Экономика – друг надежный твой.
Не покинет тебя и не забудет.
Ты запомни ее закон простой,
И тогда с тобою все в порядке будет.
Актуальность проекта
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект урока экономики во 2-м классе по теме: “Зачем нужны деньги”. Этот вопрос рассматривается на 2 часе раздела: “Деньги не голова – наживное дело”. Данный урок должен выполнить задачи знакомства с новым материалом.
Можно выделить несколько причин актуальности данного проекта.
Экономика – это одна из основных общественных дисциплин, в которой в концентрированном виде ставятся и решаются вопросы социального устройства, хозяйствования, механизмов и главных рычагов существования, взаимодействия и развития человеческого общества. И чем раньше состоится встреча с ней ребенка, тем активнее пойдет процесс его общего развития. Одно из основных направлений курса – осмысление детьми жизненных ситуаций. Опираясь на жизненный опыт детей, на данном уроке раскрывается значение денег в современном мире.
Древнегреческий философ Софокл говорил о деньгах так: “Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают мысли людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека…”. Поэтому одной из задач учителя является показать ученикам, что деньги должны играть созидательную роль, а не разрушительную.
Цели педагогические
(обучения, воспитания, развития учащихся):- знакомство с функциями денег;
- закрепление ранее изученных экономических понятий и введение нового понятия “благотворительность”;
- формирование надпредметного умения обобщать путем сравнения, постановка и решение проблем, умения рассуждать и делать выводы;
- развитие умения вступать в диалог, оперировать экономическими понятиями, отстаивать свое мнение;
- развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации;
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать, помогать ближнему.
Цели профессионального и личностного саморазвития учителя:
Моя профессиональная цель состоит в улучшении и усовершенствовании планирования по данному спецкурсу; оттачивание средств и приемов проведения уроков; умение срежессировать межученический диалог, который будет способствовать более глубокому и осознанному усвоению нового материала. Надеюсь, что ваши продуктивные замечания и объективные советы помогут моему дальнейшему самосовершенствованию.
Оборудование:
экономические понятия для информационного поля (благотворительность, торговля, продавец, покупатель, обмен, деньги, товар, ресурс, производитель, семья, предприятия, бартер, налоги); наглядный дидактический материал (игра “Магазин”: товары и их цены); воздушный шар; деньги - тэши; конверты-задачи; декорации для инсценировок; функции денег.Оформление доски:
а) лицевая сторона доски:
б) обратная сторона доски:
Ход урока
- Актуализация опорных знаний.
- “Открытие” нового.
Ученики заходят в класс и видят на доске различные товары с ценниками.
Учитель:
Загляните в магазин,
Он богат товарами.
Полюбуйтесь, выбирайте
И скорее покупайте.
Дети подходят и рассматривают товары.
Учитель: Какой из товаров вас заинтересовал? Почему?
Ученики называют товар и аргументируют свой выбор.
Учитель: Я предлагаю вам приобрести понравившийся товар.
Ученики пытаются приобрести товар и осознают, что им нечего дать взамен товара: У нас нет денег.
Учитель: Ребята, вот сегодня мы и постараемся решить проблему: Зачем нужны деньги. (Учитель вывешивает тему урока на доску.)
Ученики садятся за парту.
Учитель: Что же делать? Вы хотите купить товар, я хочу вам его продать. Где взять деньги?
Ученики выдвигают свои предположения: заработать, занять, попросить.
Учитель: Ребята, вы обратили внимание, какие деньги вам нужны?
Ученики: Тэши.
Учитель: Ребята, а мы сможем такие деньги заработать, занять, попросить? Почему?
Ученики: Таких денег нет в нашей стране.
Учитель: Мы с вами на уроках чтения путешествуем по сказкам. А вдруг и с нами произойдет волшебство? Давайте закроем глаза и загадаем все вместе одно желание. Какое?
Ученики: Пусть появятся деньги – тэши.
Учитель: Чтобы наше желание исполнилось, чтобы действительно совершилось чудо, нам нужно честно закрыть глаза, прикрыть их ладонями и повторить желание 3 раза.
Пока дети загадывают желание с закрытыми глазами, из-за шкафа появляется большой воздушный шар с деньгами внутри.
Учитель: Ребята, что это?
Ученики открывают глаза и удивляются.
Учитель: Часто ли в жизни деньги появляются при помощи чуда или волшебства?
Ученики: Нет, никогда.
Учитель: Где люди берут настоящие деньги для жизни?
Ученики: Зарабатывают.
Учитель: Раз деньги наши необычные, то и необычен способ их появления. Как же нам их достать?
Ученики: Лопнуть шар.
Учитель иголкой протыкает шар. Деньги разлетаются по классу. Ученики собирают деньги, садятся на свои места.
Учитель: Можете ли вы сейчас пойти в наш магазин и купить товар?
Ученики: Можем! Нет, не можем.
