Современное информированное общество, собственно реальный окружающий мир во всем своем многообразии приближается к ребенку. Ученик должен ориентироваться в мире в соответствии с ростом познавательных потребностей. Курс “Этикет. Правила хорошего тона” для 5–7-х классов мы рассматриваем как один из “кирпичиков” фундамента той системы ценностей, которая должна обеспечить гражданскую позицию человека будущего.
Ученики получают представления об общественных связях, о семье как части общества.
Основная задача курса:
– формирование доступной, целостной картины человеческих взаимоотношений, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях;
– объяснение некоторых явлений и закономерностей общения;
– умение истолковывать свой собственный опыт, решать на основе своих знаний проблемные творческие задачи при осмыслении мира.
Важно отметить, что на уроках реализуются принципы деятельностной ориентации: принципы обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, опоры на предшествующее развитие, формирование потребности в творчестве и умений творчества.
Цель урока:
– определить правила и способ знакомства и представления разных людей друг другу,
– формировать умения учащихся оценивать ситуацию знакомства и выбирать необходимые для этого средства, работать над развитием коммуникативных умений.
– воспитывать уважение к старшему поколению.
Подготовка к учебно-познавательной деятельности.
– Урок мы начнем с рассмотрения схемы, которую мы получили, работая по теме “Приветствие”.
– Что нужно сделать, чтобы закончить схему? (Записать критерии справа).
– Пожалуйста, назовите. (“Что, как?”)
– Объясните эту схему.
(При выборе слов приветствия нужно учитывать ситуацию: исходя из того, кому и где мы обращаем слова приветствия, зависит, что мы говорим и как (какими средствами) мы это делаем).
– Какие неречевые средства приветствия знаете? (Помахать рукой, кивнуть головой, поклониться, приложить руку к сердцу).
– Скажите, это схема выбора или оценки слов приветствия? (Выбора).
– Что нужно изменить в схеме, чтобы получить схему оценки слов приветствия? (Изменить направление стрелки).
– Почему?
(Теперь мы слышим слова приветствия и оцениваем их по этим критериям).
2) Вспомните некоторые правила приветствия:
– Кто здоровается первым?
– Когда нужно вставать при приветствии?
– О чем говорят эти правила? (Уважение к женщине, уважение к пожилым людям).
– Какой критерий учитывают эти правила? (Кому обращены слова приветствия).
– Итак, в каждой конкретной ситуации нужно обязательно учитывать, с кем мы разговариваем: мужчина это или женщина, пожилой человек или молодой.
3) А сейчас я предлагаю вам выполнить задание, обозначенное на ваших листочках под № 1. Здесь записаны слова, обозначающие людей разного возраста; мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Поставьте номера к каждому слову, исходя из того, кому отдается предпочтение с точки зрения этикета так, чтобы у нас получилась этикетная лесенка:
бабушка, |
|||||||
дедушка, |
|||||||
мама, |
|||||||
девушка, |
|||||||
папа, |
|||||||
молодой человек, |
|||||||
девочка, |
|||||||
мальчик (на доске). |
4) Теперь именно про мальчиков решим следующую задачу:
Вова знает Диму. Дима знает Олега.
– Кто из них знает двух мальчиков? (Дима).
– Можно ли с уверенностью сказать, что Вова и Олег знают друг друга?
– Что нужно сделать, чтобы Вова и Олег тоже стали знакомыми? (Познакомить их).
– Поднимите руку, кому уже приходилось знакомить своих друзей?
– Кого еще приходилось знакомить?
Вот сегодня нам и предстоит проверить, насколько правильно мы это делали с точки зрения этикета.
– Сформулируйте тему нашего урока. (Я знакомлю разных людей).
Ваша задача: определить правила и способ знакомства и представления разных людей друг другу.
Усвоение нового.
Рассмотрим конкретную ситуацию знакомства, которую покажут нам _____ (2 ученика): Катя пригласила к себе в гости одноклассника Сашу. Дома у нее мама, роль которой сыграю я. Кате нужно познакомить маму и Сашу.
Задание классу: внимательно слушать, составить краткую схему данных ситуаций.
1-й вариант (сценирование):
– Проходи, Саша. Это моя мама, Наталья Ивановна.
(Маме): Мы с Сашей за одной партой сидим.
2-й вариант (сценирование):
– Проходи, Саша. Мама, это Саша, мы с ним сидим за одной партой.
(Саше): – Мою маму Натальей Ивановной зовут.
1-й вариант – кого знакомила Катя? – Кого кому она представляла? |
МАМА |
-> |
САША |
2-й вариант – Кого теперь знакомила Катя? – Кого она представляла в этой ситуации? |
МАМА |
<- |
САША |
– Кому?
