Перед современной школой стоит цель: подготовка выпускника с актуальными профессиональными компетенциями, способного решать проблемы модернизации общества на основе современной науки и передовых технологий.
В качестве цели образования выступает человек не только с заданными свойствами — человек реализующий (заказ социума), но и человек рефлексирующий, меняющийся, развивающийся — человек возможностей, готовый стать профессионалом.
Сегодня учитель имеет возможность выбора учебников и программ с учетом потребностей и способностей его учеников. И руководители образовательных учреждений несут ответственность за правильность сделанного выбора. Что в свою очередь предполагает новое содержание профессионально-педагогической деятельности.
Одно из направлений деятельности педагогического коллектива нашей школы – межшкольное взаимодействие на разных уровнях: администрация, учителя, ученики.
С 2007 года мы стали проводить методическую работу с учетом интересов педагогических коллективов двух школ, что позволяет планировать совместную деятельность и развивать взаимоотношения в рамках сетевого взаимодействия на базе экспериментальной площадки.
Примером такого взаимодействия служит межшкольный методический совет по теме “Творческое отношение к педагогическим технологиям как условие повышения качества образования при сохранении здоровья”.
В ходе подготовки к методическому совету было проведено анкетирование, взаимное посещение уроков учителями двух школ по всем предметам, “День открытых дверей” для родителей, воспитателей детских садов и учащихся педагогического колледжа, родительское собрание.
По данным собранным в ходе подготовки к межшкольному методическому совету был отобран материал для включения в тему, представлены графики по школам и определены цели и задачи совместной работы.
Цель методического совета:
- Определить наиболее продуктивно используемые педагогами приемы и элементы педагогических технологий с целью повышения качества образования при сохранении здоровья для внедрения в деятельность других педагогов
Задачи методического совета:
- Определить используемые педагогами приемы и элементы педагогических технологий
- Определить зависимость качества образования и сохранность здоровья от используемых приемов и элементов педагогических технологий
- Знакомство с разными типами уроков, используемых в современной школе, формами и методами работы на инновационном, проблемном, альтернативном, личностно-ориентированном уроке.
- Выделение форм и методов работы, позволяющих максимально реализовать задачи, стоящие перед школой на современном этапе.
План мероприятий по подготовке и проведению методического совета
1. Подготовительный период.
Мероприятия |
Дата. Время |
Отв. |
|
Заседание рабочей группы учителей по подготовке методического совета. (Вопросы обсуждения, разработка сценария методического совета) | |||
Подбор методической литературы по данному вопросу | |||
Объявление темы. Даты и вопросов методсовета учителям | |||
Подготовка раздаточного материала для методсовета | |||
Подготовка открыток для формирования групп на Деловую игру | |||
Проведение анкетирования учителей, учащихся, родителей | |||
Проведение “Дня открытых дверей” | |||
Проведение родительского собрания | |||
Оформление актового зала к методическому совету | |||
Подготовка наглядных материалов к методическому совету |
2. План проведения методического совета
Мероприятия |
время |
Ответственный |
|
1 | Доклад заместителя директора по УВР ГОУ СОШ № 983 по теме методического совета | 15.00 – 15.30 | Нугаева Н.П. |
2 | Содоклад заместителя директора по УВР ЦО № 2000 “Сравнительный анализ использования элементов технологий в ГОУ СОШ № 983 и ЦО № 2000” | 15.30 – 15.45 | Мельник Е.В. |
3 | Деловая игра. Работа в группах по
обсуждению вопросов:
|
15.45-16.25 | Руководители групп |
3 | Кофе-пауза | 16.20-16.30 | Димитрова Г.В. |
4 | Обмен мнениями и впечатлениями о результатах работы | 16.15-16.30 | Представители групп |
5 | Рефлексия. Оценка работы методического совета и своей деятельности. | 16.30-16.50 | Все желающие |
6 | Диагностика комфортности педагога | 16.50 – 16.55 | Психолог ГОУ СОШ № 983 Макласова Е.В. |
Работа группы экспертов. Формирование проекта решения педагогического совета. Его обсуждение. Подведение итогов работы | 16.30 – 17.00 | Нугаева Н.П. |
Оформление актового зала:
- Эпиграф к методическому совету: “Умеющие мыслить умеют задавать вопросы”.