Учитель: Почему не все могут совершить покупку?
Ученики: Деньги есть не у всех детей.
Учитель: Как нам поступить в данном случае?
Ученики: Еще раз загадать желание. Поделиться деньгами со всеми.
Учитель: Отличный выход из создавшегося положения - поделиться деньгами со своими одноклассниками. Поделитесь так, чтобы у каждого было по 2 купюры.
Ученики делятся купюрами со своими одноклассниками.
Учитель: А знаете ли вы, как в экономике называется то, что вы сейчас делали?
Ученики: Нет.
Учитель: Благотворительность – бесплатная материальная и денежная помощь, содействие оказываемые нуждающимся людям, детям, детским домам, инвалидам, престарелым людям, организациям культуры, образования, здравоохранения. Помощь в виде благотворительности оказывают люди, организации, заботящиеся о других по зову души, из сострадания, желания поделиться богатством с теми, кто беден, у кого нет средств. (Учитель вывешивает термин на доску.)
Учитель: Раз мы начали говорить об экономических понятиях, найдите на информационном поле те слова, которые можно объединить в одну группу и их темой является “Магазин”.
Ученик называет понятие, снимает его с информационного поля, вывешивает его на доску. ( На доске появляются термины: торговля, продавец, покупатель, обмен, товар, деньги.)
- Работа с экономическими понятиями.
- Постановка проблемы.
- Работа в группах.
- Обобщение.
Учитель: Объясните понятие “торговля”.
Ученики: Торговля - отрасль экономики, осуществляющая обмен товаров путем купли-продажи.
Учитель: А кто скажет, что такое товар?
Ученики: Товар - любой продукт, предназначенный для продажи или обмена, предмет купли и продажи.
Учитель: Расскажите, что происходит между продавцом и покупателем.
Ученики: Между продавцом и покупателем происходит обмен денег на товар.
Учитель: Что такое деньги?
Ученики: Деньги - это особый товар, полезность которого заключается в способности обмениваться на любой товар (или все то, что обычно принимается в обмен на товары и услуги).
Учитель: Какими деньгами мы пользуемся?
Ученики: Рублями. Купюры или банкноты – кусочки бумаги с нарисованными на ней картинками. Монеты – металлические кружочки.
Учитель: Наши деньги – тэши, это тоже кусочки бумаги и ими пользоваться можно только в нашем магазине. Имеют ли они ценность?
Ученики: Нет.
Учитель: А рубли?
Ученики: Нет. Они приобрели ценность только после того, как все согласились принимать их в качестве средства обмена за товары и услуги.
Учитель: Зачем тогда нужны деньги?
Ученики: Чтобы не менять товар на товар. Чтобы покупать то, что мы хотим или то, что нам нужно.
Учитель: Чтобы более точно ответить на данный вопрос вы поработаете в группах, попробуете сами найти ответ, решив экономические задачи. Затем мы вместе подведем итог и сделаем вывод.
Ученики разделены на 6 групп. Раздаются 3 задачи (по 1 задаче на 2 группы), а также вывешиваются на доску. Вместе с задачами выдаются декорации для инсценировок.
Задача 1:
Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов меда и заплатила за это 2 зернышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу – 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:-средства накопления;
-средства обмена на товары или услуги;
-мера стоимости.)
Выбранный вариант прикрепите на доску возле своей задачи. Инсценируйте ситуацию. Дайте пояснения.
Задача 2.
Цена телевизора – 1500 тэшей. Цена плеера – 600 тэшей. Какой товар дороже? Почему цены разные? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:-средства накопления;
-средства обмена на товары или услуги;
-мера стоимости.)
Выбранный вариант прикрепите на доску возле своей задачи. Дайте пояснения.
Задача 3.
Бобер решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Так же он поступил и после того, как построил Лисе новый курятник. Какую функцию здесь выполняют деньги? (Выберите один из вариантов:-средства накопления;
-средства обмена на товары или услуги;
-мера стоимости).
Выбранный вариант прикрепите на доску возле своей задачи. Инсценируйте ситуацию. Дайте пояснения.
Учитель: Какие функции выполняют деньги в нашей жизни?
Ученики: Деньги выполняют функции средства накопления богатства, средства обмена на товары или услуги, меры стоимости.
Учитель: Все ли можно купить за деньги? Найдите в нашем магазине то, что невозможно купить за деньги. Приведите свои примеры.
Ученики: Небо, море, здоровье, дружба, дождь, уважение людей, ветер и т.д.
III.Итог.
Учитель: Итак, урок подошел к концу. Что нового вы узнали на уроке?
Ученики: Функции денег. Зачем нужны деньги. Деньги бывают разные. И т.д.
Учитель: А понадобятся ли вам эти знания? Где?
Ученики: Да. В магазине. На рынке. Везде. В жизни. И т. д.
Учитель: У вас сейчас на руках есть деньги, давайте ими воспользуемся и посетим наш магазин.