– Что общего имеют оба варианта? Что различного?
Какой вариант является правильным?
– Почему?
Чтобы ответить на вопрос, обратимся к этикетной лесенке:
мама выше, она здесь важнее, она старше, она женщина, поэтому представлять мальчика нужно ей.
Запишите 1 правило, которое звучит так:
Младшего представляют старшему.
2) Следующая ситуация, которую мы рассмотрим, в задании № 3: Лена и Слава торопились на съемки телепередачи. По дороге Слава встретил своего товарища Витю, с которым они вместе играют во дворе, поздоровался, приостановился. Что ему нужно сказать, чтобы познакомить Лену и Витю?
а) – Витя, познакомься, это Лена. Мы с ней вместе работаем в “Нордике”.
б) – Лена, познакомься, это Витя, мы с ним живем в одном доме.
– Итак, что должен сказать Слава в этой ситуации, кого кому представить? Подумайте (Лене представить Витю: Лена, познакомься, это мой товарищ Витя).
– Почему? (мальчика представляют девочке) – по этикетной лесенке.
3) Следующая ситуация в задании № 4: Однажды к королю, который очень любил новые и красивые платья, привели двух иностранцев: “Ваше Величество, позвольте представить Вам ткачей. Они уверяют, что могут выткать ткань, какой еще свет не видывал”.
– Кого представлял придворный? (Ткачей).
– Кому? (Королю).
– Поднимите руку, кто считает, что представление должно было быть по-другому. (Представление было правильным).
И вы совершенно верно считаете, потому что король в данной ситуации – начальник. А правило звучит так: начальнику представляют подчиненного.
Итак, сколько нужно знать правил, чтобы ориентироваться в речевой ситуации знакомства? (3).
– Что мы рассматривали, чтобы определить эти правила? (Этикетную лесенку, конкретные ситуации).
4) Теперь нужно составить модель ситуации знакомства.
– Сколько человек, как правило, участвуют в ситуации знакомства? (3).
– Определите, какая модель является правильной?
Выбор:
– Вторая.
– Почему? (Тот, кто знакомит, знает обоих, кого он знакомит).
Задание: определить общий принцип в формулировке правил и найти критерии (вопросительные слова), на которые мы должны ориентироваться в ситуации знакомства.
– Найти место этим словам в нашей модели.
Работаем в группах. Время работы – 2 мин.
Проверка:– Что обозначим в первом (верхнем) элементе модели?
– Справа? – Слева?
Первичная проверка:
– Повторите правила, не глядя в тетрадь, ориентируясь только на модель.
Итак, какие критерии мы учитываем в способе знакомства и представления?
Закрепление.
Проверим действие способа на конкретных ситуациях. Задание № 5: Выбери и запиши по уровням (“королевский”, “наш”, “дружеский”) слова знакомства.
А) – Милый Олень, это и есть Кай, которого я так долго искала. Теперь мы вместе пойдем домой.
Б) – Ваше Величество, теперь я могу говорить. Позвольте представить Вам моих братьев. Это для них я вязала рубашки из крапивы.
В) – Уважаемый сосед, эту девочку зовут Дюймовочка. Она умеет рассказывать красивые сказки и петь песенки.
1. Прочитайте про себя отрывки из сказок под буквами а), б), в).
– Кто автор этих сказочных ситуаций?
2. Каждая ситуация отражает определенный уровень общения:
1-й (какой?) 2-й (какой?)…
1-й ряд: выписать слова знакомства королевского уровня.
2-й ряд: ___________________ нашего уровня.
3-й ряд: ___________________ дружеского уровня.
Проверка: кого кому представляли?
Контроль (выполнение заданий на карточках):
а) Выбери правильное окончание (зачеркнув ненужное), чтобы получилось правило знакомства:
Старш… (ему, его) представляют младш… (ему, его).
Подчинен… (ому, ого) представляют начальник… (у, а).
Девочк… (у, е) представляют мальчик… (у, а).
б) Тебе нужно познакомить разных людей. Покажи стрелочкой (->), кого кому будешь представлять.
Друг (подруга) бабушка.
Друг (подруга) маленькая сестренка.
Кассир директор банка.
Королева придворная дама.
Итог.
– Итак, какие критерии мы учитываем в способе знакомства и представления?
– Вспомните, какие критерии способа приветствия мы использовали сегодня?
– Как получили? Что помогло получить способ? С чего начинали?
– Зачем нам нужно знать способ знакомства и представления?
Домашнее задание: Запиши, что ты будешь говорить, если знакомишь друга (подругу) и бабушку.
Задания для учащихся к уроку по теме: Я знакомлю разных людей.
Задание 1.
