Урок экономики во 2-м классе по теме "Зачем нужны деньги"

Разделы: Начальная школа


Экономика – друг надежный твой.
Не покинет тебя и не забудет.
Ты запомни ее закон простой,
И тогда с тобою все в порядке будет.

Актуальность проекта

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект урока экономики во 2-м классе по теме: “Зачем нужны деньги”. Этот вопрос рассматривается на 2 часе раздела: “Деньги не голова – наживное дело”. Данный урок должен выполнить задачи знакомства с новым материалом.

Можно выделить несколько причин актуальности данного проекта.

Экономика – это одна из основных общественных дисциплин, в которой в концентрированном виде ставятся и решаются вопросы социального устройства, хозяйствования, механизмов и главных рычагов существования, взаимодействия и развития человеческого общества. И чем раньше состоится встреча с ней ребенка, тем активнее пойдет процесс его общего развития. Одно из основных направлений курса – осмысление детьми жизненных ситуаций. Опираясь на жизненный опыт детей, на данном уроке раскрывается значение денег в современном мире.

Древнегреческий философ Софокл говорил о деньгах так: “Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают мысли людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека…”. Поэтому одной из задач учителя является показать ученикам, что деньги должны играть созидательную роль, а не разрушительную.

Цели педагогические (обучения, воспитания, развития учащихся):

  • знакомство с функциями денег;
  • закрепление ранее изученных экономических понятий и введение нового понятия “благотворительность”;
  • формирование надпредметного умения обобщать путем сравнения, постановка и решение проблем, умения рассуждать и делать выводы;
  • развитие умения вступать в диалог, оперировать экономическими понятиями, отстаивать свое мнение;
  • развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации;
  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать, помогать ближнему.

Цели профессионального и личностного саморазвития учителя:

Моя профессиональная цель состоит в улучшении и усовершенствовании планирования по данному спецкурсу; оттачивание средств и приемов проведения уроков; умение срежессировать межученический диалог, который будет способствовать более глубокому и осознанному усвоению нового материала. Надеюсь, что ваши продуктивные замечания и объективные советы помогут моему дальнейшему самосовершенствованию.

Оборудование: экономические понятия для информационного поля (благотворительность, торговля, продавец, покупатель, обмен, деньги, товар, ресурс, производитель, семья, предприятия, бартер, налоги); наглядный дидактический материал (игра “Магазин”: товары и их цены); воздушный шар; деньги - тэши; конверты-задачи; декорации для инсценировок; функции денег.

Оформление доски:

а) лицевая сторона доски:

б) обратная сторона доски:

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний.
  2. Ученики заходят в класс и видят на доске различные товары с ценниками.

    Учитель:

    Загляните в магазин,
    Он богат товарами.
    Полюбуйтесь, выбирайте
    И скорее покупайте.

    Дети подходят и рассматривают товары.

    Учитель: Какой из товаров вас заинтересовал? Почему?

    Ученики называют товар и аргументируют свой выбор.

    Учитель: Я предлагаю вам приобрести понравившийся товар.

    Ученики пытаются приобрести товар и осознают, что им нечего дать взамен товара: У нас нет денег.

    Учитель: Ребята, вот сегодня мы и постараемся решить проблему: Зачем нужны деньги. (Учитель вывешивает тему урока на доску.)

    Ученики садятся за парту.

    Учитель: Что же делать? Вы хотите купить товар, я хочу вам его продать. Где взять деньги?

    Ученики выдвигают свои предположения: заработать, занять, попросить.

    Учитель: Ребята, вы обратили внимание, какие деньги вам нужны?

    Ученики: Тэши.

    Учитель: Ребята, а мы сможем такие деньги заработать, занять, попросить? Почему?

    Ученики: Таких денег нет в нашей стране.

    Учитель: Мы с вами на уроках чтения путешествуем по сказкам. А вдруг и с нами произойдет волшебство? Давайте закроем глаза и загадаем все вместе одно желание. Какое?

    Ученики: Пусть появятся деньги – тэши.

    Учитель: Чтобы наше желание исполнилось, чтобы действительно совершилось чудо, нам нужно честно закрыть глаза, прикрыть их ладонями и повторить желание 3 раза.

    Пока дети загадывают желание с закрытыми глазами, из-за шкафа появляется большой воздушный шар с деньгами внутри.

    Учитель: Ребята, что это?

    Ученики открывают глаза и удивляются.

    Учитель: Часто ли в жизни деньги появляются при помощи чуда или волшебства?

    Ученики: Нет, никогда.

    Учитель: Где люди берут настоящие деньги для жизни?

    Ученики: Зарабатывают.

    Учитель: Раз деньги наши необычные, то и необычен способ их появления. Как же нам их достать?

    Ученики: Лопнуть шар.

    Учитель иголкой протыкает шар. Деньги разлетаются по классу. Ученики собирают деньги, садятся на свои места.

    Учитель: Можете ли вы сейчас пойти в наш магазин и купить товар?

    Ученики: Можем! Нет, не можем.

