Цель: познакомить учащихся с понятиями радиофизики, методами защиты от радиационного ионизирующего воздействия, способами поведения в условиях радиационной опасности.
Задачи урока:
- закрепление навыков решения расчетных задач по ядерной физике с использованием возможностей электронной таблицы «Периодическая таблица химических элементов»;
- развить навыки самостоятельной работы с заданиями контролирующего вида, с научными текстами и схемами;
- воспитывать внимательное, заботливое отношение к окружающей среде, развивать критическое мышление по отношению к малоизученным явлениям природы, формировать способы поведения в чрезвычайных ситуациях.
Мотивация: отношение людей к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им изучена
Знать:
- Ионизирующее излучение.
- Доза излучения.
- Экспозиционная доза.
- Качество облучения.
- Критические органы.
- Эффективная эквивалентная доза.
- Радиопротектор.
- Способы защиты.
План:
- Организационный момент.
- Опрос учащихся по материалу предыдущего урока:
- устный опрос у доски;
- контролирующее задание на местах.
- Изложение нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Задание на дом.
1.Организационный момент.
Учитель определяет порядок выполнения заданий на начало урока. Оговаривает значение раздаточного материала на столах учащихся (тестовые задания, схемы- проникающая и ионизирующая способность излучений, словарь терминов).
2. Опрос учащихся по материалу изученных тем «Изотопы. Ядерные реакции и превращения.»
Задания для работы у доски (Приложение 2) выполняется учащимися с помощью эл.таблицы элементов (5 мин.)
Одновременно с этим один из учащихся проводит словарно-схематическую работу по терминам предыдущих уроков (Презентация, слайд 1).
Остальная часть класса работает по тестовым заданиям (Приложение 3)-(5мин)
Затем происходит самопроверка учащимися своей работы (слайд №2), проверка работ учащихся у доски. Анализ полученных результатов.
3. Объяснение новой темы.
В схеме приведенной на доске указано понятие «ионизирующее излучение», оно тесно связано с радиоактивностью и свойством изотопичества в целом. На предыдущем уроке мы рассмотрели направления использования радиоактивных изотопов в различных сферах деятельности человечества (слайд 4). Давайте кратко вспомним о них - это меченые атомы, получение элементов, не существующих в природе, ядерная хронометрия, в медицине(при лечении, диагностике), в биологии(селекция), в промышленности (дефектоскопия). Однако наряду с положительными достоинствами свойства испускать радионуклидами ионизирующие лучи не следует забывать,что в ходе ионизации атомов излучением происходит перераспределение электронов в атомах подвергшихся действию радиации, а следовательно к нарушению молекулярной структуры вещества. Это и обусловливает негативное биологическое воздействие ионизирующих и ядерных излучений.
Сегодня на уроке нам предстоит понять, что отношение людей к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она ими изучена.
На слайде и на столах приведен «урочный словарь терминов» (слайд 6), с которыми предстоит нам сегодня познакомиться.
Итак все ли излучения можно считать ионизирующими? Конечно нет, а лишь такие энергия которых способна вызвать ионизацию. Прошу вас ознакомиться с таблицей «Свойства ядерных ионизирующих излучений» (Приложение 4). Какие из указанных частиц, по вашему мнению, достаточно опасны при взаимодействии с органами и тканями? Почему ?
Рассмотрим источники ионизирующих излучений, окружающих человека (слады 7,8).
Мерой воздействия ионизирующего излучения на тело является доза излучения. Поглощенной дозой излучения называется энергия излучения, поглощенная в единице массы вещества. Её единицей является 1Гр (грей).
Понятие поглощенной дозы применимо к любому материалу, однако наибольший интерес представляет воздействие ионизирующей радиации на живые ткани и организмы. Для оценки значимости такого воздействия вводят понятие экспозиционной дозы, характеризующей величину энергии излучения, затраченной именно на ионизацию - 1Р(рентген).
Довольно скоро выяснилось, что ситуационное многообразие воздействия радиации на организм - сложную биосистему -не позволяет ограничиваться понятием экспозиционной дозы. Доза учитывающая качество облучения, называется эквивалентной дозой облучения – 1 бэр (биологический эквивалент рентгена).