Прочитайте слова: девушка, мальчик, мама, дедушка, молодой человек (юноша), бабушка, девочка, папа.
Определите, кому отдается предпочтение с точки зрения этикета. Распределите слова по порядку.
Задание 2.
Ситуация 1.
Через минуту начинается родительское собрание. Ваша мама хотела познакомиться с учительницей. Как вы это организуете? Кого будете представлять?
Ситуация 2.
Случайно в булочной встретились вы, ваша мама и учительница. Вам хочется познакомить маму и учительницу. Как вы это сделаете? Кого кому будете представлять?
Задание 3.
Лена и Слава торопились на съемки телепередачи. По дороге Слава встретил своего товарища Витю, с которым они вместе играют во дворе, поздоровался, приостановился. Что ему нужно сказать, чтобы познакомит Лену и Витю?
а) – Витя, познакомься, это Лена. Мы с ней вместе работаем в “Нордике”.
б) – Лена, познакомься, это Витя, мы с ним живем в одном доме.
Задание 4.
Однажды к королю, который очень любил новые и красивые платья, привели двух иностранцев: “Ваше Величество, позвольте представить Вам ткачей. Они уверяют, что могут выткать ткань, какой еще свет не видывал”.
Задание 5.
Выбери и запиши по уровням (“королевский”, “наш”, “дружеский”) слова для знакомства:
А) – Милый Олень, это и есть Кай, которого я так долго искала. Теперь мы вместе пойдем домой.
Б) – Ваше Величество, теперь я могу говорить. Позвольте представить Вам моих братьев. Это для них я вязала рубашки из крапивы.
В) – Уважаемый сосед, эту девочку зовут Дюймовочка. Она умеет рассказывать красивые сказки и петь песенки.
Карточки для контроля:
Фамилия, имя ______________________________________________ класс __________________________
Задание:
а) Выбери правильное окончание (зачеркнув ненужное), чтобы получилось правило знакомства:
Старш… (ему, его) представляют младш… (ему, его).
Подчинен… (ому, ого) представляют начальник… (у, а).
Девочк… (у, е) представляют мальчик… (у, а).
б) Тебе нужно познакомить разных людей. Покажи стрелочкой (->), кого кому будешь представлять.
Друг (подруга) ----- бабушка.
Друг (подруга) ------ маленькая сестренка.
Кассир --------- директор банка.
Королева -------- придворная дама.
Методическая подготовка урока по теме:
“Я знакомлю разных людей”
Цель:
– определить правила и способ знакомства и представления разных людей друг другу;
– формировать умения учащихся оценивать ситуацию знакомства и выбирать необходимые для этого средства, работать над развитием коммуникативных умений;
– воспитывать уважение к старшему поколению.
Урок формирования новых знаний:
Единица содержания – способ знакомства и представления.
Материал – конкретные ситуации, текстовые задания, записи на доске и в тетради.
Задачи:
– повторение способа выбора и оценки слов приветствия;
– повторение правил приветствия (отвечающие на вопрос кому?);
– составление этикетной лесенки;
– определение способа знакомства и представления разных людей друг другу;
– применение способа на заданных ситуациях;
– рефлексия усвоенности способа.
Подготовка к учебно-познавательной деятельности |
Усвоение нового |
Первичная проверка |
Закрепление |
Итог |
Домашнее |
Контроль |
|
Дидактическая |
Подготовить учащихся к основной деятельности: восстановить способ выбора и оценки слов приветствия; повторить правила приветствия; составить этикетную лесенку | Определить правила, составить модель способа знакомства и представления разных людей друг другу | Установить уровень понимания способа | Применение способа на заданных ситуациях | Провести рефлексию усвоенности способа и учебной деятельности | Закрепить на материале заданной ситуации способ знакомства (на вербальном уровне) | Проверить уровень усвонности способа |
Содержание образования | Способ выбора и оценки слов приветствия | Способ знакомства и представления (на вербальном и невербальном уровне) | Способ знакомства и представления | ||||
Формы работы | Фронтальная | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Фронтальная | Коллективная | Фронтальная | Фронтальная | Индивидуальная работа |
Методы | Репродуктивные частично-поисковые (лесенка, логическая задача) | Частично-поисковые (сравнение заданных ситуаций, построение моделей), преобразование формы изученного: перевод его с вербального языка на невербальный (знаковый) | Репродуктивные и частично-поисковые, преобразование формы изученного | Частично-поисковая | Репродуктивные | Репродуктивные | Частично-поисковые |
Межэтапные связи | Внутренняя логика: Внешняя логика: |
Связь содержания (через
предметный способ). Связь материала (ситуации бытового общения; ситуации по сказкам Г. Х. Андерсена) |