    Учитель: Почему не все могут совершить покупку?

    Ученики: Деньги есть не у всех детей.

    Учитель: Как нам поступить в данном случае?

    Ученики: Еще раз загадать желание. Поделиться деньгами со всеми.

    Учитель: Отличный выход из создавшегося положения - поделиться деньгами со своими одноклассниками. Поделитесь так, чтобы у каждого было по 2 купюры.

    Ученики делятся купюрами со своими одноклассниками.

    Учитель: А знаете ли вы, как в экономике называется то, что вы сейчас делали?

    Ученики: Нет.

    Учитель: Благотворительность – бесплатная материальная и денежная помощь, содействие оказываемые нуждающимся людям, детям, детским домам, инвалидам, престарелым людям, организациям культуры, образования, здравоохранения. Помощь в виде благотворительности оказывают люди, организации, заботящиеся о других по зову души, из сострадания, желания поделиться богатством с теми, кто беден, у кого нет средств. (Учитель вывешивает термин на доску.)

    Учитель: Раз мы начали говорить об экономических понятиях, найдите на информационном поле те слова, которые можно объединить в одну группу и их темой является “Магазин”.

    Ученик называет понятие, снимает его с информационного поля, вывешивает его на доску. ( На доске появляются термины: торговля, продавец, покупатель, обмен, товар, деньги.)

  3. “Открытие” нового.
  1. Работа с экономическими понятиями.
  2. Учитель: Объясните понятие “торговля”.

    Ученики: Торговля - отрасль экономики, осуществляющая обмен товаров путем купли-продажи.

    Учитель: А кто скажет, что такое товар?

    Ученики: Товар - любой продукт, предназначенный для продажи или обмена, предмет купли и продажи.

    Учитель: Расскажите, что происходит между продавцом и покупателем.

    Ученики: Между продавцом и покупателем происходит обмен денег на товар.

    Учитель: Что такое деньги?

    Ученики: Деньги - это особый товар, полезность которого заключается в способности обмениваться на любой товар (или все то, что обычно принимается в обмен на товары и услуги).

    Учитель: Какими деньгами мы пользуемся?

    Ученики: Рублями. Купюры или банкноты – кусочки бумаги с нарисованными на ней картинками. Монеты – металлические кружочки.

    Учитель: Наши деньги – тэши, это тоже кусочки бумаги и ими пользоваться можно только в нашем магазине. Имеют ли они ценность?

    Ученики: Нет.

    Учитель: А рубли?

    Ученики: Нет. Они приобрели ценность только после того, как все согласились принимать их в качестве средства обмена за товары и услуги.

  3. Постановка проблемы.
  4. Учитель: Зачем тогда нужны деньги?

    Ученики: Чтобы не менять товар на товар. Чтобы покупать то, что мы хотим или то, что нам нужно.

    Учитель: Чтобы более точно ответить на данный вопрос вы поработаете в группах, попробуете сами найти ответ, решив экономические задачи. Затем мы вместе подведем итог и сделаем вывод.

  5. Работа в группах.
  6. Ученики разделены на 6 групп. Раздаются 3 задачи (по 1 задаче на 2 группы), а также вывешиваются на доску. Вместе с задачами выдаются декорации для инсценировок.

    Задача 1: Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов меда и заплатила за это 2 зернышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу – 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:

    -средства накопления;

    -средства обмена на товары или услуги;

    -мера стоимости.)

    Выбранный вариант прикрепите на доску возле своей задачи. Инсценируйте ситуацию. Дайте пояснения.

    Задача 2. Цена телевизора – 1500 тэшей. Цена плеера – 600 тэшей. Какой товар дороже? Почему цены разные? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:

    -средства накопления;

    -средства обмена на товары или услуги;

    -мера стоимости.)

    Выбранный вариант прикрепите на доску возле своей задачи. Дайте пояснения.

    Задача 3. Бобер решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Так же он поступил и после того, как построил Лисе новый курятник. Какую функцию здесь выполняют деньги? (Выберите один из вариантов:

    -средства накопления;

    -средства обмена на товары или услуги;

    -мера стоимости).

    Выбранный вариант прикрепите на доску возле своей задачи. Инсценируйте ситуацию. Дайте пояснения.

  7. Обобщение.

Учитель: Какие функции выполняют деньги в нашей жизни?

Ученики: Деньги выполняют функции средства накопления богатства, средства обмена на товары или услуги, меры стоимости.

Учитель: Все ли можно купить за деньги? Найдите в нашем магазине то, что невозможно купить за деньги. Приведите свои примеры.

Ученики: Небо, море, здоровье, дружба, дождь, уважение людей, ветер и т.д.

III.Итог.

Учитель: Итак, урок подошел к концу. Что нового вы узнали на уроке?

Ученики: Функции денег. Зачем нужны деньги. Деньги бывают разные. И т.д.

Учитель: А понадобятся ли вам эти знания? Где?

 Ученики: Да. В магазине. На рынке. Везде. В жизни. И т. д.

