Цели:
- Познакомить с суффиксальным способом образования прилагательных. Обогащать словарный запас. Учить обосновывать, спорить, доказывать.
- Развивать внимание, память, логику, орфографическую зоркость.
- Воспитывать интерес к родному языку.
Литература:
- Толковый словарь.
- Этимологический словарь.
- Словарь синонимов.
- Словарь антонимов.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У нас всё готово, итак, за работу!
Удачи желаем всем вам!
-К нам сегодня на урок пожаловали гости: директор школы, завуч, учителя района. Какие словарные слова прозвучали? (учитель, директор, сегодня)
Какое слово для вас новое?
Директор - упоминается со времен Петра 1.
Какие задания можно дать с этим словом?
- Орфографический анализ
- Лексическое значение. Директор- управляющий каким –либо заведением.
- Подобрать синонимы. Управляющий, заведующий, начальник, руководитель, администратор, дирижер, босс, патрон и т.д.
- Фонетический разбор. [д и р э к т Ъ р] – 3 слога, 8 букв, 8 звуков, 3 гл., 5 согл.
- Морфемный анализ.
- Родовое гнездо. Директриса, дирекция, директорский, директорствовать, директорат, директорша.
- Как вы думаете, сходны ли по лексическому значению слова директорша и директриса?
Директорша – жена директора.
Директриса- начальница.
7.Мрфологический анализ. – сущ, одуш., нариц. ед. ч. мужск, род, 2 скл
8. Рифмы. Прожектор, вектор, лектор, инспектор, рефлектор, селектор и т.д.
9. Кроссворд.
Д на каждую букву подобрать словарное
слово
И
Р
Е
К
Т
О
Р
- Укажите какой частью речи являются эти слова?
10. Слово-магнит.
+ (положительное) |
- (отрицательное) |
порядок |
неподчинение |
послушание |
расслабленность |
строгость |
лень |
дисциплина |
беспорядок |
доброта |
вред |
власть и т.д. |
11. Составить словосочетания.
Именные: |
Глагольные. |
Властный директор |
буду директором |
Мудрый директор |
говорить о директоре |
Справедливый директор |
докладывать директору |
12. Мини – сочинение.(3-5 мин).
2.Повторение. На доске текст:
Была зима. Снегу намело много. Деревья в лесу стояли по пояс в сугробах. Люди сидели в домах и топили печи.
- Списать, найти орфограммы.
- Третьему ряду придумать продолжение.
- Что можете сказать о первом предложении? (нераспространенное)
- Переделайте его в распространенное.
- Разберите по членам предложения третье предложение.
- Что увидели в третьем предложении? (однородные члены)
-Выпишите из него словосочетания. Укажите спряжения глаголов.
3.Новая тема:
На доске слова:
- Как нужно работать на уроке? (пока закрыто)
Интересно
Эмоционально
Вдумчиво
Грамотно
Аккуратно
- Каким образом появились эти слова? (наречия чаще всего образуются от прилагательных и глаголов)
- А как в нашей речи появились прилагательные?
Лесной – лес
Зубной – зуб
Городской – город
Майский – май
Ветвистый – ветвь
Голосистый – голос
- выделить основы
- чем отличается основа прилагательных от основы существительных?
- с помощью каких суффиксов образуются прилагательные? (-н-,-ск-, -ист-)
- сделайте вывод.
Зеленый – зелень (в старину зелённый)
Синий – синь (в старину- синний)
Румяное – румяна ( румянное)
ИТОГ:
- Что полезного узнали на уроке?
- Что понравилось? Что вызвало затруднение?
-Как себя ощущали на уроке?
- С каким настроением уходите?