Э. Кинг
- Компьютер, экран, мультимедийный проектор
- Стенды для иллюстрации отчетов групп
Доклад-презентация по теории вопроса.
Методический совет – это Педагогический коллегиальный орган внутришкольного управления, способствующий формированию творческого подхода к педагогической деятельности.
- Что такое педагогическая технология?
Педагогическая технология - это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника.
Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в котором все действия находятся в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.
- Три основные группы педагогических технологий:
- Технологии объяснительно - иллюстративного обучения.
- Личностно - ориентированные технологии обучения.
- Технологии развивающего обучения.
- Специфика педагогической технологии в том, что она требует конкретизации целей
Конструирование учебного процесса
- Концепции и технологии обучения.
В процессе обучения можно выделить как минимум содержательную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать деятельность учащихся) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся) стороны. Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций. Эти концепции в свою очередь обеспечиваются технологиями.
- Рассмотрим некоторые виды технологий:
- Личностно-ориентированное обучение (ЛОО).
- Проблемное обучение.
- Интерактивное обучение.
- Концентрированное обучение.
- Информационные технологии.
- Компьютерные технологии.
- Игровые педагогические технологии.
- Педагогические технологии дистанционного обучения.
- Приоритетное направление развития современного образования.
- Профильное обучение.
- Предпрофильное обучение.
Цель:
Социализация каждого ребенка.
- На современном этапе происходит изменение целей и задач и способов организации деятельности участников образовательного процесса: ученик, учитель, образовательный процесс.
Результат
СТАРЫЕ
|
НОВЫЕ
|
- Данный результат позволяет сделать вывод, что необходима новая форма взаимодействия учителя и ученика – педагогика сотрудничества.
- Педагогика сотрудничества.
- Смена авторитарной позиции учителя на демократическую.
- Развитие способностей учащихся в процессе учения.
- Поиск методов и форм учения, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность.
- Самостоятельный коллективный труд учащихся.
Педагогика сотрудничества позволяет использовать:
- Принцип “развивающей помощи”.
- Дать ученику осознать себя.
- Разбудить его собственную активность и внутренние силы.
- Ученик сам делает выбор, принимает решения и отвечает за них.
Что приводит к трансформации общеучебных умений:
- Умение работать в группе.
- Умение графически оформить текстовый материал.
- Умение творчески интерпретировать имеющуюся информация.
- Умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости.
Следствием чего является необходимость использования технологии развития критического мышления.
Учащиеся должны уметь:
- Сотрудничать.
- Работать на равных и в то же время главенствовать и руководить.
- Уважать людей самого разного происхождения.
- Проявлять личную инициативу.
- Отстаивать свои принципы и в то же время умело увязывать “вечные” ценности с быстро меняющимися ситуациями.
Для этого учение непременно должно быть активным.
- критическое мышление в средней школе – это потребность принятия эффективных решений сложных проблем.
Профессиональная компетентность в существующем тысячелетии станет синонимом умения решать проблемы.
Наша задача, как педагогов, заключается в том, чтобы дать детям навыки и умения мыслить критически для решения проблем и принятия решений.
Анализ использования элементов технологий
Элементы технологии проблемного обучения
Элементы технологии проблемного обучения, Элементы личностно-ориентированного обучения, Элементы КСО, рассмотрены графически в сравнительном анализе для учителей, родителей и учащихся.
Деловая игра.
Задачи Деловой игры.
- Определить, что собой представляет урок с использованием данной технологии.
- Определить методы и формы.
- Определить степень продуктивности данной технологии.
- Дать рекомендации по целесообразности использования в учебном процессе с учетом профильного обучения как условия повышения качества образования при сохранении здоровья.
Примерный план для отчета группы
- Характерные методы и приемы данной технологии.
- Целесообразность применения элементов технологи на различных уроках.
- Выявление учителей в группе имеющих опыт работы по данной технологии.
- Предложения по использованию.
Рефлексия
Оценка работы методического совета и своей деятельности.
Диагностика комфортности педагога
Вывод:
Качество урока зависит от личности педагога, его заинтересованности в результате своего труда.