Цели и задачи урока:
- Закрепить правописание слов в словосочетаниях. (развитие орфографической зоркости)
- Совершенствовать умение составлять словосочетания с типом связи «примыкание».
- Воспитывать чувства прекрасного.
Оборудование: плакат со словарными словами, листы-шпаргалки, сигнальные карточки, кассета с произведением К. Глюка «Орфей и Эвридика».
Ход урока
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
-Что такое счастье? Что значит быть счастливым? Хорошая оценка, похвала учителя и родителей, доброжелательные взаимоотношения между тобой и окружающими тебя людьми, можно ли это назвать счастьем? Что необходимо делать, чтобы после каждого урока вы уходили счастливым?
Сегодня на уроке мы повторим правила правописания слов в словосочетаниях и предложениях, а также будем совершенствовать знания о типах связи слов в словосочетаниях.
2. Работа над словарём.
На доску вывешивается плакат со словарными словами, где пропущены буквы:
эл.ктричество, эл.ктростанция, э.скурсия, эск.латор, як.рь
-Запишите эти слова в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, используя орфографический словарь в учебнике.
Пока дети работают, учитель переворачивает плакат, где на обратной стороне правильное написание словарных слов.
-Прочитайте хором с доски словарные слова и постарайтесь запомнить их написание.
Работа в печатной тетради.
-Откройте тетради «Пишем грамотно» №2, на странице 35 ,упражнение №3. Используя словарные слова, дополните предложения.
Кто закончил, поднимает сигнальную карточку.
-Прочитайте получившиеся предложения.
3. Повторение знаний о типах связи слов в словосочетаниях.
-Следующий вид работы выполним по вариантам. На доске записаны слова, вместо точек поставьте подходящие по смыслу слова из упр.№3 так, чтобы получилось словосочетание, определите вид связи.
Самостоятельная работа.
I вариант- поднять
II вариант-инструментов
К доске вызываются по два ученика с каждого варианта. Один – выбирает нужное слово, записывает словосочетание, определяет вид связи. Другой - консультирует, предупреждает ошибки.
Проверка: отвечает ученик, который консультировал.
I вариант- поднять якорь (управление)
II вариант- музыкальных инструментов (согласование)
Фронтальная работа.
-Теперь поработаем вместе. На доске осталось ещё одно словосочетание: ясный звук.
-Какой тип связи в этом словосочетании? (согласование)
-Измените в этом словосочетании слова на однокоренные так, чтобы получился тип связи «примыкание» и запишите получившееся словосочетание.
К доске выходит ученик и объясняет, какой тип связи называется «примыканием» и изменяет словосочетание: звучать ясно (примыкание).
4. Работа с учебником (закрепление).
Игровой момент.
-Любите ли вы играть?
- Поиграем в игру «Угадай-ка». Прочитайте задание к упражнению №1, стр.100 в учебнике. Мы это задание выполним устно, угадайте пары словосочетаний, где зависимые слова были бы однокоренными, назовите однокоренные зависимые слова:
устный ответ - устно ответить
быстрый бег - быстро бежать
яркий блеск - ярко блестеть
громкий крик - громко кричать
тихо петь - тихое пение
-Какие слова называются однокоренными? Для чего необходимо уметь подбирать однокоренные слова? (для проверки орфограмм)
Физминутка.
У нас славная осанка
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём тихо, как лисята,
А вот если надоест,
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
Работа в парах.
- Найдите упражнение №3, стр.101. Прочитайте задание и ответьте на вопросы. Вы будете работать в парах, окончание работы сигнализируйте сигнальной карточкой.
Далее учащиеся производят самопроверку с помощью листа–шпаргалки, который лежит на парте.
Лист-шпаргалка.
бежишь прочь
падаешь навзничь
завернешь направо
умчишься вскачь
ударишь навзничь
ждать невтерпёж
-При проверке ставится оценка «5» за безошибочное выполнение задания, в остальных случаях оценку не ставят.
-Найдите рубрику «Повторение пройденного», стр.100 (учащиеся вспоминают правило, когда в наречиях пишутся суффиксы -о, -а).
5. Самостоятельная работа.
-В тетради «Пишем грамотно»№2, выполните упражнение №2.
Это задание проверяет учитель на уроке, и все учащиеся получают в тетрадь оценку.
6. Динамическая пауза.
Прослушивание отрывка «Мелодия» из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика».
-Что вы себе представили, слушая это произведение? Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? Может ли человек, испытывающий в момент прослушивания чувства восхищения, восторга, удивления, считать себя в этот момент счастливым?
Работа по учебнику, упражнение №4,стр. 101.
Учитель читает текст.
-Ребята, а теперь прочитайте этот текст про себя. Почему это произведение называется «Какие вы счастливые» (беседа)?
-Каждый учитель чувствует себя счастливым, когда видит успех своих учеников. Я сегодня буду по-настоящему счастлива, если вы постараетесь и выполните это упражнение без ошибок.
6. Итог урока.
-Сегодня на уроке вы совершенствовали умение составлять словосочетания с таким типом связи, как примыкание. Каждый из вас, я надеюсь, стал счастливым от полученных знаний, ведь с их помощью вам будет легче строить предложения.
7. Домашнее задание.
По учебнику стр.101, упражнение №2.