 Учитель: У вас сейчас на руках есть деньги, давайте ими воспользуемся и посетим наш магазин.

Ученики совершают покупки.

Учитель: Посмотрите на функции денег. Встаньте те, у кого деньги сейчас выполняли функцию средства обмена на товар.

Ученики встают.

Учитель: А где вы их можете обменять на услуги?

Ученики: В парикмахерской. В химчистке. И т.д.

Учитель: У кого деньги сейчас выполняли функцию накопления богатства?

Ученики поднимают руки.

Учитель: Мы можем пользоваться этими деньгами у нас в классе. А где деньги являются мерой стоимости, указывают на ценность товара?

Ученики: В магазине на ценниках.

Ученики:

На уроке не скучали:
Ценность денег изучали.
Знаем мы, как их копить,
Чтобы что-нибудь купить.
Будь ты молод или стар,
Знай, что деньги - твой товар.
Все мы вдумчиво считали;
Что дороже узнавали.
Будем мы, чтоб проще жить,
С экономикой дружить.
Учитель: Спасибо за урок.

 См. приложение.

 Анализ открытого урока экономики во 2 классе по теме:

“Зачем нужны деньги”.

Вашему вниманию предлагается анализ урока экономики во 2 классе по теме: “Зачем нужны деньги”. Этот вопрос рассматривается на 2 часе раздела: “Деньги не голова – наживное дело”. Данный урок должен выполнить задачи знакомства с новым материалом.

Исходя из темы и структуры урока, была поставлена основная задача: раскрыть значение денег в современном мире. Достижение данной цели поможет учащимся более осмысленно осознать последующие темы в данном курсе, определить свое отношение к деньгам в семье, расширить жизненный опыт обращения с деньгами и т.д. Опираясь на основную задачу я поставила такие педагогические цели:

знакомство с функциями денег;

закрепление ранее изученных экономических понятий и введение нового понятия “благотворительность”;

формирование надпредметного умения обобщать путем сравнения, постановка и решение проблем, умения рассуждать и делать выводы;

развитие умения вступать в диалог, оперировать экономическими понятиями, отстаивать свое мнение;

развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации;

воспитание умения сочувствовать, сопереживать, помогать ближнему.

Для достижения поставленных целей на уроке используется оптимальное сочетание различных форм работы:

Фронтальная (при повторении ранее изученных понятий). Она позволяет опросить большее количество детей, развивает слуховую память, учит высказываться, слушать;

Групповая (при разрешении проблемной ситуации). Она активизирует познавательную деятельность каждого;

Индивидуальная (при проведении рефлексии).

Все этапы урока взаимосвязаны между собой, и каждый последующий этап вытекает из предыдущего. Освоение нового опирается на изученный материал. Каждое задание предполагает наличие специальных знаний и умений, каждый этап достигает своих целей (первый этап – заинтриговать, настроить на урок, вспомнить ранее изученные понятия; второй – через постановку проблемы и нахождение путей ее разрешения усвоить новое; на третьем этапе происходит обобщение и закрепление полученных знаний; последний этап - рефлексия).

Для активизации деятельности на протяжении всего урока поддерживается интерес учащихся яркой наглядностью, неожиданной импровизацией учителя, игровыми моментами, созданием проблемных ситуаций, сменой видов деятельности, многократным обращением к теме урока.

Усвоение нового материала происходит через постановку проблемы и доказательного решения экономических задач. Дети, опираясь на ранее полученные знания и используя их в новой ситуации, самостоятельно формулируют функции денег.

Структура урока строится на таких принципах:

Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение специальных методических приемов, таких как: создание проблемных ситуаций и пути их решения, использование нетрадиционных форм.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания (на уроке задействованы все каналы: визуальный, аудиальный, кинестетический).

Принцип систематичности и последовательности проявляется при переходе к освоению нового через опору на ранее изученный материал и позволяет приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Принцип повторения реализуется через многократное повторение тех знаний, которые нужно усвоить на данном уроке.

Принцип доступности и индивидуализации осуществляется с опорой на физиологические, возрастные и личностные особенности учащихся.

Принцип непрерывности реализуется через восприятие урока, как целостного процесса. На уроке системно чередуются нагрузки и отдых, двигательная активность и неподвижность детей.

Принцип активного обучения осуществляется при использовании активных форм и методов обучения (групповая работа, ученики – активные участники обучающего процесса).

Принцип связи теории с практикой подразумевает применение полученных знаний при решении различных жизненных ситуаций.

Таким образом, считаю, что мой урок – это здоровый целостный организм. Цели урока были достигнуты. Урок носил дружелюбный характер. Творческая атмосфера урока поддерживалась различными методами и способами, строились диалоги “учитель-ученик” и “ученик-ученик”, мною использовались различные невербальные средства общения. В результате: все учащиеся усвоили стандартный минимум фактических сведений; на уроке шло формирование надпредметных умений обобщать путем сравнения, ставить и решать проблемы, оперировать понятиями, развивались умения рассуждать и делать выводы.