Сценарий урока-исследования на тему "Открытие любви и добра" (по сказке "Аленький цветочек" С.Т. Аксакова), 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • познакомить учащихся с личностью писателя-земляка С.Т. Аксакова;
  • раскрыть понятие истоки сказки;
  • формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию о русском фольклоре, восточных и французских мотивах в сказках, и их взаимодействии;
  • научить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и художественному мастерству писателя;
  • развивать монологическую речь, мышление, память;
  • воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем;
  • прививать интерес к предмету.

Оборудование:

  • индивидуальные тексты сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова в любом издании;
  • учебная электронная презентация из 9 слайдов;
  • 4 комплекта динамических схем (по числу рабочих групп);
  • зеркальце с ручкой, детская корона-венец, любой яркий комнатный цветок в горшочке.

Оформление доски - см. приложение 1

Ход урока

1. Организация начала урока.

Я знаю, что вы очень любите загадки, потешки, шутки. А сказки любите?

За что вы любите сказки?

Назовите главные признаки сказки как жанра литературы и фольклора.

Учащиеся отмечают социально значимые признаки сказок: торжество добра над злом, наличие волшебства и чудес, а также мораль.

Да, нет ничего интереснее сказки. Об одной такой сказке пойдет сегодня речь на уроке. (Доска закрыта).

2. Подготовка к восприятию.

Угадайте, в содержание какой сказки мы будем «погружаться»?

Кому могли бы принадлежать эти предметы? (Демонстрирую зеркальце с ручкой, детскую корону-венец и яркий комнатный цветок в горшочке).

Учащиеся легко и свободно называют сестер из сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.

Сопровождаю ответы учащихся слайдом №1 (приложение 2), содержащим сканированную обложку книги, и слайдом №2, содержащим репродукцию портрета С.Т. Аксакова, ввожу учащихся в коммуникативную ситуацию и помогаю создать эмоциональную установку на ее восприятие.

3. Постановка учебной задачи.

Заглянем в творческую лабораторию писателя С.Т. Аксакова, исследуем содержание, художественные особенности сказки, раскроем авторский замысел. (Открываю доску)

Учащиеся принимают установку учителя.

4. Обобщающая беседа о личности С.Т. Аксакова.

Чтобы правильно понять авторский замысел, надо хорошо себе представлять личность писателя и знать условия, в которых жил автор, и истоки создания произведения.

Выступают заранее подготовленные ученики с небольшими рассказами о родовом имении Аксаковых в Майнском районе Ульяновской области, о матери Марии Николаевне Аксаковой, об отце Тимофее Степановиче Аксакове и ключнице Пелагее. Выступления учащихся сопровождаю сладами №3, 4, 5, 6, 7, 8, которые содержат фотографии родных мест, репродукции портретов родителей автора. Показываю пустой прямоугольник, прошу объяснить, почему прямоугольник пустой.

В сентябре 1988 года в селе Аксакове, что находится в Майнском районе Ульяновской области, состоялся первый праздник, посвященный памяти Сергея Тимофеевича Аксакова. Вскоре село Аксаково было объявлено памятником культуры. К последующим праздникам в селе были заасфальтированы дороги, отремонтирована церковь, а в усадьбе – оборудован дом под музей. Теперь Аксаковские праздники стали традицией. Но, к сожалению, нет ни красивого дома, где жили Аксаковы, ни речки Майны, да и ключ давно высох. Зато есть уникальная экологическая тропа. Кого-то тропа через древний лес встретит мертвой тишиной, но человек впечатлительный сразу вспомнит аксаковский «Аленький цветочек» и младшенькую дочь купеческую, оказавшуюся в обители чудища. [3], [4], [5].

Мать Сергея Аксакова Мария Николаевна была очень образованной женщиной и приохотила своего сына к чтению. Сергей читал очень много. Детских книг в то время не было, но был детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», откуда он узнавал много интересного, например, откуда берутся гром, молния, дождь, облака и другие явления природы. Дошла очередь и до арабских сказок «Тысяча и одна ночь», которые приводили маленького Сережу в изумление, рождали в нем собственные фантазии. [1]

Отец – Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был неравнодушен к природе, и в этом заслуга отца, мягкого по натуре человека. Он развил в сыне привязанность к охоте, рыбалке, общению с природой. [1]

Ключница Пелагея – прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханием Пелагеи. [2]

Учащиеся объясняют, что пустой прямоугольник символизирует портрет ключницы Пелагеи и низкое происхождение, дают ее словесный портрет.

Подведем итог нашему разговору. Как детство отразилось на его последующей взрослой жизни?

Организую творческую работу в 4 группах. Учащиеся составляют логические цепочки, в которых показывают роль близких людей, окружающей действительности на становление С.Т. Аксакова как личности, а в будущем как писателя.