Следует учесть различную биологическую чувствительность органов и тканей, поэтому при одинаковых дозах вероятность проявления негативных последствий будет различная. По действующим «Нормам радиационной безопасности» органы и ткани человека разделяют по радиочуствительности на три группы (слайд 11). Многие химические элементы вообще и радионуклиды в частности при попадании в организм из вне распределяются в нем неравномерно, а сосредотачиваются в отдельных органах, вследствие предопределенных генетикой биохимических процессов. К большому сожалению организм путает стабильные нуклиды и радиоактивные и запускает последние по «привычным биохимическим связям», кроме того зачастую путает радионуклиды и осаждает крайне токсичные элементы в так называемых критических органах (слайд 12).
Учет различной радиочувствительности привел к появлению новой физической величины –эффективной эквивалентной дозы -1Зв(зиверт). Посмотрите, с какими дозами ионизирующих излучении вы сталкиваетесь в повседневной жизни (слайд 13).
Каковы же последствия облучения при больших дозах ? (Приложение 5)
Человек создал приборы радиационной разведки (слайд 14) для определения уровня радиационного загрязнения местности. С одним из них (РБД) мы проведем замеры в нашей классной комнате, особенное внимание обратим на показания возле работающего компьютера.(При измерении стрелка прибора не отклоняется от обычных показаний при приближении к компьютеру, так же не срабатывает и электронный датчик. Тем самым можно указать на то, что обнаружить излучение в продуктах питания бытовым способом, на рынке, также проблематично)
Каким же способом человеку уберечься от ионизирующих излучений? Давайте попытаемся составить некий план действий в случае объявления радиационной угрозы. В этом вам помогут (Приложение 6). Дети вместе с учителем формулируют порядок действий в случае возникновения радиационной опасности: прослушивание СМИ об угрозе. Сбор документов и предметов первой необходимости, отключение электропитания и газопитания дома, надев средства индивидуальной защиты, следовать в места сбора для эвакуации(военкомат, здание администрации). Во многих странах мира разработаны и действуют принципы радиационной защиты населения в отсутствии массовой радиационной опасности – это принципы «АЛАРА» (слайд 15).
Все данные которыми мы пользуемся на уроке, являются открытой информацией, содержатся в справочниках, в книгах по ОБЖ. Однако население верит в ряд мифов, которые предстоит сейчас или подтвердить или развеять (слайд 16).
Итак, следующий термин, радиопротекторы – средства, снижающие негативное
воздействие ионизирующей радиации. Уменьшения содержания радионуклидов в пище
можно достигать и правильной технологией ее приготовления. Так, при варке мяса
50—б0% содержащихся в нем радионуклидов переходят в бульон в первые 10 мин.
Сливом первого бульона можно соответственно уменьшить их содержание в
приготовляемой пище.
Если вы предполагаете, что радиоактивные вещества все же попали внутрь
организма, нужно принять 25—З0 г активированного угля и через 15—20 мин промыть
желудок двумя-тремя литрами воды. Однако существует простейшая и действительно
очень эффективная радиопротекторная методика, умелое использование которой
позволит в некоторых случаях существенно снизить степень и масштабы лучевого
поражения - это йодная профилактика (блокада).
5.Заключительное слово учителя.
Вот и закрашено последнее слово словаря терминов нашего урока, а значит пора подводить итоги. Ребята о чем новом вы узнали сегодня? Что вызвало у вас затруднение, непонимание?
Да, знание которое приобрел к сегодняшнему дню Человек столь велико, что не всегда Он понимает степень опасности неосмотрительного пользования эти Знанием. Я надеюсь, что естественный радиационный фон вашей среды обитания не будет взбешен чьими - то амбициозными политическими планами, и ваши жизни не станут разменными монетами появившегося ядерного терроризма.
Иначе, современная эволюция Человека может предстать перед будущими жителями планеты Земля в неприглядном виде. (Демонстрация видеофрагмента взрыва атомной бомбы.)
Урок закончен. Домашнее задание вам предстоит выполнить письменно, заполнив словарь терминов. В этом вам поможет параграф 114.
Литература:
- Первое сентября. Приложение «Физика».Факультатив «Ионизирующее излучение» № 15 1997 г.
- Дж. Б. Мэрион. Общая физика с биологическими примерами., М., «Высшая школа»1986 г.
- А. Г. Енохович Справочник по физике и технике.
- Интернет ресурсы http;//www-college.ru; http://pripyat.com.ru