Цели и задачи урока:
- Ввести понятие системы неравенств с двумя переменными.
- Составить алгоритм решения систем неравенств
- Формировать навыки решения систем неравенств
- Развивать «критическое» мышление и интерес к предмету у учащихся в процессе решения проблемных ситуаций и заданий творческого характера.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
На предыдущих уроках мы решали системы уравнений графическим способом. Сегодня мы переходим к изучению новой темы «Системы неравенств с двумя переменными». Но сначала повторим, как вы усвоили материал прошлого урока.
2. Устная работа учащихся с использованием проектора.
Из данных 6 функций выберите те, которые будут изображаться на экране.
Демонстрируются функции (слайд 2 и 3 всего 4 графика).
Даны функции (записаны на доске)
- ¦х¦+¦у¦=2
- у = -х2 -2х+1
- х2-2х+у2++4у-4=0
- (х-1) 2+(у+2)2=9
- ¦у¦=2-¦х¦
- ¦х-0,5¦=1,5
У нас остались еще 2 функции, какие графики они представляют? (выслушиваются ответы учащихся)
3. Переходим к изучению новой темы «Системы неравенств с двумя переменными. (слайд 4).
Запишите в тетрадях число, тему урока.
Как вы думаете, какие цели сегодняшнего урока? Обсуждение с учениками.
Поэтому цели урока (слайд 5).
- Ввести понятие системы неравенств с двумя переменными
- Составить алгоритм решения систем неравенств
- Формировать навыки решения систем неравенств
Итак, системой неравенств с двумя переменными является система вида. ( Записала на доске)
Каков же алгоритм решения систем неравенств? Выслушать учеников
Ученики самостоятельно предлагают алгоритм решения систем неравенств:
- Если одно из неравенств системы представлено в виде у ?f(x), то это неравенство задает на плоскости область, которая лежит не ниже графика. (слайд 6)
- Если одно из неравенств системы представлено в виде у ?f(x),то это неравенство задает на плоскости область, которая лежит не выше графика. (слайд 6)
Если линия f(x;у)- замкнутая, например окружность, или замкнутая ломанная? (слайд 7)
Учащиеся предлагают следующее правило:
- Если f(x;у)=0- замкнутая линия, (слайд 7), то неравенство f(x;у)>0, задает область лежащую вне замкнутой линии, а неравенство f(x;у)<0 - область лежащую внутри.
И наиболее универсальное, полезное для проверки правило- «Правило пробной точки» (слайд 8)
- Построить F(x;y) = 0 и G(x;y) = 0
- Взяв из каждой области пробную точку, установить, являются ли ее координаты решением системы
- Объединение полученных областей - решение системы неравенств
4. Закрепление материала.
Рассмотрим примеры:
1. Решить систему неравенств
Обсуждаем преобразования функции, выполняем построение. (слайд 9)
Следующий пример.
2. Решить систему неравенств
Обсуждаем построение графиков (слайд 10).
5. Индивидуальная работа
Кто считает, что понял тему и готов выполнить индивидуальное задание? Учащимся раздаются карточки с заданиями.
- 1 < |x-1| + |y-2| < 2,
- 1 < (x-2)2 + (y-2)2 < 4.
- |y| < |x2 - 4x| ,
- X2 + y2 - 4x < 12
Остальные решают еще один пример (слайд 11).
3.
6. Задания творческого характера
А где еще мы встречались с двумя переменными? (В уравнениях с параметром).
Решим такое неравенство.
4.
Построим график f(x;a)=(a-1)(x-3) . Это две прямые, а=1 и х=3.Они разбивают область 1<х<7 на 4 области. Определяем искомые области по правилу «пробной точки».
f(2;2) <0; f(2;0,5)>0
Дополнительно
5.При каких а существуют положительные решения неравенства
2 > + Ответ: а (-2,25;2)
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
1. 2.
3. Найти все а, при которых система имеет единственное решение.