Коррекционно-развивающая направленность уроков физики на II ступени обучения незрячих школьников

Разделы: Физика


Слепота и слабовидение – это тяжёлые расстройства зрения, определяемые количественными и качественными показателями. При отсутствии зрения или глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление) [1]. Исходные теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии аномального ребенка были разработаны Л.С. Выготским, Т.А. Власовой, М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагиным, А.Г. Литваком, В.И. Лубовским, И. С. Моргулисом, Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной[2].

Известно, что развитие детей с нарушением зрения обусловлено единством биологических и социальных факторов и зависит от клинической формы заболевания органа зрения, от сохранности слухового, двигательного и кожного анализаторов, от уровня развития психической сферы, от возраста, в котором утрачено зрение, а также от содержания, форм и методов обучения и воспитания. В учебной деятельности важную роль играет слуховое восприятие. Успех достигается в тех случаях, когда слуховое восприятие целенаправленно связывается с активной и творческой деятельностью детей [3].

В практическом осуществлении учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс мало различим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания (за исключением саморазвития и природосообразности этого процесса). Поскольку развитие учащегося осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то, естественно и коррекционное воздействие будет несомненно присутствовать в этой деятельности [4].

В задачи обучения физике входят: развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления, овладевать знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, о современной научной картине мира, о возможностях применения физических законов в технике, понимание роли практики в познании физических явлений и законов, формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения [5].

Наибольшей активности в учебной деятельности можно добиться при проблемном обучении. Для развития познавательного интереса на уроке физики большое значение имеет эксперимент. Приведем следующий пример: урок по теме: “Постоянные магниты”, был приведён в 9 классе.

Тема: “Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов”.

Цели: 1. Образовательная – формирование представлений о постоянных магнитах, о постоянных магнитах, о магнитных полях постоянных магнитов, изучение их свойств, формирование материалистического мировоззрения, познаваемости мира, проникновение в тайны природы.

2. Воспитательная – воспитание внимания, наблюдательности, аккуратности, самостоятельности, организованности, требовательности к себе.

3. Развивающая – развитие зрительных образов, памяти, логического мышления.

4. Коррекционная – коррекция познавательной деятельности, зрительного внимания, восприятие формы, величины, развитие речи, логической памяти, развитие мыслительных операций, моторики рук, творческих способностей, ориентировка в малом пространстве.

Оборудование: выдаётся на каждого обучающегося - штатив с муфтой, постоянные магниты, различные металлические и неметаллические предметы, железная руда, скрепки, сосуд с водой, динамометр, стальной шарик, железные опилки, картон, диапроектор, магнитофон.

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие

II. Опрос обучающихся.

Физический диктант. На экране последовательно проецируются кадры диафильма, магнитофон воспроизводит соответствующий текст с паузами, которые несут основную смысловую нагрузку. Обучающиеся выполняют эти пропуски и кратко записывают свои мысли.

  1. Кадр 2. В 1820 году датский учёный … обнаружил, что электрический ток…
  2. Кадр 3. Следовательно, вокруг проводника с … существует …
  3. Кадр 5. Железные опилки вокруг проводника с … располагаются …
  4. Кадр 5. На полюсах катушки с … магнитное поле …
  5. Кадр 6. Железо, сталь и некоторые сплавы легко … Большинство же веществ … поддаётся слабо...

Диктант окончен. Обучающиеся меняются записями. Учитель даёт верные ответы. Обсуждаются и корректируются записи, выставляется оценка за диктант.

Такая форма проведения диктанта способствует обучению школьников логике анализа рисунков физического содержания, распознанию и сравнению изображённых в кадре объектов, выполнению заданий при помощи рисунков, развивается слух, представления.

Для создания эмоционального настроя зачитывается отрывок стихотворения А. С. Пушкина.

III. Создание эмоционального настроя.

“О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт (сын) ошибок трудных
И Гений (парадоксов) друг
(И Случай, бог изобретатель)”
( А. С. Пушкин)

Изучение нового материала начинается с постановки учебной проблемы.

IV. Постановка проблемы.

Опыт 1. Найдите на своём столе металлические скрепочки. Из скрепочек изготовьте цепочку и отпустите её в стеклянный сосуд с водой. Как достать цепочку, не переливая воду и не замочив рук?

На доске записываются ожидаемые результаты. Если обучающиеся верно высказывают предположения, то демонстрируется предположение, если ответ не верен, то сначала демонстрируется опыт, а затем объясняется, или обучающиеся демонстрируют и объясняют сами.

Вывод 1. Цепочку можно достать при помощи магнита.

