Использование информационных технологий для повышения уровня мотивации всех участников образовательного процесса

Разделы: Музыка


Глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих тенденций цивилизации 21 века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество. Именно поэтому перед системой образования встаёт сегодня новая проблема – подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и мировоззрения. [1, 29]

Система педагогического образования не может оставаться неизменной, она нуждается в модернизации. Значительный эффект здесь может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств, играющих важную роль в развитии общества. Использование информационных технологий позволит повысить уровень мотивации учащихся и эффективность учебной деятельности.

Компьютерные телекоммуникации вносят существенные преобразования в методы и формы обучения, т.к. считаются на сегодняшний день не только самыми новыми, но и самыми перспективными видами коммуникаций.

МОУ «СОШ №10» г. Сокол Вологодской обл. с 2005г. является инновационной площадкой экспериментального типа и работает по теме «Использование информационных технологий для повышения уровня мотивации всех участников образовательного процесса»

С 2005 г. педагогический коллектив школы занимается созданием эффективной модели образовательного учреждения, в которой учебно-воспитательные задачи решаются с использованием новых технологий.

Средства информационных технологий, направленные на повышение познавательного интереса на уроках музыки и во внеклассной работе:

I. Обучающие компьютерные программы - заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров.

Основные функции, которые они выполняют в учебном процессе:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- осуществление контроля с диагностикой ошибок и с обратной связью;
- осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;
- визуализация учебной информации;
- моделирование и имитирование изучаемых процессов или явлений;
- формирование умения принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
- развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
- усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
- формирование культуры познавательной деятельности и др. [2, 14]

Обучающие программы, предназначенные для детей школьного возраста по предмету «Музыка», дают возможность знакомить с творчеством композиторов в занимательной форме с использованием отрывков из музыкальных произведений и анимацией, а также проследить уровень знаний обучающихся с помощью викторин.

II. Энциклопедии - справочный материал на компьютерных CD и DVD дисках предназначен для детей разного возраста. Он позволяет быстро найти нужную и полезную информацию, прослушать музыкальные фрагменты, структурированные по темам, композиторам, жанрам, направлениям в искусстве; просмотреть видео или анимационные фрагменты; познакомиться с фотоархивом по множеству тем; поработать с различными словарями и т.д. С помощью мультимедийных энциклопедий можно не только подготовить качественную и интересную презентацию, но и работать самостоятельно на уроках или дома.

III. Интернет ресурсы - часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете – у них повышается самооценка, статус среди сверстников. Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы.

Привлекательность ИТ ещё и в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки. Интернет не только расширяет наши информационные возможности, но и сужает весь многогранный мир до отредактированного виртуального мира, где нет контроля над объективностью информации. [2, 6] Интернет ресурсы дают колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Музыканты начали освоение просторов Интернет значительно позже других, но, несмотря на это, количество полезной информации в сети стремительно продолжает расти. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются по предмету “Музыка” – это библиографическая информация, аудио-, видео- фонд. Интернет – это тот мир, где живут современные дети. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения и добывания необходимой информации.

IV. Мультимедийные презентации - мультимедиавыступление. В ходе такого выступления выступающий демонстрирует на экране:

- Наименование разделов выступления и основные тезисы.
- Неподвижные и подвижные иллюстрации (в том числе фотографии, видеофильмы, динамические компьютерные модели, мультипликацию).

Звуковой компонент видеофрагментов и другие источники звука тоже могут быть использованы в выступлении.

Такого сорта выступления становятся всё более и более распространёнными во всём мире, повышая эффективность личной (докладчик – аудитория) коммуникации. Та же задача решается и в образовании. В случае если выступает учитель, различие с традиционным рассказом не очень велико. Повышение эффективности учебного процесса происходит за счёт следующего:

- Восприятие учащегося активизируется за счёт использования зрения и слуха и выделения главных положений выступления на экран;
- Запас изобразительного и видеоматериала не ограничен более заранее приобретёнными школой единицами или заготовленными учителем со значительными затратами плакатами и слайдами. Существенно большой объём материала может быть получен из Интернета и с компакт-дисков и воспроизведён в формате, видимом всеми учащимися.
- Во время выступления не тратится время на выписывание тезисов или фрагментов текста на доске. Учитель не поворачивается время от времени к доске и таким образом не теряет контакт с аудиторией.

