Цели урока:
- Показать учащимся влияние Библии на развитие мирового искусства, обогатить эмоциональный опыт учащихся, познакомить их (с учётом возрастных особенностей со спецификой литературы, живописи; пробудить интерес к дальнейшему изучению темы).
- Развить образное мышление, сравнение, анализ.
- Развить желание систематической творческой деятельности.
Оформление доски:
Эпиграф.
Не кончен древний поединок,
Он длится в образах времён.В. Брюсов.
Словарная работа:
Благоволие (устар.) - доброжелательность.
Фрески - акварельная живопись на мокрой штукатурке.
Волхвы - мудрецы, звездочёты.
Стенд и доска оформлены детскими рисунками по теме: «Рождество Христово».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы с вами совершим путешествие в незнакомую страну Иудею, в древний город Вифлеем, где 2008 лет назад произошло событие, которое радует и волнует сегодня нас – родился Иисус Христос. Но прежде я хочу вас спросить, каким вы хотите видеть сегодняшний урок? Ваши надежды, желания? Чего мы должны достичь сегодняшним уроком. (Ответы детей)
Конечно, конечным результатом должно стать наше духовное обогащение, ведь мы прикоснёмся сегодня и к произведениям величайших мастеров живописи и поэзии.
Нашу встречу мы начинаем с прослушивания стихотворения Владимира Соколова «Сегодня день под рождество».
Чтение стихотворения Владимира Соколова.
Восприятие стихотворения. Беседа.
- Какая картина возникла у вас перед глазами? Что вы представили себе, слушая стихотворение?
- Представьте, что вы художники. Ваша задача с помощью красок нарисовать тот пейзаж, который описан в стихотворении. Какие тона вы выберете? (Ответы детей)
- А теперь представьте себя композитором. Как бы вы озвучили этот отрывок? Какие звуки природы вы бы передали? (Ответы детей).
- О чём это стихотворение?
- Какие ключевые слова вы бы выделили в этом стихотворении? (Мир, тишина, спокойствие).
- Какое настроение у вас возникло? (Тихое, спокойное, хочется очень бережно относиться ко всему живому и неживому, чисто, спокойно на душе.)
- Так воспринимает Рождество Христово поэт, а у вас возникают какие ассоциации при слове «рождество»? (Ёлка, подарки, гости, праздничный обед, горка, лыжи, коньки и т.д.)
III. Вывод:
Это событие по-разному отражается в наших сердцах и сердце поэта. Поэта охватывает то же волнение, что охватывает каждого, кто читает миф о Рождестве.
Чтобы понять глубокий смысл Рождества, вернёмся на 60 поколений назад. Представим себе дорогу в Иудее, бегущую, извиваясь среди полей и виноградников. Над полями видны пастбища, кое-где затенённые редко растущими дубами и маслинами. Вот цепочка путешественников с трудом поднимается по дороге. Некоторые идут, другие едут на больших, сильных ослах. Среди путников женщина. Это Дева Мария. Она уже носит во чреве ребёнка. Рядом с ней широко шагает мужчина – её муж Иосиф. Куда они идут? Давайте обратимся к Библии.
Чтение «Детская библия» гл. « Рождение Христа».
Учитель: «Во время рождения Христа великие чудеса происходили во Вселенной; забил из камня источник воды. Источник благовонного масла забил в Риме и стал стекать в реку Тибр. В Испании показалось сверкающее облако, и на небе появилось 3 солнца. В Иерусалиме во время зимы зацвели виноградники. Но самым чудесным событием было появление ангелов».
Чтение стихотворения Е. Ганской «Явление ангелов пастырям».
Восприятие и анализ:
- Что же пожелали ангелы людям?
- Выполняют ли люди эти пожелания?
Учитель: «Трудно найти в мировом искусстве сюжет более распространённый, чем Рождество Христово. Слишком велико и значительно было событие в жизни людей, поэтому не случайно, что человечество именно от него ведёт отчёт новой эры летоисчисления. Событие это предстаёт перед нами в мозаиках и фресках, иконах и картинах, в скульптуре и поэзии. Но как по-разному видели этот сюжет художники».
Рассмотрим икону «Рождество Христово», созданную неизвестным автором, принадлежавшим к кругу А. Рублёва.
Анализ иконы.
- Что изображено на главном плане? (Лежащая на ярко-красном фоне Дева Мария и младенец в яслях).
- Что придаёт ещё большую торжественность иконе? (Пастухи, внимающие слову ангелов, волхвы, спешащие на свет Вифлеемской звезды).
- В чём духовная ценность этой картины? (Показывает пример любви, сострадания, смирения, укор нашему себялюбию и пренебрежению к другим).
- Как встретил мир Богомладенца? (Страшной, коварной трагедией – избиением младенцев, сурово, неприязненно).
Эпоха Возрождения не останется равнодушной к сюжету Рождества. Лучшие художники (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан) создадут свои шедевры.
Просмотр видеозаписи «Эрмитаж».
Дети сравнивают репродукции Леонардо да Винчи и Эль Греко «Поклонение пастухов» и «Поклонение волхвов».
Вывод: Мир давно расколот надвое. Одна часть поклоняется добру, другая – злу. На какой стороне мы?
Учитель: Мы видим, что библейские сюжеты и образы вдохновляли поэтов, художников, музыкантов разных эпох и народов. Они нашли отражение и в древнерусской иконе, и в живописи, и в культуре эпохи Возрождения, и в музыке 18-19 в. А что же 20 век!? Обратимся к произведению Ивана Шмелёва «Лето Господне».
Чтение детьми отрывков из гл. «Рождество» «Святки». Анализ этих отрывков.
Так воспринимает этот праздник главный герой произведения Ванечка. Для него это радостный, счастливый, зимний праздник. Вы тоже не остались равнодушными к этому событию и откликнулись своими сочинениями, стихами.
Выступление учащихся со своими стихотворениями и сочинениями, посвященными Рождеству Христову.
Давайте подведём итоги.
- Почему культурному человеку необходимо знать библейские предания? (Невозможно понять мировое и русское искусство, не зная Библии.)
- Чем вызван такой интерес творцов и художников разных народов и времён к Библии? (Затрагивают сложные вопросы человеческой жизни, учат доброте и любви к ближнему.)
Чтение учащихся «Слово Ефрема Сирина на рождество».