Разработка открытого урока по информатике в 9-м классе на тему "Выполнение упражнений с электронными таблицами"

Разделы: Информатика


Цели и задачи урока: завершающая практическая работа по применению электронных таблиц Microsoft Excel.

Ожидаемые результаты: к концу занятия учащиеся смогут отработать навыки управления данными в электронной таблицы, выполнить несколько типовых заданий и освоить все основные функции размещения данных и связь между ними.

Блок-схема урока.

1. Мотивация - 5 мин.
2. Объявление целей урока - 5 мин.
3. Систематизирующее повторения всех основных элементов и действий по использованию электронных таблиц - 10 мин.
4. Объяснение заданий, подготовка - 5 мин.
5. Выполнение выбранных типов заданий - 20 мин.

(Вторая половина двойного урока)

6. Объявление общих для всех зачётных заданий и рекомендации - 10 мин .
7. Выполнение зачётных задач - 30 мин.
8. Итог урока. Общие замечание. Достигнутые успехи - 5 мин

Ход урока

1. Вопрос учащимся:

Часто ли нам приходится считать?

Предполагаемые примеры ответов:

- Да. Например, в магазине; при оплате международных звонков; при оплате за электроэнергию; при подсчёте сметы на ремонт; при расчёте расхода бензина; при учёте фондовых взносов…

Ещё вопрос:

У кого работа связана с расчётами?

Примерные ответы:

  • у продавца ; у товароведа ;
  • у бухгалтера ; у инженера ;
  • у учёного ; у учителя.

Вместе с учащимися делается вывод: всем необходимо средство для облегчения и упрощения расчётов.

2. Целью сегодняшнего занятия ставится:

показать на примере конкретных заданий уровень овладения навыками по работе с электронными таблицами; усвоить те моменты, которые ещё не были достаточно отработаны; научится решать проблемные вопросы, возникающие в реальной выполняемой работе; достичь понимания взаимосвязи между заданием, его выполнением и итогом, полученным в конце.

3. Повторение основных моментов теории. Краткая форма: вопрос-ответ.

а) электронная таблица состоит из ... (строк и столбцов)
б) элементом таблицы является … (ячейка)
в) она может содержать … (текстовые данные; числовые данные; формулу)
г) назовите основные группы формул… (математические, статистические, условно - логические…)
д) как можно изменить ширину столбца …(передвинуть границу в заголовке)
е) основные действия …(выделить ячейку или блок; копировать; переместить; стереть; задать формат данных; задать варианты подстановки; суммировать…)

4. Учителям предлагаются варианты заданий.

а) накладная на товары со склада (строй материалы, авто запчасти)
б) счёт в магазине (одежда; канцелярские товары; продуктовый отдел; радио техника)
в) обед в ресторане или в кафе.
г) бухгалтерия.

5. Ученики, выбрав два понравившихся им задания, полностью готовят идею и реализуют на компьютере от начала и до конца.

По мере выполнения заданий учитель просматривает и комментирует их.

В конце все выбирают лучшие работы.

6. На втором уроке (продолжение).

Ученикам предлагается выполнить общие для всех достаточно сложные реальные задания для получения зачёта по теме.

а) Расписание звонков в школе. Задаётся время начала занятий, продолжительность одного урока и длительность перемен. Программа автоматически должна рассчитывать время начала и конца 1-6 уроков.
б) Расписание уроков своего класса на неделю. Указываются день недели, номер урока, предмет, номер кабинета, инициалы учителя. (Здесь рекомендуется уделить внимание на копирование данных)
в) заполнение квитанций по оплате за электроэнергию. Квитанция содержит следующие графы:

  • фамилия плательщика; адрес; период оплаты; показания счётчика текущие; предыдущие показания счётчика;
  • разность (вычисляется программы);
  • тариф - указывается действующий;
  • сумма к оплате (вычисляется программой).

г) составление отчётов об успеваемости.
Для этого задания предварительно подготавливаются бланки и заполняются учителями разных предметов (количество оценок 5-4-3-2)

Необходимо вычислить везде проценты.

7. Ученики выполняют предложенные задания. Особый интерес состоит в том, что ученики догадываются открыть несколько окон и, переключаясь между ними, могут одно временно заполнять понемногу все таблицы. Если в группе много учеников, то это позволяет при работе вдвоём на одном компьютере им самим распределить между собой функции в зависимости от интересов и умении, а также эффектнее контролировать своё время. Иногда им приходится даже выбирать, какое из заданий оставить не доконченным, если времени уже не хватает.

8. Учитель объявляет, что не обходимо закончить выполнение работы. Предлагает ученикам по одному в нескольких словах прокомментировать свою работу: что получилось, что не получилось.

Затем сообща, вместе с учениками (они просматривают соседние экраны) выбираются лучшие (по содержанию, по оформлению) работы по каждому заданию.

В заключение каждый ученик оставляет на экране то одно задания, которое он считает наиболее удавшимся у него.

Именно оно и оценивается.