Время, затрачиваемое учителем на подготовку выступления, близко по времени, затрачиваемому на подготовку выступления без средств ИКТ. [1, 47-48]

Если раньше на уроках использовались стандартные диафильмы, так называемые средства ТСО, предлагаемые Министерством Образования, то сейчас, с появлением компьютера, стало возможным создание собственных слайд-шоу, но уже на более высоком уровне, с применением новейшего программного обеспечения, где повышение познавательного интереса идёт за счет использования не только иллюстраций к рассказу, но и использования медиа файлов - звука, видео, анимации.

V. Музыковедческие библиотеки - он-лайн библиотеки с большим количеством литературы по разным темам. Даже сейчас, когда кажется, что на книжных полках можно купить любую книгу, часто бывает проблемой найти то, что необходимо для уроков музыки. И в этом случае приходит на помощь Интернет с электронными библиотеками.

VI. Медиатека - Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки. Большое количество материала по предмету «Музыка» - фонохрестоматии, произведения классической русской и зарубежной музыки; видеофрагменты из опер, балетов, фильмов; коллекции репродукций художников, - всё это является неотъемлемой частью каждого урока.

VII. Базы данных - широкие возможности компьютера позволяют ведение музыковедческих баз данных, которые дают возможность ориентироваться в океане накопленной музыкальной информации, сформировать запрос по имеющимся таблицам данных и сохранить, при этом, массу времени. Для систематизации имеющихся материалов мною созданы базы данных по русской и зарубежной классической музыке. Здесь указаны фамилии композиторов, название, жанр, продолжительность звучания и номер диска, на котором находится произведение.

VIII. Караоке - современная информационная технология нашего времени. В конце 70-х гг. XX века в Японии было изобретено устройство, быстро получившее широкую популярность. Принцип караоке довольно прост - воспроизводится музыка без вокала, на экран выводятся, ритмично выделяясь, слоги, которые поются в данный момент, а вокальная строчка исполняется каким-либо музыкальным инструментом. Вообще караоке позиционируется как развлекательное устройство, но под этим словом сейчас принято понимать и стиль отдыха, и принцип самодеятельного исполнения любимых песен, и многочисленную цифровую бытовую технику, и компьютерные программы. Для области караоке характерен чрезвычайно богатый выбор вокальных композиций: на DVD дисках и в Интернете содержится до нескольких тысяч произведений всех стилей и направлений - от классики до эстрады. Караоке на уроках музыки - это одно из средств, позволяющих не только повысить интерес к урокам за счёт разнообразной аранжировки фонограмм песен (как правило, используется большое число голосов музыкальных инструментов), но и дающих возможность в разы расширить репертуар и более качественно проводить оценку исполнения песен учениками.

IX. Программы-редакторы - средства для создания мультимедийных приложений. Это профессиональные звуковые редакторы, средства для создания и редактирования звуковой информации, которые дают возможность сделать необходимые изменения в музыкальных файлах: транспонирование - в песнях караоке, улучшение качества звучания музыки, преобразование видео- и аудио- файлов для последующего их использования в презентациях или для записи на аудио диски, которые можно будет использовать на уроках при прослушивании на обычном музыкальном центре.

Рассмотрим выводы по использованию информационных технологий для повышения познавательного интереса при изучении музыки. Возможные направления педагогического использования информационных технологий в школе многообразны. Вот некоторые из них:

  1. Использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения и стимулирования интереса учащихся благодаря новизне работы с компьютером и мультимедийными технологиями. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.
  2. Развитие индивидуальных особенностей. Индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся. Индивидуальная работа ребёнка за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
  3. Расширение возможностей получаемой учебной информации. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребёнка.

Практика проведения уроков с использованием информационных технологий свидетельствует о повышении познавательного интереса обучающихся.

Литература:

  1. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомедации из опыта работы/сост. О.Н.Черненко.-Волгоград:Учитель, 2007.-135с.
  2. Кривошеева А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии – 1996 г., № 2