Проектная деятельность в преподавании технологии (описание опыта работы)

Разделы: Технология


«Технология» в школе – интегрирующая, системообразующая образовательная область, показывающая применение гуманитарных и естественнонаучных знаний, элементов гуманитарной и естественнонаучной культуры, полученных при изучении всех других образовательных областей в практической деятельности человека.

Мой стаж педагогической работы и стаж педагогической работы в МОУ СОШ №1: 17 лет.

Я преподаю технологию в 5-9 классах, с 2001 года работаю в 10-11 экспериментальных профильных классах: 2001-2003 учебный год – гуманитарный, естественно-математический профили, 2005-2006 учебный год – естественно-математический, социально-экономический профили, 2006-2007 учебный год – физико-математический, социально-экономический, технологический профили.

В профильных классах апробировала учебники «Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев» (авторы В.Д.Симоненко, Н.В. Матяш – М: Издательский центр Вентана-Графф, 2000г.), «Технология: Учебник для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательной школы», (под редакцией В.Д. Симоненко.-М.; Вентана-Граф, 2000.). Разработала программу индивидуально- групповых занятий по технологии «Проектная деятельность» (8-11 класс) (приложение 1).

В 2006-2007 учебном году преподаю технологию в 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 10-х, 11-х классах и индивидуально-групповые занятия в 7-11х классах – «Проектная деятельность». К урокам разрабатываю, подбираю и систематизирую дидактический материал: инструкционные карты, карточки-задания, морфологические матрицы - с учетом дифференциации, в зависимости от уровней обученности.

В 1995 году начала работать по теме «Метод проектирования на уроках технологии», в 2006 году расширила рамки своей деятельности по данной теме в связи с повсеместной компьютеризацией «Метод проектирование в курсе преподавания технологии с использованием мультимедийных технологий». Цель выбранной темы: активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала, значительному расширению знания, изучению дополнительной литературы и одновременно приобретению умения самостоятельно добывать знания, анализировать и оформлять проекты. Важной развивающей и воспитательной задачей проектного метода обучения является формирование интереса к учению, усидчивости, настойчивости в овладении знаниями. Проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности, открывает большие возможности для учащихся 5-11 классов. Опыт по данной теме обобщен на заседании методического объединения учителей начальных классов, на научно-методической конференции в рамках курсовой переподготовки по теме «Методология и технология исследовательской проектной деятельности учителей и учащихся».

Преподавание технологии веду с учетом дифференциации, в зависимости от уровней обученности, разработаны разноуровневые тесты, задания и практические работы, каждый учащийся изготавливает индивидуальные модели различных фасонов.

На уроках 5-11 классов я использую способы активизации учебной деятельности учащихся:

  1. Формирование мотивации учения, развитие познавательного интереса и познавательной потребности.
  2. Задания творческого характера.
  3. Самостоятельная работа учащихся.
  4. Проектное обучение.

Работая в профильных 10-11 классах, я использую способ активизации учебной деятельности учащихся – задания творческого характера. Например, при изучении раздела «Технология решения творческих задач» (по методике «Четыре скрепки», автор И.О.Моткова) дети создают различные сюжеты и фигуры из четырех скрепок – определяются такие качества ума, как продуктивность, гибкость, оригинальность. При решении задачи по методу синектики учащиеся придумывают наибольшее число символических аналогий (метафор) для предметов: доска, часы, окно и т.д., что является мозговым штурмом с использованием аналогий. Изучая тему «Ассоциации и творческое мышление», учащиеся создают рассказы с использованием трех слов, которые должны повторяться в каждом предложении (кирпич, стакан, шляпа), что позволяет установить связи между явлениями, понятиями, порой весьма отдаленными друг от друга – это суть ассоциации.

При выполнении проекта деятельность учащихся максимально самостоятельная, что является основным принципом метода проектирования. Моя роль в данном процессе – консультант-помощник.

Так как, обучая предметной области « Технология», целесообразно обращать внимание на развитие науки и техники в данной области, я обучаю детей использованию мультимедийных технологий при создании и защите проектов, при изучении и обобщении изучаемого материала.

Мои ученики – призеры и лауреаты: районной олимпиады по технологии, районного и Всероссийского конкурса проектных, исследовательских работ «Первые шаги», веду внеклассную работу по предмету (приложение 2).

За четырнадцать лет работы по внедрению метода проектов в предметную область «Технология», учащимися было создано большое количество проектов, которые успешно были представлены на уроках, конкурсах в рамках школы, района. Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов склонностей, возможностей (приложение 3)