У учащихся должны получиться такие цепочки:

  • мама – любовь к чтению (стал умным, образованным);
  • папа – любовь к природе (писал много о природе);
  • ключница Пелагея – увлечение сказками (написал сказку «Аленький цветочек»);
  • поместье – любовь к родному краю.

По ходу ответов учащихся демонстрирую слайд №9, который содержит обобщающую схему, позволяет полнее представить влияние близких на будущую творческую деятельность С.Т. Аксакова.

5. Работа по первичному восприятию содержания сказки.

Понравилась ли сказка?

Какие эпизоды особенно запомнились? Зачитайте их и покажите рисунки к этим эпизодам.

Учащиеся свободно высказываются, зачитывают понравившиеся отрывки из сказки к подготовленным заранее рисункам.

В каких фрагментах сказки проявилась любовь Аксакова к природе?

Учащиеся отмечают описание сада во дворце чудовища: сам сад, деревья, плоды, птицы; зачитывают строки.

Если бы на обложке не было указания на сказку, как бы вы догадались, что это произведение относится к жанру сказки?

Учащиеся называют приметы сказок: наличие волшебных предметов, сказочных превращений, сюжет, троекратный повтор, победа любви над колдовством

О чем же эта сказка?

Учащиеся формулируют тему сказки, говорят:

- о заколдованном королевиче и девушке, которые силой своей любви одолели чары злой волшебницы;
- о доброте и силе любви, которая только одна может бороться со злом.

Итак, сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» о волшебной силе любви и добра.

6. Исследовательская деятельность учащихся.

Кто же автор этой сказки? Кто ее придумал? Какую роль сыграла ключница Пелагея в создании сказки? (Обращаю внимание на нижнюю часть обложки). Это очень трудный и очень интересный вопрос. Попробуем в нем разобраться.

  1. Обратимся к началу сказки:
  2. Чем был богат купец?
  3. Каковы заказы дочерей? Учащиеся читают по ролям разговор купца с дочерями.
  4. На что обратили внимание?

Учащиеся замечают, что семья купца богата и может себе позволить дорогие восточные украшения и безделушки, а также описание разбойников, убранство дворца, королевич называет себя рабом, очень похоже на восточную сказку.

Можно ли считать, что это чисто русская народная сказка?

Что в ней от русской народной сказки?

Учащиеся отмечают:

  • характерные выражения: жил-был, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, честной купец, благослови меня, не погуби ты души моей христианской,…
  • повторяемость слов: в путь, в дороженьку, по лесу непроездному, непроходному,…
  • бытовые условия персонажей и их социальное положение: богатый купец, именитый человек, много было у него всякого богатства и казны, собирается по своим торговым делам,…
  • обязательное наличие трех детей: было у купца три дочери, ... а меньшая лучше всех.

Вот и С.Т. Аксаков подметил, что, слушая сказку Пелагеи, он увидел в ней странное сочетание русской народной сказки – ее приемов и выражений – и восточных сказочных мотивов.

Он задумался, как это могло произойти. А спустя несколько лет он поразился еще больше, когда прочитал сказку французской писательницы госпожи Бомон «Красавица и зверь» на такой же сюжет. А спустя еще некоторое время в Кавказском театре он увидел оперу французского композитора Гретри «Земфира и Азор», сюжет ее был такой же, как в «Аленьком цветочке». Но это еще не все. В 18 веке читателям была известна сказка французской писательницы Жанлис «Красавица и чудовище»…[6]

Как же так, не могла же Пелагея этим французам рассказать свою сказку? Как вы думаете, ребята, в чем секрет?

Учащиеся высказывают свои версии.

Оказывается, все наоборот. Все сказки на этот сюжет были написаны французскими писателями и вышли не из русского, а из французского фольклора.

Как же простая русская крестьянка, не умеющая ни читать, ни писать, узнала об этих сказках?

Учащиеся предполагают: вероятно, Пелагее кто-то рассказал эту сказку или прочитал.

А как же Пелагея могла узнать восточную сказку, чтобы потом некоторые моменты из нее перенести в свою сказку об аленьком цветочке? (Этот вопрос может вызвать затруднение у учащихся) А просто надо знать историю жизни Пелагеи.

Заранее подготовленный ученик рассказывает историю жизни Пелагеи.

Пелагея жила в детстве с отцом под Оренбургом, где было поместье Аксаковых, только у другого хозяина, который был очень злым и жестоким. Поэтому отец вместе с дочерью убежал от него в Астрахань. Там Пелагея прожила 20 лет, вышла замуж, овдовела, служила в купеческих домах, в том числе и у купцов-персов. А потом, узнав, что старый хозяин умер и теперь новые хозяева – Аксаковы, вернулась в поместье. Вот в Астрахани от персидских купцов она, скорее всего, и услышала восточные сказки, в том числе и сказку «Тысяча и одна ночь», тем более, что французские и восточные сказки были очень популярны в то время. Знала она, конечно, и русские сказки. У Пелагеи был особый дар рассказывать сказки, а еще она любила сочинять свои сказки на основе других сказок. [6]

Как же теперь вы ответите на вопрос, как получилась такая сказка у Пелагеи?

