Конспект урока русского языка для 4-го класса по теме "Правописание слов в словосочетании" (по программе "Начальная школа XXI века"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Закрепить правописание слов в словосочетаниях. (развитие орфографической зоркости)
  2. Совершенствовать умение составлять словосочетания с типом связи «примыкание».
  3. Воспитывать чувства прекрасного.

Оборудование: плакат со словарными словами, листы-шпаргалки, сигнальные карточки, кассета с произведением К. Глюка «Орфей и Эвридика».

Ход урока

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

-Что такое счастье? Что значит быть счастливым? Хорошая оценка, похвала учителя и родителей, доброжелательные взаимоотношения между тобой и окружающими тебя людьми, можно ли это назвать счастьем? Что необходимо делать, чтобы после каждого урока вы уходили счастливым?

Сегодня на уроке мы повторим правила правописания слов в словосочетаниях и предложениях, а также будем совершенствовать знания о типах связи слов в словосочетаниях.

2. Работа над словарём.

На доску вывешивается плакат со словарными словами, где пропущены буквы:

эл.ктричество, эл.ктростанция, э.скурсия, эск.латор, як.рь

-Запишите эти слова в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, используя орфографический словарь в учебнике.

Пока дети работают, учитель переворачивает плакат, где на обратной стороне правильное написание словарных слов.

-Прочитайте хором с доски словарные слова и постарайтесь запомнить их написание.

Работа в печатной тетради.

-Откройте тетради «Пишем грамотно» №2, на странице 35 ,упражнение №3. Используя словарные слова, дополните предложения.

Кто закончил, поднимает сигнальную карточку.

-Прочитайте получившиеся предложения.

3. Повторение знаний о типах связи слов в словосочетаниях.

-Следующий вид работы выполним по вариантам. На доске записаны слова, вместо точек поставьте подходящие по смыслу слова из упр.№3 так, чтобы получилось словосочетание, определите вид связи.

Самостоятельная работа.

I вариант- поднять

II вариант-инструментов

К доске вызываются по два ученика с каждого варианта. Один – выбирает нужное слово, записывает словосочетание, определяет вид связи. Другой - консультирует, предупреждает ошибки.

Проверка: отвечает ученик, который консультировал.

I вариант- поднять якорь (управление)

II вариант- музыкальных инструментов (согласование)

Фронтальная работа.

-Теперь поработаем вместе. На доске осталось ещё одно словосочетание: ясный звук.

-Какой тип связи в этом словосочетании? (согласование)

-Измените в этом словосочетании слова на однокоренные так, чтобы получился тип связи «примыкание» и запишите получившееся словосочетание.

К доске выходит ученик и объясняет, какой тип связи называется «примыканием» и изменяет словосочетание: звучать ясно (примыкание).

4. Работа с учебником (закрепление).

Игровой момент.

-Любите ли вы играть?

- Поиграем в игру «Угадай-ка». Прочитайте задание к упражнению №1, стр.100 в учебнике. Мы это задание выполним устно, угадайте пары словосочетаний, где зависимые слова были бы однокоренными, назовите однокоренные зависимые слова:

устный ответ - устно ответить

быстрый бег - быстро бежать

яркий блеск - ярко блестеть

громкий крик - громко кричать

тихо петь - тихое пение

-Какие слова называются однокоренными? Для чего необходимо уметь подбирать однокоренные слова? (для проверки орфограмм)

Физминутка.

У нас славная осанка
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём тихо, как лисята,
А вот если надоест,
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.

Работа в парах.

- Найдите упражнение №3, стр.101. Прочитайте задание и ответьте на вопросы. Вы будете работать в парах, окончание работы сигнализируйте сигнальной карточкой.

Далее учащиеся производят самопроверку с помощью листа–шпаргалки, который лежит на парте.

Лист-шпаргалка.

бежишь прочь
падаешь навзничь
завернешь направо
умчишься вскачь
ударишь навзничь
ждать невтерпёж

-При проверке ставится оценка «5» за безошибочное выполнение задания, в остальных случаях оценку не ставят.

-Найдите рубрику «Повторение пройденного», стр.100 (учащиеся вспоминают правило, когда в наречиях пишутся суффиксы -о, -а).

5. Самостоятельная работа.

-В тетради «Пишем грамотно»№2, выполните упражнение №2.

Это задание проверяет учитель на уроке, и все учащиеся получают в тетрадь оценку.

6. Динамическая пауза.

Прослушивание отрывка «Мелодия» из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика».

-Что вы себе представили, слушая это произведение? Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? Может ли человек, испытывающий в момент прослушивания чувства восхищения, восторга, удивления, считать себя в этот момент счастливым?

Работа по учебнику, упражнение №4,стр. 101.

Учитель читает текст.

-Ребята, а теперь прочитайте этот текст про себя. Почему это произведение называется «Какие вы счастливые» (беседа)?

-Каждый учитель чувствует себя счастливым, когда видит успех своих учеников. Я сегодня буду по-настоящему счастлива, если вы постараетесь и выполните это упражнение без ошибок.

6. Итог урока.

-Сегодня на уроке вы совершенствовали умение составлять словосочетания с таким типом связи, как примыкание. Каждый из вас, я надеюсь, стал счастливым от полученных знаний, ведь с их помощью вам будет легче строить предложения.

7. Домашнее задание.

По учебнику стр.101, упражнение №2.