Опыт 2. Если стальной шарик, подвешенный на нити к динамометру, подносить к различным местам (поочерёдно) горизонтально расположенного прямого магнита, подвешенного или укреплённого в штативе, и наблюдать за показаниями динамометра в момент отрыва, то подумайте и ответьте:

Где и какие будут показания динамометра?

Ожидаемые результаты записываются на доске. Результаты могут быть ошибочные. Если не отвечают, то вначале демонстрируется опыт и предупреждаются дети: “Внимательно наблюдайте!”

Результаты объясняют сами обучающиеся.

Вывод 2. В момент отрыва шарика от концов магнита показания динамометра будут наибольшие и наименьшие в середине магнита.

Проблемная ситуация создана. Задаётся вопрос. Где и какие будут показания динамометра? Этим вопросом привлекают обучающихся к выдвижению гипотез. При этом реализуется путь научного познания: от проблемы к гипотезе, от гипотезы к эксперименту, от эксперимента к теоретическому осмысливанию выводов, затем к новой проблеме. Идёт анализ проблемы. Анализ глубоко связан с синтезом т.е. выявляются всё новые и новые свойства путём включения его в новые связи.

V. Опора на ранее изученное.

На предыдущих уроках мы с вами проделали такие опыты:

В катушку с током вставляли железный сердечник и подносили к нему металлические предметы. Что вы наблюдали? ( Предметы притягивались к стержню.) Что вы наблюдали после отключения тока? (Предметы падали на стол). Затем вставляли стержень из закалённой стали. Что вы наблюдали до отключения тока? (Предметы притягивались к стержню.) Что вы наблюдали после подключения тока? (Предметы некоторое время удерживались стержнем.) Какой вывод можно сделать?

Вывод 3. Стальные стержни длительное время сохраняют намагниченность.

Учитель: Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называют постоянными магнитами или просто магнитами.

Объявляется тема урока.

VI. Тема урока. Задача урока.

Формулируется учителем. “Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов”.

Задачи: познакомиться со строением постоянных магнитов; выявить их основные свойства; получить представление о магнитном поле постоянных магнитов.

VII. Словарная работа: объяснить правописание слова “постоянные”.

VIII. Работа с учебником: откройте учебник на стр. 138. Найдите третий абзац, прочитайте его и ответьте на 3 и 4 вопросы на стр. 140.

Как Ампер объяснял намагничивание железа, стали? (Внутри каждой молекулы циркулируют электрические токи.) Как можно теперь объяснить молекулярные токи Ампера? ( В каждом атоме есть электроны, которые при своём движении создают магнитные поля, они и вызывают намагниченность стали и железа).

Опыт №3. Видоизменим немного опыт. Подвешивайте к горизонтально расположенному магниту мелкие металлические предметы вдоль всей его длины. К каждому притянувшемуся предмету снизу осторожно подвешивайте столько других таких предметов, сколько их будет удерживаться. Где обнаруживается самое сильное действие? (Края.) Какое место совсем не притягивает? ( Середина).

Вывод 4. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживается вблизи концов магнита, середина же магнита на железо не действует. Середина называется нейтралью.

Как называются места магнита, где обнаруживается наиболее сильные магнитные действия?

Вывод 5. Места, где обнаруживаются наиболее сильные магнитные действия называются полюсами магнитов.

Наблюдали ли вы подобные явления? ( Да. У катушки с током). Сколько полюсов у магнита? (Два). Как они называются? (Северный и южный). Опыт №4. При помощи магнитной стрелки определите полюса, обозначьте их, наклейте полоски из красной и синей бумаги с буквами N и S.

Вывод 6. Полюсов два: северный и южный. Окрашиваются в синий и красный цвета, обозначаются N и S.

Имеется ли сходство? И если да, то с чем? (Имеется с катушкой с током). Форма магнитов может быть разной. Знакомство с магнитами различной формы. Возьмите магнит и подносите к нему тела, изготовленные из различных веществ и различных металлов. Все ли тела притягиваются к магниту?

Вывод 7. К магниту притягиваются металлические предметы или тела. Но и не все металлические. Хорошо притягиваются железные, стальные предметы и совсем не притягиваются предметы из цветных металлов.

В природе встречаются и естественные магниты. Самое крупное месторождение в России – Курская магнитная аномалия. Обучающиеся знакомятся с магнитным железняком.

IX. Физкультурная минутка.

Снятие моторной напряжённости мышц рук, развитие гибкости, подвижности пальцев.

X. Опыт №5. Подвесьте магнит, поднесите к нему другой магнит одноимённым полюсом. Разноимённым.

Вывод 8. Разноимённые магнитные полюсы притягиваются, одноимённые отталкиваются.