Учащиеся на основе услышанного рассказа о Пелагее пытаются ответить на поставленный вопрос: взяла сюжет из французской сказки, добавила в него восточные мотивы, и, конечно, не смогла обойтись без особенностей русской народной сказки.

Верно, так и вышла у нее сказка «Аленький цветочек», которую она рассказала Сереже Аксакову в детстве.

С.Т. Аксаков – творческий и талантливый человек. Мог ли он просто пересказать сказку? 

Учащиеся свободно высказываются, предполагают, что, вероятно, он что-то все-таки добавил.

Организую игру: даю подсказки, а учащиеся должны догадаться, что автор добавил в сказку от себя.

- Начало19 века. Детская литература только зарождается. Есть ли нравоучительность в сказке? Вспомните, при каком условии отец обещал привезти подарки дочерям?

Только, если они будут хорошо себя вести.

Это первое доказательство того, что Аксаков не просто пересказал сказку Пелагеи.

- Во времена, когда жил Аксаков, все договоры скреплялись подписями и печатями. Есть ли такой момент в сказке?

Да, есть. Чудище записи заручной (расписки) не взял.

Примета деловых отношений 19 века.

- Что сделал Аксаков с языком Пелагеи?

Сохранил его.

В тексте сказки много слов с неправильным употреблением окончаний: в неким царстве, подивилася, голоса послушати, ихние,…

Много устаревших слов: ширинка (широкое полотенце, платок), запись заручная (расписка), почали (начали), камка (шелковая ткань с узорами),…

Учащиеся находят слова в тексте и зачитывают их.

Так чья же эта сказка?

Учащиеся систематизируют полученную информацию и формулируют вывод:

Пелагея сотворила сказку из восточной, французской и русской сказок, рассказала ее Аксакову, а он дополнил ее приметами своего времени, сохранив стиль языка Пелагеи.

Значит, эта сказка С.Т. Аксакова, рассказанная ему ключницей Пелагеей.

Вот что бывает, когда трудится столько мастеров, да еще из разных стран.

7. Подведение итогов.

Давайте вспомним еще раз персонажей сказки.

Кто больше всего вам понравился? Почему?

Учащиеся обязательно назовут младшую сестру и чудище.

Младшая сестра – добрая, отзывчивая, преданная, смелая девушка, щедрая душой…

Чудище – ласковый, добрый, щедрый, любящий,…

Почему младшая сестра пожелала стать женой чудища?

Она поняла, как любит ее чудище, смогла распознать настоящую любовь.

Почему сказка так названа? Какие суффиксы несут в себе любовь и доброту?

Учащиеся называют уменьшительно - ласкательные суффиксы:- ЕНЬК-, -ОНЬК-, -ЕК-, -ИК-. Цветочек (суффикс- ЕК-) аленький (суффикс – ЕНЬК-).

Итак, что же самое главное хотел сказать С.Т. Аксаков читателям? Какова идея сказки?

Учащиеся стараются сформулировать авторский замысел сказки: нужно добиваться своей цели добротой, щедростью души – все это заслуживает вознаграждения, только добрые могут быть счастливы по-настоящему, подлые и завистливые люди никогда счастья не найдут…Обращают внимание на эпиграф к сказке – о любви громко не говорят.

Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будешь счастлив. Это сказка о любви. И в самом деле, уже в заголовке есть установка на любовь: цветочек аленький. Автор очень просто и задушевно поведал нам историю любви, которая может произойти с каждым.

8. Инструктаж домашнего задания.

Как видим, сказка «Аленький цветочек» - результат творческого союза С.Т.Аксакова и ключницы Пелагеи. Предлагаю и вам внести свой вклад - придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на отца королевича. Напишите минисочинение на тему: «Почему появилось на свет чудище?»

Литература:

  1. Великие россияне. Библиографическая библиотека Ф.Павленкова. // Аксаковы. М.: Олма. Пресс. - 2004. - С. 304 – 310.
  2. Энциклопедия для детей. Русская литература. От былин и летописей до классики. 19 век. // О С.Т. Аксакове. М.: Аванта+.- 2005. - С. 19, 367, 396.
  3. Л.Маврина. Сказочной тропой. // Симбик. Детский познавательный журнал.- 2001. - №5.- С. 2-3.
  4. М. Матлин. Слово о С.Т.Аксакове. // Мономах. - 2006. - №4. - С. 28-29.
  5. М. Тагильцева. Тропой «Аленького цветочка». // Века над Венцом. Памятники Отечества. Иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. – 1998. - №41 (5-6). - С. 138-140.
  6. Филологическое краеведение в школе. Ульяновск. – 2001. - С. 55-62.