. Запрещается толкаться. За несоблюдение правил техники безопасности (дистанция 1-2 шага) штрафное время – 10 секунд.
Фото 1. На старте выпускной класс и главный судья спортивно – туристической эстафеты Шестакова Н.П.
2 этап. Прыжки в мешке на расстояние 30 метров (смотри фото 2). Один участник влезает в мешок и прыгает или бежит в нём до отметки. Команда следует за ним, помогает выбраться из мешка и все бегут к следующему заданию. Запрещается лидирование. За лидирование штраф 10 секунд за каждого нарушителя.
Фото 2. Второй этап. Прыжки в мешке.
3 этап. Ползание под препятствием 10-15 метров (смотри фото 3 и 4).
Над землёй натянута сетка на высоте 40-50 см. Все по очереди должны проползти под ней, не касаясь её частями тела. За каждое касание штраф 10 секунд. Лидирование запрещено. Выполнившие задание ждут отстающего члена команды, затем бегут дальше.
Фото 3. третий этап. Ползание под препятствием.
В случае дождливой погоды команда пролезает через три обруча, подвешенные над землёй на высоте 50 см в двух метрах друг от друга. Лидирование запрещено. Обруча касается только один участник, в противном случае – штраф 10 секунд.
Фото 4. Пролезть сквозь кольцо.
4 этап. Ходьба “по кочкам”.
“Кочки” расположены так, чтобы участники, проходя по ним, были вынуждены менять длину шагов и толчковую ногу. Высота “кочек” (деревянных заготовок) 5-10 см и диаметром 20-30 см. Все участники друг за другом следуют по ним. Касание земли, пропуск “кочки” - штраф 10 секунд за каждое нарушение. Лидирование запрещено.
5 этап. Переправа по верёвкам (смотри фото 5).
Между тремя деревьями натянуты параллельно друг другу верёвки. По нижней, на высоте 50-60 см, участники двигаются приставным шагом, а за верхнюю держатся руками. Как только один участник прошёл расстояние до другого дерева и начал движение к третьему дереву, начинает движение третий участник и т. д. Если на одном участке от первого дерева до второго или от второго до третьего находятся 2 человека – штраф 10 секунд. Страховку осуществляют капитан команды и два судьи на этапе. Команда движется к следующему этапу после завершения задания последним участником.
Фото 5. Переправа по верёвкам.
6 этап. “Маятник” (смотри фото 6).
Верёвка закреплена на ветке дерева. На конце верёвки деревянные перекладины или другие приспособления, за которые можно хорошо ухватиться руками. Участник, взявшись за перекладину, перелетает над “опасной зоной” (барьер высотой 50 см) с приземлением на ноги в определённую зону (на земле лежит яркий обруч), направляет следующему участнику, который ловит её и выполняет задание. Ошибкой считается приземление вне обруча, касание ногами барьера. За каждую ошибку штраф 4 секунды.
Фото 6. Маятник.
7 этап. Стрельба из пневматической винтовки из положения “лёжа” или “упор с колена” (смотри фото 7).
Участвуют 2 человека от команды, выполняют по 4 выстрела в две мишени с расстояния 6 метров. Каждый промах – 20 секунд штрафа. Лидирование запрещено. Вся команда ждёт участников и только с разрешения судьи следует дальше.
Фото 7. Стрельба из винтовки по мишеням.
8 этап. Преодоление водной преграды (канавы) по бревну (смотри фото 8).
Участвует вся команда, поочерёдно. Спрыгивание с бревна в канаву – штраф 10 секунд.
В случае мокрой погоды, все перепрыгивают канаву с помощью шеста. Участник ставит один конец шеста в канаву и, опираясь двумя руками за другой конец, отталкивается ногами и перелетает на другой край канавы, после чего аккуратно отправляет шест следующему участнику. Все поочерёдно. Приземление в канаву – штраф 4 секунды.
Фото 8. Преодоление водной преграды по бревну.
9 этап. Оказание первой медицинской помощи.
Два участника от каждой команды, один из них – “пострадавший”. По заданию судьи нужно наложить шину на руку или ногу с помощью подручного материала. Неправильное наложение шины – штраф 10 секунд.
10 этап. Переноска раненого, с наложенной шиной, до финиша (30 метров).
Оборудование для переноски “пострадавшего”: 2 жерди и 2 штормовки. Штормовки застегнуть, вдеть через вывернутые вовнутрь рукава штормовок жерди. Уложить “раненого” и перенести головой вперёд до финиша. Участвует любое количество членов команды. Ошибки: падение носильщиков, падение “пострадавшего” с носилок, неправильное его положение – штраф 10 секунд.
Примечания к прохождению данной эстафеты:
Главный судья дистанции имеет право изменять условия выполнения любого задания в зависимости от погоды, не усложняя их. Сообщить об этом он должен на общем построении перед просмотром дистанции капитанами. Конкурс газет не проводится, фоторепортажи классов вывешиваются в фойе на неделю, затем помещаются в классных уголках.
Как правило, дети с удовольствием принимают участие в фоторепортажах, делятся своими впечатлениями через школьную газету “Гимназия у моря”. Этот день остаётся в их памяти на долгие годы, дарит им положительные эмоции, переживания, сплачивает коллектив.