Чем объяснить взаимодействие магнитов? (Тем, что вокруг любого магнита имеется магнитное поле). Магнитное поле одного магнита действует на другой магнит и, наоборот, магнитное поле второго магнита действует на первый.

Опыт №6. Возьмите имеющийся у вас кусок картона и накройте им магнит полностью, чтобы он оказался в середине картона. Насыпьте на картон опилки, постучите слегка карандашом. Что принято за направление силовых линий? Что представляет собой спектр прямого магнита? Ссыпьте опилки с картона в коробочку.

Вывод 9. За направление силовых линий принято направление, по которому двигался бы северный полюс магнитной стрелки. Спектр прямого магнита представляет собой замкнутые линии, выходящие из северного полюса и входящие в южный полюс.

Наблюдали ли вы подобное? И если да, то где? (У катушки с током).

Вывод 10. Как магнитные линии магнитного поля тока, так и магнитные линии магнитного поля магнита – замкнутые линии. Вне магнита – магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный полюс, замыкаясь внутри магнита. Магнитное поле постоянных магнитов похоже на магнитное поле катушки с током.

Опыт №7. При помощи железных опилок получите спектр двух магнитов, обращённых друг к другу одноимёнными полюсами и разноимёнными полюсами.

Вывод 11. Как магнитные линии магнитного поля тока, так и магнитные линии магнитного поля одноимённых магнитов – расходящиеся, магнитные линии магнитного поля разноимённых магнитов – замкнутые линии.

Итак, в X части урока идёт самостоятельное приобретение знаний с помощью учебника. Проводятся эксперименты. Анализируя их, обучающиеся выделяют существенные свойства из несущественного, общее из частного. Созданная в начале урока проблемная ситуация пробуждает острую заинтересованность, необходимость самому отыскивать причину явления, а живая дискуссия в ходе которой нужно отстаивать своё мнение, вызывает психологическое направление, заставляет мыслить. Далее обучающиеся самостоятельно проводят эксперименты под руководством учителя. При этом они сопоставляют, сравнивают полученные результаты на данном уроке, с результатами, полученными на предыдущих уроках.

Сопоставление помогает переосмыслить материал, сравнить и выделить существенные признаки.

XI. Обобщение.

Таким образом, находя сходство, вы сравнивали магнитное поле катушки с током и постоянного магнита. А теперь, сравнивая катушку с током и постоянный магнит, выделите то, что необходимо привести в систему:

  1. Имеют два полюса;
  2. Магнитные линии - это замкнутые линии;
  3. Магнитные линии выходят из северного полюса и входят в южный полюс;
  4. Наиболее сильное взаимодействие у полюсов;
  5. Одноимённые отталкиваются, разноимённые притягиваются.

Для обобщения знаний на уроке использовался приём сравнения, поиска аналогий. От сопоставления, сравнения обучающиеся переходят к классификации, систематизации. Систематизация требует от обучающихся активной работы мысли; из материала всего урока выделить лишь тот, который необходимо привести в систему.

XII. Закрепление знаний.

1. По данному рисунку найдите ошибки, (магнитные линии выходят не из южного полюса, а из северного и к нейтрали тела не притягиваются).

2. Игра “Домино” (28 карточек, 7 из них дублей и 21 игровая карточка)

XIII. Задание на дом. §59. Составить таблицу сравнения катушки с током и постоянного магнита.

XIV. Подведение итогов.

В заключении сделаем вывод, что коррекционно-развивающая работа, проводимая на уроке физики, способствовала развитию компенсаторных анализаторов обучающихся. Эксперименты проговаривались вслух, к каждому был осуществлён дифференцированный, индивидуальный подход, ни один из обучающихся не остался без внимания. В процессе урока у обучающихся развивались: слуховое восприятие, остаточное зрение, зрительные образы, внимание, память, речь, представление, мышление, тактильные ощущения. При проведении опытов развивалась моторика рук, осуществлялась ориентировка в малом пространстве, осуществлялась коррекция познавательной деятельности, коррекция навыков самостоятельной работы, коррекция качеств личности.

Литература

  1. Литвак А.Г. Тифлопедагогика, М., Просвещение, 1990.
  2. Коваленко Б.И. Тифлопедагогика, АПН М., 1990.
  3. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения, М., Просвещение, 1990.
  4. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. Учебное пособие, М. ООО “ИПТК “Логос” ВОС”, 2004.
  5. Малофеев Р.И., Проблемное обучение физике в средней школе, М., Просвещение, 1980.