Ученики совершают покупки.
Учитель: Посмотрите на функции денег. Встаньте те, у кого деньги сейчас выполняли функцию средства обмена на товар.
Ученики встают.
Учитель: А где вы их можете обменять на услуги?
Ученики: В парикмахерской. В химчистке. И т.д.
Учитель: У кого деньги сейчас выполняли функцию накопления богатства?
Ученики поднимают руки.
Учитель: Мы можем пользоваться этими деньгами у нас в классе. А где деньги являются мерой стоимости, указывают на ценность товара?
Ученики: В магазине на ценниках.
Ученики:
На уроке не скучали:
Ценность денег изучали.
Знаем мы, как их копить,
Чтобы что-нибудь купить.
Будь ты молод или стар,
Знай, что деньги - твой товар.
Все мы вдумчиво считали;
Что дороже узнавали.
Будем мы, чтоб проще жить,
С экономикой дружить.
Учитель: Спасибо за урок.
Анализ открытого урока экономики во 2 классе по теме:
“Зачем нужны деньги”.
Вашему вниманию предлагается анализ урока экономики во 2 классе по теме: “Зачем нужны деньги”. Этот вопрос рассматривается на 2 часе раздела: “Деньги не голова – наживное дело”. Данный урок должен выполнить задачи знакомства с новым материалом.
Исходя из темы и структуры урока, была поставлена основная задача: раскрыть значение денег в современном мире. Достижение данной цели поможет учащимся более осмысленно осознать последующие темы в данном курсе, определить свое отношение к деньгам в семье, расширить жизненный опыт обращения с деньгами и т.д. Опираясь на основную задачу я поставила такие педагогические цели:
знакомство с функциями денег;
закрепление ранее изученных экономических понятий и введение нового понятия “благотворительность”;
формирование надпредметного умения обобщать путем сравнения, постановка и решение проблем, умения рассуждать и делать выводы;
развитие умения вступать в диалог, оперировать экономическими понятиями, отстаивать свое мнение;
развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации;
воспитание умения сочувствовать, сопереживать, помогать ближнему.
Для достижения поставленных целей на уроке используется оптимальное сочетание различных форм работы:
Фронтальная (при повторении ранее изученных понятий). Она позволяет опросить большее количество детей, развивает слуховую память, учит высказываться, слушать;
Групповая (при разрешении проблемной ситуации). Она активизирует познавательную деятельность каждого;
Индивидуальная (при проведении рефлексии).
Все этапы урока взаимосвязаны между собой, и каждый последующий этап вытекает из предыдущего. Освоение нового опирается на изученный материал. Каждое задание предполагает наличие специальных знаний и умений, каждый этап достигает своих целей (первый этап – заинтриговать, настроить на урок, вспомнить ранее изученные понятия; второй – через постановку проблемы и нахождение путей ее разрешения усвоить новое; на третьем этапе происходит обобщение и закрепление полученных знаний; последний этап - рефлексия).
Для активизации деятельности на протяжении всего урока поддерживается интерес учащихся яркой наглядностью, неожиданной импровизацией учителя, игровыми моментами, созданием проблемных ситуаций, сменой видов деятельности, многократным обращением к теме урока.
Усвоение нового материала происходит через постановку проблемы и доказательного решения экономических задач. Дети, опираясь на ранее полученные знания и используя их в новой ситуации, самостоятельно формулируют функции денег.
Структура урока строится на таких принципах:
Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение специальных методических приемов, таких как: создание проблемных ситуаций и пути их решения, использование нетрадиционных форм.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания (на уроке задействованы все каналы: визуальный, аудиальный, кинестетический).
Принцип систематичности и последовательности проявляется при переходе к освоению нового через опору на ранее изученный материал и позволяет приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Принцип повторения реализуется через многократное повторение тех знаний, которые нужно усвоить на данном уроке.
Принцип доступности и индивидуализации осуществляется с опорой на физиологические, возрастные и личностные особенности учащихся.
Принцип непрерывности реализуется через восприятие урока, как целостного процесса. На уроке системно чередуются нагрузки и отдых, двигательная активность и неподвижность детей.
Принцип активного обучения осуществляется при использовании активных форм и методов обучения (групповая работа, ученики – активные участники обучающего процесса).
Принцип связи теории с практикой подразумевает применение полученных знаний при решении различных жизненных ситуаций.
Таким образом, считаю, что мой урок – это здоровый целостный организм. Цели урока были достигнуты. Урок носил дружелюбный характер. Творческая атмосфера урока поддерживалась различными методами и способами, строились диалоги “учитель-ученик” и “ученик-ученик”, мною использовались различные невербальные средства общения. В результате: все учащиеся усвоили стандартный минимум фактических сведений; на уроке шло формирование надпредметных умений обобщать путем сравнения, ставить и решать проблемы, оперировать понятиями, развивались умения рассуждать и делать выводы.