Программное содержание:
1. Уточнить признаки зимы, формировать
эстетическое отношение к зимним явлениям.
2. Показать детям, в каком виде существует вода –
эксперименты с водой, паром, льдом.
3. Упражнять в образовании однокоренных слов.
4. Развивать творческое воображение и
закрепить навыки работы с бросовым материалом.
5. Воспитывать чувство эмпатии, отзывчивость и
умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за зимними явлениями, чтение стихотворений, загадок, сочинение танцев, рассматривание картинок о зиме, лепка снеговика на участке. Изготовление снеговиков из бросового материала, макета зимнего леса.
Материал для занятия
Демонстрационный материал: таблица для развития зрительного восприятия; карточки с изображением настроений. Для проведения опытов – мисочки, льдинки, термос с кипяченой водой. Бросовый материал для изготовлении снеговиков.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель вносит в группу таблицу, на которой изображены 3 сезона, кроме зимы.
Воспитатель: Как вы думаете, какого времени года не хватает на картинках?
Ответы детей.
Проводится упражнение на развитие логического мышления.
Воспитатель: Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить? Назовите приметы зимы.
Ответы детей.
Проводится дидактическая игра «Подскажи словечко».
Воспитатель: Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите соответствующее слово:
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю … (снег)С неба все скользят пушинки
Серебристые … (снежинки)На полянку, на лужок
Все снижается … (снежок)Вот веселье для ребят –
Все сильнее … (снегопад)Все бегут вперегонки.
Все хотят играть в … (снежки)Словно в белый пуховик
Нарядился …(снеговик)Рядом снежная фигурка,
Это девочка … (снегурка)На снегу-то, посмотри
С красной грудкой … (снегири)Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (снег)
Воспитатель: Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите. Чем похожи все эти слова?
Ответы детей.
Воспитатель: Действительно, все эти слова похожи на одно слово – снег. Что можно сказать о снеге? Какой он?
Ответы детей.
Воспитатель: Какую пользу приносит снег?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом.
1. Снег – это вода.
В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит.
2. Лед – твердая вода.
Обратить внимание детей, как постепенно уменьшаются льдинки и во что они превращаются. Обратить внимание детей на время, за которое тают снег и лед (снег быстрее, лед медленнее). Выясняют, что легче – лед или вода, проведя опыты – опустить в воду лед и снег.
3. Пар – это тоже вода.
Открыть термос с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром зеркальце, на котором образуются капельки воды.
Воспитатель: Снег, лед и пар – это вода. Посмотрите, сколько снега лежит на улице. Как вы думаете, как образовались сугробы?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опускаются все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом, друг на друга. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб.
Дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку. Собираются вместе и образуют «сугроб».
Воспитатель: Я возьму немного снега, сделаю снежок и скатаю снежный ком. (Имитирует движениями, как она это делает.) А что можно слепить из снежного кома?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь представьте, что вы – снежинки и через открытую форточку вы попали в помещение и упали на ковер. Что с вами случилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Но не все снежинки растаяли. Я их соберу и слеплю снежный ком. А как в помещении я могу «слепить» снеговика?
Ответы детей.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Это снегирь (игрушка) принес снеговикам приглашение на Новогодний карнавал. Но в приглашении сказано, что все должны прийти на праздник парами и наши снеговики загрустили. Как мы можем помочь им?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, давайте изготовим снегурок для наших снеговиков.
Делают снегурок из баночек из-под «Актимель»,
раскрашивают фломастерами юбочки, шляпки делают
из мерных стаканчиков, глазки, нос и рот
приклеивают из цветной бумаги.
После изготовления Снегурок их ставят рядом со
своими снеговиками на фоне макета зимнего леса.
Воспитатель: Как вы думаете, какое теперь настроение у наших снеговичков? А у вас какое настроение?
Ответы детей.
Воспитатель: Если нашим снеговичкам у нас стало весело, значит, мы с вами волшебники. Видите, как хорошо помогать кому-то, делать добрые дела. Всем вокруг становится весело и солнечно, поэтому будьте всегда такими отзывчивыми, добрыми и веселыми.